Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нетипичные формы правления






Размежевание формы правления на монархии и республики, а их на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики имеют довольно жесткий характер.

Критерии, приведенные ранее, для различения форм правления и на сегодняшний день сохраняют свою актуальность. Но на их основе появляются новые признаки путем наслоения, сращивания, в результате мы имеем дело с ранее неизвестными формами. Интересно, что возникающие государства все чаще приобретают именно те, неизвестные формы, соединяя разные черты, а традиционные формы уступают им место (распад СССР, Югославии, Чехословакии). Здесь речь идет не о том, что в развитых и развивающихся государствах исчезли отличия между монархией и республикой (по своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии). Поэтому, говоря о нетипичных формах правления, мы выделяем тот факт, что устраняется та жесткость нынешней классификации и по общим признакам сливаются черты монархии и республики (Малайзии), ограниченной и неограниченной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.).

Этому есть несколько объяснений. Во-первых, последние десятилетия показывают, что для управления государством важно иметь не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов, а сколько для установления тех необходимых нитей взаимосвязей, взаимодействия, которые должны в итоге привести к эффективной работе высших органов и должностных лиц государства. Отсутствие этого, как, показывает история, ведет к кризису всей политической системы. В свою очередь, создание " гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, происходящее либо за счет уменьшения роли парламента, либо президента, либо ответственности правительства и президенту, парламенту, что ведет к неопределенности.

Во-вторых, типичной форме правления, как таковой, присуще недостатки. К примеру, президентская республика часто перерастает в президентский авторитаризм, что наглядно показывает появление латинских суперпрезидентских или африканских президентско-монистических республик. Недостатки свойственны и парламентарной республике, сто выражается в кризисности, нестабильности и частой смене правительства. По мнению исследователей, включение позитивных сторон президентской республики в темные дыры парламентарной и наоборот поможет устранить недостатки традиционных форм.

В-третьих, появление нетипичных форм связано с расширением и уяснением все большим числом государств общечеловеческих ценностей. Под воздействием таких идей в некоторых странах Ближнего Востока приняты конституции. Но эти конституции не ограничивают полномочия монарха, признают монарха единственным источником власти, а парламент действует лишь как совещательный орган. А в некоторых странах парламент и вовсе распущен.

Наконец, изменения в форме правления связаны с давлением и борьбой прогрессивных сил. Примером может служить появление новой конституции Непала 1990 г.[12]

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал