Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль Московского Художественного театра в развитии отечественной культуры начала XX в. (К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко и поколения их учеников)
Отечественная культура начала ХХ века: специфика переходного периода, художественные искания и эксперименты. Встреча К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко: определение принципов жизнедеятельности нового театрального дела. Создание Московского Художественно-общедоступного театра: спектакль «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (14 октября 1898 года). Мизансцена как художественное открытие. Народные сцены спектакля. Актерский ансамбль как единство мироощущения и стиля исполнения. Световая и музыкально-звуковая партитура действия. Спектакль «Чайка» (1898). Открытие чеховской поэтики: внутреннее действие, подтекст, атмосфера, психологические паузы. Трактовка сценического пространства: принцип «четвертой стены» и детализация сценической обстановки. МХТ и его студии. Станиславский и ветви его древа – Вахтангов, Михаил Чехов. Мейерхольд. Цель создания студий. Режиссерско-педагогический и актерский состав студий. Художественный опыт и судьба студий. Первая студия МХТ (1912–1917). Е.Б. Вахтангов, М.А. Чехов, А.Д. Дикий. Обретение I студией МХТ статуса театра — МХАТ Второго (1924). Творческий феномен М.А. Чехова. Роли Хлестакова («Ревизор» Н. Гоголя), Мальволио («Двенадцатая ночь» В. Шекспира), Эрика («Эрик XIV» А. Стриндберга), Гамлета («Гамлет» В. Шекспира), сенатора Аблеухова («Петербург» А. Белого) в исполнении актера. Творческая деятельность III студии МХТ. Создание театра Евгения Вахтангова. «Чудо св. Антония» М. Метерлинка (постановка Е. Вахтангова, 1921), «Принцесса Турандот» К. Гоцци (постановка Е. Вахтангова, 1922). Значение студий для театральной культуры XX века.
Основная литература: 1. Алперс Б. В. Творческий путь МХАТ 2-го // Театральные очерки: В 2 т. М.: Искусство, 1977. Т. 1. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Alpers/Ocherk2/#_Toc148772988 2. История русского драматического театра: от его истоков до конца ХХ века: Учебник. – М., 2004. 3. Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство: 1898 – 1907. М.: Наука, 1989. 384 с.Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Rudnitsky/1898_07/ 4. Станиславский К. Моя жизнь в искусстве (любое издание). Дополнительная литература 1. Бердяев Н.. Кризис искусства (любое издание). 2. Марков П. О Станиславском. Вл.И. Немирович-Данченко // Марков П. О театре. В 4-х тт. Т. 2: Театральные портреты. – М., 1974. 3. Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1919 – 1943. Ч. 1: 1898-1905 / Сост., О. А. Радищева, Е. А. Шингарева, общ. ред., вступ. к сезонам и прим. О. А. Радищевой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005. Электронный ресурс: https://www.teatr-lib.ru/Library/MAT_v_kritike/MAT_v_kritike_1898-1905/ 4. Немирович-Данченко Вл. Рождение театра. – М., 1989. 5. Соловьева И. Немирович-Данченко. – М., 1979. 6. Соловьева И., Шитова В. К.С. Станиславский. – М., 1985. 7. Строева М. Чехов и Художественный театр. – М., 1955. 8. Табатчикова Е. Режиссерские антрепризы рубежа XIX–XX веков. – СПб., 1992. 9. Табатчикова Е. Русское актерское искусство в провинциальном театре на рубеже XIX–XX веков. – Л., 1981. 10. Якобсон В. О некоторых тенденциях в актерском творчестве на рубеже XIX–XX веков // Наука о театре. Сб. ст. – Л., 1975.
|