Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление режиссуры как культурного феномена в России рубежа XIX-XX вв.






Феномен «рубежа веков» в русской культуре конца XIX-начала ХХ века: рубежность, кризисность, многовекторность художественного процесса.

Своеобразие театрального процесса на рубеже столетий. Вызревание в русском театре осознания необходимости режиссуры. Влияние опыта мейнингенской труппы (гастроли в России, 1885, в 1890 гг.) на возникновение и формирование русской режиссуры рубежа XIX-XX вв. Появление новой драматургии, требующей принципиально новых форм сценического воплощения. Возникновение режиссуры как особого вида театрального мышления и творчества.

Режиссерские искания К.С. Станиславского, Вл.И. Немировича-Данченко, Вс. Э. Мейерхольда, М. А. Чехова, Евг. Вахтангова, Н.Н. Евреинова, А.Я. Таирова.

Профессионально-творческие предпочтения и интересы (жанровые тяготения, выбор авторов, степень социально-политической ангажированности, педагогические взгляды. Разнообразие постановок. Особенности режиссерской концепции спектаклей.

К.С. Станиславский (1863-1938). «Чайка»(1898) А. П. Чехова, «Доктор Штокман» (1900) Г. Ибсена, «Синяя птица» (1908) М. Метерлинка, «Месяц в деревне» (1909) И. С. Тургенева, и др.

Вл. Ив. Немирович-Данченко (1858-1943). «Братья Карамазовы» (1910), «Воскресенье» (1930), «Анна Каренина» (1937), «Три сестры» (1940), и др.

Вс. Э. Мейерхольд (1874-1940) – режиссер-поэт. «Балаганчик» (1906-1907) А. Блока, «Дон Жуан» (1910) Ж.-Б. Мольера, «Маскарад» (1017) М. Лермонтова. Формирование нового актера, значение биомеханики в формировании новой актерской техники и значение конструктивизма в реформе сценического пространства. Жанр сатиры в сценическом воплощении Мейерхольда. Классика мейерхольдовского гротеска.

Е. Б. Вахтангов (1883-1922) - режиссер-философ. Вахтанговское понимание жизни как праздничной театральности в эпоху трагических переломов. Сценический гротеск в понимании Вахтангова и его режиссерские искания в области «фантастического реализма». Мудрость вахтанговской иронии. Игровое начало в спектаклях «Эрик XIV» А. Стриндберга (Первая студия МХТ-1921), «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Свадьба» А.П. Чехова, «Принцесса Турандот» К. Гоцци (1922)

А. Я. Таиров (1885-1950) и его концепция театра «эмоционально насыщенных форм». Свободный театр Таирова. Создание Камерного театра (1914). «Сакунтала» Калидасы (1914), «Фамира-кифарэд» И. Анненского (1916) в Камерном театре Режиссерские принципы и приемы Таирова.

Основная литература:

1. Немирович-Данченко Вл. Рождение театра. М., 1989.

2. Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство: 1898 – 1907. М.: Наука, 1989. 384 с. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Rudnitsky/1898_07/

3. Станиславский К. Моя жизнь в искусстве (любое издание).

4. У истоков режиссуры: Очерки из истории русской режиссуры конца XIX – начала XX века: Труды Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Л., 1976. 336 с.. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/U_istokov/U_istok/

Дополнительная литература:

1. Климова Л. Режиссерская реформа Московского Художественного театра // У истоков режиссуры. Сб. ст. Л., 1976. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/U_istokov/U_istok/

2. Марков П. О Станиславском. Вл.И. Немирович-Данченко // Марков П. О театре. В 4-х тт. М., 1974. Т. 2: Театральные портреты.

3. Соловьева И. Немирович-Данченко. М., 1979.

4. Станиславский К. Режиссерские экземпляры. В 6-ти тт. М., 1980–1986.

5. Строева М. Режиссерские искания Станиславского. 1898–1917. М., 1973.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал