![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация форм учебной деятельности
1. По способу получения образования: очная, заочная, вечерне-сменная и т.д. И в том числе – самообразование. 2. По количеству образовательных учреждений, в которых учится обучающийся, проходя одну образовательную программу: · обычный вариант (наиболее распространенный): одна образовательная программа – одно образовательное учреждение (школа, профессиональное училище, колледж, университет и т.д.); · другие варианты – обучающийся посещает несколько образовательных учреждений, проходя одну образовательную программу. Например, межшкольные учебно-производственные комплексы, где старшеклассники нескольких школ района проходили трудовое обучение. 3. По системам обучения (систему обучения можно определить как механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы – начального образования, общего среднего образования, высшего образования и т.д.): 3.1. Классификация по участию или неучастию педагога (педагогов) в процессе учения: 3.1.1. Самоучение (самообразование) – целенаправленная учебная деятельность, управляемая самой личностью без участия педагога. 3.1.2. Самостоятельна учебная работа – можно сказать высшая форма учебной деятельности (также, как и самоучение). 3.1.3. Учение с помощью педагога (педагогов). В свою очередь учение (обучение) с помощью педагогов можно подразделить (классифицировать) на индивидуализированные системы учения-обучения и коллективные системы. 3.2. Индивидуализированные формы (системы): · Индивидуальная форма обучения. Она предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому. · Индивидуально-групповая форма, когда ученики разного возраста, уровня подготовленности собираются в одном месте и один педагог, поочередно работая с каждым и давая им задания, может обучать группу учащихся. Индивидуально-групповая форма является сегодня, в частности, основной в сельской малокомплектной школе. 3.3. Коллективные системы учения-обучения. · Коллективная классно-урочная система обучения. Характерные черты: • В группы (классы) постоянного состава входят учащиеся, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности к обучению. Учитель работает со всем классом (фронтально) или с группами внутри классов, давая им разные задания. • Основной формой обучения является урок – отрезок обучения в 40–45 минут, представляющий относительно законченный по содержанию и способу построения единицу учебного процесса. • Все содержание образования делится на отдельные дисциплины. • Весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, учебные дни, каникулы, а занятия ведутся по единому плану и расписанию. • Учитель осуществляет руководство учебной деятельностью, объясняет новый материал, дает задания, контролирует их выполнение. Достоинства классно-урочной системы: четкая организованность и упорядоченность учебной работы, организующая роль педагога, экономичность обучения – сочетаются с рядом серьезных недостатков: ограниченными возможностями индивидуального подхода, ориентацией на «среднего» ученика, работой в едином для всех темпе, преимущественно вербальным (словесным) характером деятельности, определенной искусственностью в делении всех занятий на 40–45 минутные отрезки. · Лекционно-семинарская система обучения (ее еще называют курсовой) – начиная с XIII – XIV вв., когда в Европе возникли первые университеты – основная форма обучения в высших учебных заведениях. Рассчитана на более высокий уровень интеллектуального развития обучающихся – студентов и отличается большей степенью самостоятельности студентов. В тоже время у лекционно-семинарской системы есть много сходных черт с классно-урочной. 4. По основанию непосредственного или опосредованного общения с педагогом и/или учебными материалами: · обычный, традиционный вариант – обучающийся непосредственно встречается с педагогом, у него есть перед глазами книги и другие средства обучения; · другой, сравнительно новый и перспективный вариант – опосредованного общение с педагогом и средствами обучения согласно современному принципу «доставки образовательных услуг на дом». · Дистантное обучение – форма обучения, отличающаяся преимущественно разделенным во времени и пространстве опосредованным учебными текстами общением обучающих и обучающихся. 5. По основанию «монолог-диалог»: · традиционный вариант – монологическое обучение: учитель, лектор говорит, показывает – все обучающиеся слушают и записывают, или ученик отвечает урок – учитель и все остальные учащиеся слушают; · диалогические формы занятий, в том числе интерактивные формы учения-обучения, которое происходит в процессе обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами учебного процесса. 6. По месту проведения учебных занятий: · стационарные занятия в одном и том же месте – в школе, университете и т.д.; · выездные занятия – экскурсии, выездные занятия на предприятиях, в других образовательных учреждениях, производственная практика обучающихся, летние учебные лагеря, воскресные школы, выездные школы (например, школы молодых ученых) и т.п. 7. По целевой направленности: вводные занятия, занятия по формированию знаний и умений, занятия по обобщению и систематизации знаний и умений, заключительные занятия, занятия по контролю освоения учебного материала: контрольные работы, тестирование, собеседования, зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ; а так же самооценивание обучающимися. 8. По видам учебных занятий: урок, лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях), игра, тренинг и т.д. 12.Контроль и оценка в обучении, методы контроля учебно-познавательной деятельности. Контроль - осуществление обратной связи в обучении, определение эффективности работы обучаемых и преподавателя с целью коррекции педагогического процесса.
|