![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творчество А.П. Чехова-драматурга в историко-культурном контексте
Кризис искусства на рубеже XIX- XX века. Поиски нового художественного языка и новых форм. А.П. Чехов (1860–1904) и классики русской драматургии: И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой. Чехов и новая западноевропейская драма. Императорские театры: неприятие новой драматургии и принципиальный художественный консерватизм. Драматургия Чехова как новый вид драматического искусства. Проблематика чеховских пьес. Природа конфликта. Децентрализация интриги. Принципы построения действия. Значение атмосферы в поэтике чеховских пьес. Новое соотношение текста и подтекста в речевом пространстве драмы. Жанровая неопределенность. Открытые финалы. «Чайка» (1896) – комедия. Психологический реализм пьесы, возвышенный до «продуманного и глубоко одухотворенного символа» (М.Горький). Символика названия и эволюция символических мотивов в сюжете пьесы. Загадочность авторского определения жанра. Провал «Чайки» на Александринской сцене (1896) как показатель бессилия старой театральной системы в освоении новой драматической поэтики. «Дядя Ваня» (1896) – сцены из деревенской жизни. Экзистенциальная проблематика и мотив «пропавшей», «погубленной», «несостоявшейся» жизни. Скрытые драмы в каждой фигуре пьесы. «Три сестры» (1900) – драма. Культурное пространство дома сестер Прозоровых. Человеческое окружение сестер. Значение внесценического окружения (земская управа и ее глава Протопопов, телеграф и его служащие, гимназия, ее директор и учителя, город в целом) Стремление сестер «в Москву» как желание иной, более высокой и осмысленной жизни. Тоска по смыслу жизни как движущая сила сюжета. Художественная незавершенность финала. «Вишневый сад» (1903) – комедия. Образный смысл названия. Образ сада и его связь с судьбами действующих лиц. Парадоксальность авторского определения жанра. Поэтика ремарок и поэзия образов. Чехов и МХТ: «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904) в режиссерских экземплярах К.С. Станиславского. Сценическая судьба драматургии Чехова. Основная литература: 1. Берковский Н. Чехов: от рассказов и повестей к драматургии // Берковский Н. Литература и театр. М., 1969. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Berkovsky/Lit_and_theatre/#_Toc150662151 2. Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. https://teatr-lib.ru/Library/Singerman/chehov/ 3. Скафтымов А. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова. К вопросу о принципах построения пьес Чехова // Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Skaftimov/nravstv/#_Toc317452538
Дополнительная литература: 1. Анненский И. Драма настроения. Три сестры // Анненский И. Избранные произведения. Л., 1988. Электронный ресурс: https://az.lib.ru/a/annenskij_i_f/text_0330-1.shtml 2. Немирович–Данченко Вл.И. Рождение театра. М., 1989. 3. Станиславский К. Режиссерские экземпляры. М., 1981, 1983. Тт. 2, 3. 4. Шах-Азизова Т. К. Полвека в театре Чехова, 1960—2010: [сборник статей]. — М.: Прогресс-Традиция, 2011
|