Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие традиций русской актерской школы во второй половине XIX века
Своеобразие московской актерской школы. Актерское искусство Малого театра и его выдающихся мастеров. Черты реалистического стиля в актерском искусстве. Органика актерской игры и стремление к правде характера. Владение внутренней (социальной, бытовой, психологической) характерностью роли. Пластичность, точность жанровой подачи роли. Искусство перевоплощения и создания художественных типов. П.М. Садовский (1818–1872) Основоположник школы Островского в русском актерском искусстве. Органичность, верность «натуре», народность юмора, точность бытовых характеристик, внимание к внутренней стороне жизни образа. Л .П. Никулина-Косицкая (1627–1868) – первая исполнительница роли Катерины в драме «Гроза». Русская душа актрисы и национальный характер исполнения бытовых ролей. Г.Н. Федотова (1846–1925) – образцовая актриса школы Островского. Виртуоз актерской техники, знаток женского сердца и женской природы, истолковательница духовной сущности играемых ролей. М.Н. Ермолова (1853–1928) – великая трагическая актриса. Лауренсия («Овечий источник»), Иоанна д’Арк («Орлеанская дева»), Мария Стюарт. Идеализация и героизация образов Катерины («Гроза»), Тугиной («Последняя жертва»), Негиной («Таланты и поклонники»), Кручининой («Без вины виноватые»). Своеобразие петербургской актерской школы. Актерское искусство Александринского театра. М. Г. Савина (1854–1915) – от «горестей и скитаний» по театральной провинции до положения «хозяйки» Александринской сцены. Нора («Кукольный дом») на русской сцене. И.С. Тургенев и тургеневские героини в судьбе Савиной: Верочка и Наталья Петровна («Месяц в деревне»), Лиза («Дворянское гнездо»). Пристрастие к комедийным ролям, неприятие драматургии натурализма и символизма, отстаивание принципов академизма на императорской сцене. Сценическое соперничество с П.А. Стрепетовой. П.А. Стрепетова (1850–1903) – дебют в Ярославле, простонародность, русскость трагического дарования актрисы. Переход на столичную сцену. Некрасовские мотивы ее творчества. Трагическая высота исполнения ролей Лизаветы («Горькая судьбина»), Катерины («Гроза»), Матрены («Власть тьмы»). Враждебность публики, конфликты с дирекцией императорских театров, сценическое соперничество с М.Г. Савиной. В.Н. Давыдов ( 1849–1925) – продолжатель традиций И.И. Сосницкого и А.Е. Мартынова на петербургской сцене. Классическое исполнение ролей русского репертуара: Фамусов («Горе от ума»), Городничий («Ревизор»), Расплюев («Свадьба Кречинского»), Нароков («Таланты и поклонники») и др. Точность в разработке характерного рисунка роли. Глубина раскрытия внутренней жизни персонажа. Основная литература: 1. Альтшуллер А. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александринской сцены. Л., 1968. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Altshuller/teatr_masterov/ 2. История русского драматического театра: от его истоков до начала ХХ века. Учебник для студентов театральных вузов. Изд. ГИТИС. 2005.– 703 с. 3. Марков П. Малый театр и его актер. Малый театр тридцатых и сороковых годов XIX века. Об Александринском театре // Марков П. О театре. В 4-х тт. М., 1974. Т. 1: Из истории русского и советского театра. Дополнительная литература: 1. Алперс Б. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979. 2. Кугель А. Театральные портреты. А.И. Южин. М.Н. Ермолова, К. Н. Варламов, М. Г. Савина. Л.: Искусство, 1967. 382 с.1967 3. Марков П. О театре. В 4-х тт. М., 1974. Т. 2: Театральные портреты. Ермолова. Южин. Давыдов. 4. Степун Ф. Основные типы актерского творчества. Природа актерской души // Из истории советской науки о театре. 20-е годы. Сб. ст. М., 1988.
|