![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины педагогических конфликтов
1. Объективные причины педагогических конфликтов:
2. Субъективные причины: · Психологическая несовместимость учителя и ученика. · Наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую " конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.). · Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика. · Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика. · Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований. · Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей). · Наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса. · Чрезмерная загруженность учителя или ученика. · Вынужденная бездеятельность ученика. · Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе. · Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др. Виды педагогических конфликтов: 1. Межличностны е (столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, противодействуют и мешают друг другу). 2. Межгрупповые (противоборство групп в коллективе, социуме). 3. Внутриличностные (столкновение противоположно-направленных мотивов, потребностей, интересов у 1-го человека). 4. Между личностью и группой (возникает в случае расхождения, несовпадения позиции одного члена группы и всей группой («моббинг»). К.Томас выделил 5 способов поведения в конфликте: · Соревнование (соперничество, противоборство, подавление ) — стремление добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других. Характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. · Приспособление (подчинение, уступчивость) - вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций, пренебрежение собственными интересами ради других. · Уклонение (избегание, уход) - индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. · Компромисс — соглашение между конфликтующими сторонами, которое достигается путем взаимных уступок. · Сотрудничество — альтернативное решение конфликта, которое полностью удовлетворяет интересы конфликтующих сторон. Считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Согласно К. Томасу: · В случае избегания конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха. · В случаях соперничества, приспособления и компромисса, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или обе стороны проигрывают, потому что идут на компромисс. · Только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
|