Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Драматургия и сценическое искусство в контексте советской реальности 1920-1930 гг.






«Великий перелом» (1929), знаменующий конец НЭПа и завершение «сверхтеатральной» эпохи двадцатых годов. Установление государственной монополии в области экономики: индустриализация и коллективизация. Перенесение принципов партийного руководства на общественную жизнь и в сферу художественной культуры.

Социалистический реализм как средство идеологического воздействия на человека и стиль эпохи. Черты большого стиля в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыкальном искусстве, театре, кино, а также в государственной, общественной и бытовой культуре Советской России.

Требование изображения жизни «в ее революционном развитии». Жанровые тяготения (героико-революционная, героико-патриотическая драма, производственная пьеса). Утверждение в искусстве стилистики реалистически-бытового правдоподобия. Упрощенность, унификация языка, шаблонность, произведений искусства. Запрет всякого новаторства.

Драматургия 1920-х гг. Создание пьес-агиток и героико-революционных драм («Мистерия-Буфф» (1918) В. Маяковского, «Шторм» (1925) В. Билль-Белоцерковского, «Любовь Яровая» (1926) К. Тренева, «Разлом» (1927) Б. Лавренева и др.).

Причины актуализации жанра сатиры в отечественной культуре 1920-30-х гг. Сатира в творчестве М. Булгакова («Зойкина квартира» (1926) в Театре им. Е. Вахтангова, «Багровый остров» (1928, Камерный театр). М. Булгаков и традиции русской классики. Театральные основы творчества Булгакова и образ театра в его творчестве: «Багровый остров» (1928), «Кабала святош» (1929), «Полоумный Журден» (1932), «Мольер» (1933), «Театральный роман» (1936). Булгаков и советская цензура.

Судьба сатирических драматургических произведений Н. Эрдмана («Мандат» (1925) и «Самоубийца» (1927) – новая жизнь гоголевской традиции. Лирико-саркастическое освещение персонажей, у которых «старые мозги нового режима не выдерживают». Связь комедий с сатирой М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова.

1930-е-середина 1930-х гг. Выдвижение метода социалистического реализма (1934) как главного и единственного метода советской культуры. Объединение представителей искусства в творческие союзы, подконтрольные партии. Запрещение спектаклей, закрытие театров, преследование и физическое уничтожение художников (судьбы М. Булгакова, Н. Эрдмана, А. Афиногенова, М. Чехова, В. Мейерхольда, А. Таирова и др.).

Производственная пьеса в советском искусстве: «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» Н. Погодина (1933). «Человек с ружьем» Н.Ф. Погодина (1937) – начало сценической ленинианы. Спектакль Р.Н. Симонова в театре им. Евг. Вахтангова. Б.В. Щукин в роли Ленина – создатель образцового амплуа для десятков советских актеров.

Актеры-исполнители ролей в сатирических произведениях (Ц. Мансурова, Р. Симонов, Э. Гарин, И. Ильинский и др.).

«Таня» А.Н. Арбузова (1939). Отказ драматурга от изображения отрицательных персонажей. Превращение положительных персонажей в «фон» и «окружение» героини. Отделенность героини от внешнего мира. Загадка ее духовного облика. Снежная и нежная атмосфера пьесы. Спектакль А.М. Лобанова в Театре Революции. М.И. Бабанова в заглавной роли.

«Тень» Е.Л. Шварца (1940). Образные иносказания драматурга. Спектакль Н.П. Акимова в Ленинградском театре комедии.

Возвращение М. Горького из эмиграции (1928) и сценические интерпретации горьковских пьес: «Егор Булычов и другие» в Театре им. Евг. Вахтангова (1932). Б.В. Щукин в заглавной роли. «Враги» в МХАТ СССР им. М. Горького. «Васса Железнова» в ЦТКА и Театре МОСПС (1936). Ф.Г. Раневская и С.Г. Бирман в заглавной роли.

 

Основная литература:

1. Алперс Б. Конец эксцентрической школы. Судьба театральных течений // Алперс Б. Театральные очерки. В 2-х тт. М., 1977. Т. 2.

2. Абрам Терц (Андрей Синявский) Что такое социалистический реализм? // Избавление от миражей. Соцреализм сегодня. Сб. ст. М., 1990. Электронный ресурс: https://www.pseudology.org/literature/TerzSozRealism.pdf

Дополнительная литература:

1. Гудкова В. Время и театр Михаила Булгакова. - М.: Сов. Россия, 1988. - 172с.

2. Каблуков В. В. Сценарий национального поведения «от текста к телу» в пьесах А. Платонова и Н. Эрдмана // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 5 - Филология. https://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/5/Kablukov_Text/

3. Соцреалистический канон. М.: Академический проект, 2000. Сб.. ст. под. ред. Ханса Гюнтера и Евгения Добренко. Электронный ресурс:
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php? t=3070824

4. Эрдман Н. Р. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. — М.: Искусство, 1990. — 522 с


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал