![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Красноярск 2015 г.Стр 1 из 10Следующая ⇒
А.С.Данилова УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
для студентов - бакалавров направления 080400.62 " Управление персоналом" профиля подготовки 1 " Управление персоналом организации" очной и заочной форм обучения
Красноярск ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Красноярский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения»)
ДАНИЛОВА А. С.
«Управление персоналом организации» (Б 3. Б.10) КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ для студентов - бакалавров направления 080400.62 – «Управление персоналом» профиля подготовки 1 – «Управление персоналом организации» всех форм обучения Красноярск 2015 г. Управление персоналом организации: конспект лекций учебной дисциплины для бакалавров направления 080400.62 – «Управление персоналом» профиля подготовки 1 – «Управление персоналом организации» всех форм обучения / сост. Данилова А.С. – Красноярск: КрИЖТ ИрГУПС, 2015. – 86 с.
Составитель: канд. экон. наук, доцент кафедры «Управление персоналом» Данилова Альбина Сергеевна
Рецензенты: С. А. Яркова, канд. техн. наук, доцент кафедры «Управление персоналом» Красноярского института железнодорожного транспорта – филиала ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения»
Рекомендовано к изданию методическим советом КриЖТ ИрГУПС Печатается в авторской редакции
© А. С. Данилова, 2015 © Красноярский институт железнодорожного транспорта – филиала ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения», 2015
Содержание
Введение
Холдинг «Российские железные дороги» является ведущей железнодорожной компанией России и одной из крупнейших акционерных компаний в мировом транспортном секторе. ОАО «РЖД» выполняет 44, 5% грузооборота и 30, 6% пассажирооборота всей транспортной системы страны, обеспечивает формирование 1, 7% ВВП России, 1, 5% налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, около 4% от общего объема капитальных вложений в России. ОАО «РЖД» входит в ТОП-5 крупнейших компаний России, занимает лидирующие позиции среди мировых акционерных компаний в сфере транспорта: § 2 место в мире и 1 место в Европе по протяженности инфраструктуры в собственности, протяженности электрифицированных линий; § 2 место в мире и 1 место в Европе по грузообороту; § входит в 10 крупнейших в мире и 3 крупнейших в Европе транспортных компаний по пассажирообороту; § относится к наиболее эффективным железнодорожным компаниям по основным показателям эффективности: интенсивности использования инфраструктуры, производительности локомотива, себестоимости перевозок, удельным затратам топливно-энергетических ресурсов на перевозки. В настоящее время ОАО «РЖД» - головная компания холдинга - владеет акциями (долями) 143 дочерних и зависимых обществ (далее – ДЗО). Совокупная годовая выручка ДЗО составляет более 45% общей выручки холдинга " РЖД". ОАО " РЖД" обеспечивает 1, 3% численности занятых в экономике страны (Холдинг – более 1, 6%), еще около 1% занятости в стране обеспечивается за счет его регулярных заказов и инвестиций. Деятельность Холдинга на всех этапах структурного реформирования и развития строится на принципах социальной ответственности и партнерства между работодателем и трудовым коллективом. Обеспечение конкурентоспособности заработной платы работников и согласованного Коллективным договором уровня социальной поддержки являются приоритетами проводимой социальной политики. Эффективное формирование и развитие Холдинга ОАО «Российские железные дороги» невозможно без качественного совершенствования стратегии в области управления персоналом, поскольку соглазно угрозам развития холдинга одной из угроз является возможное ухудшение демографической ситуации в стране, которое может привести к борьбе за квалифицированные кадры с соответствующим уровнем заработной платы. Невозможность удержания уровня оплаты труда на конкурентоспособном уровне приведет к оттоку персонала Холдинга, в том числе высококвалифицированного Особенно остро это проявляется в регионах с высоким уровнем экономического развития - крупных промышленных центрах и мегаполисах, предлагающих как вчерашним выпускникам, так и опытным специалистам и квалифицированным рабочим несопоставимые с железной дорогой условия труда и уровень его компенсации. Ряд проблем в сфере управления персоналом, требующих решения, возникает в ходе структурной реформы железнодорожного транспорта и в связи с обновлением материально-технической базы Компании. К таким проблемам необходимо отнести следующие: § появление независимых организаций, действующих в сфере железнодорожного транспорта и конкурирующих с ОАО «РЖД» в сфере перевозок и на рынке труда; § преобразование Компании в холдинг и образование дочерних и зависимых обществ, нуждающихся в эффективном управлении и контроле; § обновление материально-технической базы Компании, в том числе, появление новых типов подвижного состава и иных технических средств, широкое внедрение информационных технологий. Указанные проблемы требуют нового подхода к подбору, расстановке и повышению компетентности персонала Компании. При этом возникает потребность: § в специалистах, востребованных и в других отраслях экономики - в сфере маркетинга и организации продаж, информационных технологий, экономики и финансов, юриспруденции, менеджмента; § в руководителях и специалистах, способных обеспечивать управление дочерними и зависимыми обществами с учетом специфики корпоративных отношений; § в повышении квалификации технических специалистов для работы с новыми типами подвижного состава и технических средств; § в формировании корпоративной управленческой культуры. Основное внимание сегодня должно быть привлечено к повышению конкурентоспособности ОАО «РЖД» на рынке труда. Главные факторы, определяющие выбор работодателя потенциальным работником - это содержание работы, организация и условия труда, уровень компенсации, морально-психологический климат и стиль руководства, возможность долгосрочного планирования карьеры и профессионального роста. В данном конспекте лекций изложены ключевые проблемы управления персоналом на железнодорожном транспорте: трудовой и кадровый потенциал, социально-трудовые отношения, позиционирование железнодорожного транспорта на рынке труда, показатели и анализ текучести кадров, кадровая политика, стратегия и стратегическое управления персоналом, кадровое и нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом, зарубежный опыт управления персоналом, эффективность инвестиций в персонал. Каждая глава заканчивается контрольными вопросами, позволяющими оперативно проверить степень усвоения студентами изученного материала.
|