Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полупрезидентская, полупарламентская республика






Так как число вариантов рассмотрения нетипичных монархий ограничено, то они не вызывают заинтересованности у исследователей. Перспективнее выглядит рассмотрение “гибридных” республиканских форм правления, которые представляют большее разнообразие. Иногда прослеживаются признаки, не присущие исходным формам. В итоге, мы имеем дело не просто со смешением форм, а с зарождением гибрида.

Как мы уже знаем, принципиальным отличием президентской республики от парламентской состоит в способе ответственности правительства, а остальные характеристики не играют первостепенной роли.

В последнее время эта черта повергалась различным изменениям. Как следствие, становится все больше полупрезидентских, полупарламентарных республик, а все меньше традиционных - президентских и парламентарных республик.

К положительными моментами президентской республики, можно отнести стабильность правительства, ведь парламентом не может отправить его в отставку. Еще к одной позитивной черте этой формы указывают единство исполнительной власти. В свою очередь, сильной стороной парламентской республики является ответственность правительства перед парламентом, которое должно учитывать деятельность парламента и общественное мнение. Недостатком президентской республики относят то, что она часто перетекает в авторитаризм. Изъяном парламентской республики может быть нестабильность и, как следствие, частый роспуск.

При слиянии указанных выше признаков парламентской и президентской республик, в первой из них вводится ограничение вотума недоверия, а во второй - создаются ограниченные формы вотума недоверия. По-разному при этом ограничивается вотум недоверия. К примеру, в Германии предусмотрен " конструктивный вотум недоверия", принимающийся при вступлении в должность избранного канцлера. Это действие призвано исключить " бесправительственное" состояние государства. Интересно, что определенное время после избрания нового канцлера, предыдущее правительство продолжает исполнять свои полномочия вплоть до формирования нового правительства.

Иначе дело обстоит во Франции. Там необходимо, чтобы резолюция порицания была мотивирована, инициатива не менее десятой части состава нижней палаты, а для его принятия нужно абсолютное большинство палаты. При этом, такие случаи довольно редки.

Еще одной причиной возникновения смешанных форм, в президентской республике, является установление ответственности перед парламентом не всего правительства, а отдельных министров. Это направление отразилось в конституциях латиноамериканских стран (Венесуэле, Колумбии, Перу, в Уругвае, Коста-Рике, Эквадоре и др.).

Таким наглядным примером смешанной формы является республика Перу по конституции 1933 года. Отличительной характеристикой формы правления в Перу была двойственность ответственности правительства по отношению к президенту и парламенту. Совет министров был ответственен как перед президентом, так и перед законодательным органом. К тому же реализацию президентом некоторых своих важных функций конституция ставила в преимущественную зависимость от волеизъявления конгресса.

Необычная форма правления имела место и Панаме в середине второй части прошлого века. Эта необычность заключалась в особой позиции главы правительства. Согласно конституции 1972 года он был ключевой фигурой государственного механизма. В свою очередь президент сводился к второстепенной фигуре. Совет кабинета, в основном, обладал консультативными полномочиями и действовал как вспомогательный орган при главе правительства.

В ряде стран, с такой формой правления как президентская республика, учреждается должность премьер-министра (Египет, Турция и др.). Но, являясь помощником президента, не он направлял деятельность правительства. Это полномочие принадлежало президенту, который также имел прав председательствовать заседаниях правительства. Премьер-министр председательствовал в правительстве на неофициальных заседаниях, и то в некоторых государствах только по поручению президента. Однако специфика заключалось в том, что при этом правительство было ответственным перед парламентом Любопытен и тот факт, что правительство формировалось без согласия парламента, непосредственно президентом.[15]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал