Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Русская революция и театральная интеллигенция
Этическая и эстетическая реакция театральной интеллигенции на требования революционной эпохи. Ведущие деятели отечественного театра в ситуации выбора между прошлым и будущим русской культуры. Идеологическая платформа советской власти и организационная перестройка театрального дела в послереволюционный период (после 1917 года). Присвоение звания «академический» Малому и Большому, Александринскому и Мариинскому и Художественному театрам (1919). Академические театры в революционный период. Обновление зрительской аудитории; новая жизнь старых постановок, поиск современного репертуара и первые попытки эстетической новизны. Революционный авангард. Нигилистическое отрицание традиций мировой культуры. Стиль новой идеологии: требование немедленной «революционизации» содержания и формы театрального представления. Образование Большого драматического театра в Петрограде. Роль А. Блока в создании репертуара театра. «Театральный Октябрь» как программа эстетического авангарда. «Мистерия-буфф» В.В. Маяковского (1918) в постановке В.Э. Мейерхольда и оформлении К.С. Малевича – программный спектакль «Театрального Октября». «Будущее» как социальный, культурно-исторический и поэтический миф футуристов. Театральные утопии Пролеткульта. Поддержка самодеятельных Театров рабочей молодежи (ТРАМ). «Шторм» В.В. Билль-Белоцерковского в театре им. МГСПС (1925) как образец «историко-революционного» спектакля. Театральный модернизм (1919-1922): формула «Созвучие революции» и ее воплощение в спектаклях В.Э. Мейерхольда («Зори» Э. Верхарна), Е.Б. Вахтангова («Эрик XIV» А. Стриндберга), А.Я. Таирова («Федра» Ж. Расина). Творческая интенсивность театрального процесса 1920-х годов. МХАТ в двадцатые годы. Проблема вхождения в новую театральную реальность и работа по восстановлению театрально-эстетического единства МХАТ. Выбор новой художественной стратегии. П.А. Марков и его роль в обновлении мхатовского репертуара. Революция и советская реальность на сцене театра.. «Дни Турбиных» М.А. Булгакова (1926), «Бронепоезд 14-69» В.В. Иванова (1927), «Унтиловск» Л.М. Леонова (1928). В. Э. Мейерхольд и революция. Мейерхольд и В. В. Маяковский (1893-1930). «Театральный Октябрь» и Театр РСФСР Первый (1920). Лозунг А. В. Луначарского «Назад к Островскому!» (1923) и начало нового этапа развития театра. Проблема репертуара в театре послереволюционного времени. Режиссура и советская пьеса. Режиссура и классика. Рост партийно-административного контроля. Тенденция к нивелированию театрального процесса и выработке единого стиля. Основная литература: 1. Золотницкий Д. Академические театры на путях Октября. Л., 1982. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Zolotnitsky/Aki/ 2. Марков П. Театр. 1917–1927 // Марков П. О театре. В 4-х тт. Т.3: Дневник театрального критика. М., 1976.
Дополнительная литература: 1. Марков П. Рассказ об одном сезоне (1917/1918). В ТЕО Наркомпроса // Марков П. О театре. В 4-х тт. М., 1974. Т. 1: Из истории русского и советского театра. 2. Алперс Б. Искания новой сцены. – М., 1985. 3. Алперс Б. Творческий путь МХАТ второго. Театр социальной маски. // Алперс Б. Театральные очерки. В 2-х тт. Т. 1. – М., 1977. 4. В тисках идеологии: Антология литературно-политических документов. 1917–1927. Сб. – М., 1992. 5. Жидков В. Театр и время: от Октября до перестройки. В двух частях. I часть. – М., 1991. 6. Зингерман Б. Классика и советская режиссура 20-х годов // В поисках реалистической образности. Сб. ст. – М., 1981. 7. Золотницкий Д. Будни и праздники Театрального Октября. – Л., 1978. 8. Золотницкий Д. Мейерхольд: роман с советской властью. – М., 1999. 9. Марков П. Художественный театр и советская драматургия // Марков П. В Художественном театре. – М., 1976.
|