Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество А.П. Чехова-драматурга в историко-культурном контексте






Кризис искусства на рубеже XIX- XX века. Поиски нового художественного языка и новых форм.

А.П. Чехов (1860–1904) и классики русской драматургии: И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой. Чехов и новая западноевропейская драма. Императорские театры: неприятие новой драматургии и принципиальный художественный консерватизм.

Драматургия Чехова как новый вид драматического искусства. Проблематика чеховских пьес. Природа конфликта. Децентрализация интриги. Принципы построения действия. Значение атмосферы в поэтике чеховских пьес. Новое соотношение текста и подтекста в речевом пространстве драмы. Жанровая неопределенность. Открытые финалы.

«Чайка» (1896) – комедия. Психологический реализм пьесы, возвышенный до «продуманного и глубоко одухотворенного символа» (М.Горький). Символика названия и эволюция символических мотивов в сюжете пьесы. Загадочность авторского определения жанра. Провал «Чайки» на Александринской сцене (1896) как показатель бессилия старой театральной системы в освоении новой драматической поэтики.
Успех «Чайки» в Московском Художественном театре.

«Дядя Ваня» (1896) – сцены из деревенской жизни. Экзистенциальная проблематика и мотив «пропавшей», «погубленной», «несостоявшейся» жизни. Скрытые драмы в каждой фигуре пьесы.

«Три сестры» (1900) – драма. Культурное пространство дома сестер Прозоровых. Человеческое окружение сестер. Значение внесценического окружения (земская управа и ее глава Протопопов, телеграф и его служащие, гимназия, ее директор и учителя, город в целом) Стремление сестер «в Москву» как желание иной, более высокой и осмысленной жизни. Тоска по смыслу жизни как движущая сила сюжета. Художественная незавершенность финала.

«Вишневый сад» (1903) – комедия. Образный смысл названия. Образ сада и его связь с судьбами действующих лиц. Парадоксальность авторского определения жанра. Поэтика ремарок и поэзия образов.

Чехов и МХТ: «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904) в режиссерских экземплярах К.С. Станиславского. Сценическая судьба драматургии Чехова.

Основная литература:

1. Берковский Н. Чехов: от рассказов и повестей к драматургии // Берковский Н. Литература и театр. М., 1969. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Berkovsky/Lit_and_theatre/#_Toc150662151

2. Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.

https://teatr-lib.ru/Library/Singerman/chehov/

3. Скафтымов А. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова. К вопросу о принципах построения пьес Чехова // Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Skaftimov/nravstv/#_Toc317452538

 

Дополнительная литература:

1. Анненский И. Драма настроения. Три сестры // Анненский И. Избранные произведения. Л., 1988. Электронный ресурс: https://az.lib.ru/a/annenskij_i_f/text_0330-1.shtml

2. Немирович–Данченко Вл.И. Рождение театра. М., 1989.

3. Станиславский К. Режиссерские экземпляры. М., 1981, 1983. Тт. 2, 3.

4. Шах-Азизова Т. К. Полвека в театре Чехова, 1960—2010: [сборник статей]. — М.: Прогресс-Традиция, 2011

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал