Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Государственное управление трудовыми ресурсами и его социальная функция 1 страница
Труд как современная управленческая проблема. Человеческий капитал и трудовые ресурсы общества. Система государственного управления трудовыми ресурсами. Занятость, ликвидность труда, экономическая мотивация – активаторы трудовых ресурсов. Индекс социального развития человека в демократическом государстве. Взаимосвязь социальной организации и управления персоналом. «Социальный пакет» управленческой деятельности. Менеджер по персоналу в системе управления трудовыми ресурсами План 1. Труд как современная управленческая проблема 2. Человеческий капитал и трудовые ресурсы общества. 3. Система государственного управления трудовыми ресурсами. 4. Индекс социального развития человека в демократическом государстве. Вопрос 2.1 Труд как современная управленческая проблема
Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. Численность трудовых ресурсов Исходную базу для определения количественных характеристик трудовых ресурсов страны, региона или населенного пункта образуют показатели численности, состава и движения населения соответствующей территории. Конкретно имеются в виду следующие показатели: 1) средняя численность населения за год (
где Рн - численность населения на начало года; Рк - численность населения на конец года; 2) общий коэффициент рождаемости (n) за год (промилле): n = Ni / * 1000 (2) 3) общий коэффициент смертности (m) за год (промилле): m = Nj / * 1000 (3) 4) естественный прирост (убыль) населения за год (Е): E = Ni - Nj (4) где Ni- число новорожденных за год; Nj - число умерших за год; 5) коэффициент естественного прироста населения (Кс) (в промилле): Кс =Е / * 1000 = n + m (5) 6) механический (миграционный) прирост (убыль) населения за год (С): C = Mi - Mj, (6)
где Mi - число прибывшего населения за год; Мj - число выбывшего населения за год; 7) коэффициент механического прироста населения (Км): Км = С / 1000 (7) 8) общий прирост населения за год ( Р): Р = Е + С (8) 9) коэффициент общего прироста населения (К0) (промилле): Ко = Р / 1000 (9) 10) перспективная (прогнозируемая) численность населения на конец анализируемого года или на начало следующего года (Рк): Рк = Рн + Е + С (10) Трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих в народном хозяйстве граждан моложе и старше трудоспособного возраста. В настоящее время в соответствии с трудовым законодательством России нижней границей трудоспособного возраста считается 16 лет, а верхней, определяющей право на получение пенсии, - 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Однако для некоторых видов профессиональной деятельности, связанных с высокими психофизиологическими нагрузками на организм человека, пенсионная планка заметно ниже - на 5-10 лет, а иногда и более. Это касается производств с неблагоприятными, тяжелыми условиями труда (например, добыча угля, выплавка металла и др.), а также тех профессиональных занятий, где с годами утрачивается возможность поддерживать нужную «трудовую форму» (например, балет). В реальной жизни многие из «льготных пенсионеров» продолжают трудиться в прежнем качестве или на другой работе и поэтому остаются в составе трудовых ресурсов. Неработающие исключаются из их состава. Определенную часть людей трудоспособного возраста составляют те, кто никогда не работал или перестал работать из-за плохого здоровья. Речь идет об инвалидах I и II групп, которых государство обеспечивает пенсией. Однако некоторые из этой группы населения, особенно в случаях, когда на производствах создаются приемлемые условия, трудятся. Поэтому к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте относятся граждане этого возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп. Итак, численность трудовых ресурсов (Т) определяется следующим образом: Т = Ртр - Ринв + Рпен + Рмол, (11) где Ртр - численность населения в трудоспособном возрасте; Ринв - численность неработающего населения того же возраста, считающегося согласно установленным государством правовым нормам нетрудоспособным (инвалиды I-II групп и лица льготных пенсионных возрастов); Рпен - работающие лица пенсионного возраста; Рмол - работающие подростки до 16 лет. Статус занятости определяется для трудовых ресурсов, участвующих в общественно полезной деятельности. К ним относятся две группы населения: члены первой группы предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, второй - участвуют в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода либо приносящей доход, непосредственно не связанный с производством товаров и услуг. В первую группу входят граждане, занятые в государственном секторе экономики, кооперативах, частном секторе. Во вторую группу входят учащиеся с отрывом от производства, военнослужащие. Часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляет экономически активное население (рабочую силу). Численность экономически активного населения устанавливается по состоянию на определенный период и включает как занятых, так и безработных. К занятым, в составе экономически активного населения, относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период: - выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан); - временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин; - выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: - не имели работы (доходного занятия); - и в то же время занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела; - и в то же время были готовы приступить к работе. Следовательно, при отнесении к безработным должны присутствовать все три критерия, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными. В международной практике распространено понятие «гражданское экономически активное население», в состав которого не включают военнослужащих. Экономически неактивное население - это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся: а) среди населения в трудоспособном возрасте: - учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы; - лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными и т.п.; - лица, прекратившие поиск работы в связи с исчерпанием всех возможностей ее получения, однако они могут и готовы работать; - лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода; б) среди населения, не входящего в состав трудовых ресурсов: - лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по случаю потери кормильца) и не занятые никакой деятельностью; - инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью. Вопрос 2.2. Человеческий капитал и трудовые ресурсы общества Понятие «трудовые ресурсы » используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, либо в рамках какой-либо профессиональной группы. Наряду с ним в экономической науке и практике применяются и такие понятия, как «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «человеческий фактор», «кадры», «работники», «персонал», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», имеющие разное содержание и смысловую нагрузку. Они дополняют друг друга, раскрывая какую-либо одну из сторон носителя этих понятий — человека. Российские ученые и специалисты до сих пор используют различные данные различные понятия, социально- экономическое значение которых не всегда учитывает тенденции развития науки и практики управления в условиях становления рыночной экономики. Традиционным термином при исследовании роли человека в сфере производства в советской экономической науке была «рабочая сила». Рабочая сила (или способностью к труду) - совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека и которые пускаются в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительские стоимости. Данная трактовка отвечала системе капиталистической экономики прошлого, но для анализа современных процессов в сфере труда недостаточна. Категория «рабочая сила» учитывает духовные и физические способности, которыми уже обладает индивид. То есть по отношению к непосредственному процессу труда она выступает как потенциальная величина, в то время как современный труд – это функциональная способность. В настоящее время в обществе происходит постоянное обновление технологий, внедрение компьютерных информационных систем, технологий, идет активный процесс интеллектуализации бизнеса. Это, в свою очередь, требует периодического повышения квалификации, переподготовки работников, развития их способностей к новым видам труда. Поэтому в современном управленческом процессе (менеджменте) способности и возможности работ Термин «человеческие ресурсы» стал использоваться со средины 1980-х гг. Как известно, функционирование любой экономической системы представляет процесс преобразования ресурсов для удовлетворения общества в товарах и услугах. Понятие «ресурсы» (от фр. Resources) – запасы, средства, источники чего- либо, которые могут быть использованы для получения доходов, экономических благ. Общим свойством всех ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, информационных и др.) является их количественная и качественная ограниченность. Поэтому одной из ключевых проблем экономики является проблема эффективности – поиска путей наилучшего использования ограниченных ресурсов, с тем, чтобы достичь удовлетворения потребностей. Кроме того, любые ресурсы, в том числе и трудовые, являются слагаемыми полезности и стоимости продукции, приносят их владельцу доходы. Практически все ресурсы, в том числе и трудовые, имеют износ, нуждаются в расходе средств на их «ремонт», обновление и развитие. Но из ряда других ресурсов человеческие ресурсы заметно выделяются своей главной особенностью – люди наделены интеллектом и, в отличие от машин, приборов их участие в производственном процессе носит не механический, а сознательный и эмоциональный характер. Отсюда вытекает представление о том, что только человек обладает творческими, предпринимательскими способностями. Именно человеческие ресурсы приводят в движение, организуют взаимодействие всех остальных ресурсов. Человеческие ресурсы – составная часть производственных ресурсов –совокупность занятых в производстве людей в единстве их деятельности и возможностей. Общие свойства ресурсов: количественная определенность (например, столько-то людей работают на данном предприятии), ограниченность (например, человек может выполнить такой-то объем работы, и не больше); качественная определенность: ресурсы должны отвечать определенным требованиям, для того чтобы обеспечивать процесс производства или иной деятельности организации (например, уровень профессиональной подготовки и работоспособность сотрудников). Человеческие ресурсы - совокупность социокультурных характеристик и личностно- психологических свойств людей. Кадры - основной состав работников предприятия, к ним не относят внештатных сотрудников, совместителей, временных работников. Данная категория характеризует совокупность работников, объединенных в коллектив для совместного достижения общих целей организации Персонал (от лат. personally — личный) — это личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев. Основные признаки персонала Наличие трудовых взаимоотношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором (контрактом). обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью и др.), наличие которых определяет деятельность работника на конкретной должности или рабочем месте, а следовательно, отнесение его к одной из категорий персонала: руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей), рабочих; целевая направленность деятельности персонала, т.е. обеспечение достижения целей организации путем установления адекватных им целей отдельного работника и создания условий для их эффективной реализации Основные характеристики персонала: - Численность - зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных (или иных) и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации - Структура - совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку. Статистическая структура отражает распределение персонала и его движение в разрезе занятости по видам деятельности, а также категорий и групп должностей Аналитическая структура подразделяется на общую и частную. В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как профессия, квалификация, образование, пол, возраст, стаж работы. Частная структура отражает соотношение отдельных групп работников Трудовой потенциал работника — это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда Компоненты трудового потенциала: 1. Психофизиологическая составляющая 2. Социально- демографическая составляющая 3. Квалификационная составляющая 4. Личностная составляющая Принципы управления трудовым потенциалом организации - соответствие трудового потенциала характеру, объему и сложности выполняемых трудовых функций и видов работ; - обусловленность структуры трудового потенциала материально-вещественными факторами производства; - эффективное использование трудового потенциала; - создание условий для профессионально- квалификационного развития персонала, служебного продвижения и расширения профиля, умений и навыков работников Вопрос 2.3. Система государственного управления трудовыми ресурсами. Социально-трудовые отношения — это объективно существующие взаимосвязи и взаимоотношения между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни Субъекты социально- трудовых отношений 1. Наемный работник - это гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем, руководителем организации или отдельным лицом на проведение определенной работы в соответствии со своими способностями, профессиональными знаниями, квалификацией и т.д. 2. Работодатель - это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для работы одного или многих лиц. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем, например: руководитель организации, не являясь ее собственником, выступает в качестве работодателя 3. Государство - законодатель, координатор и организатор регулирования этих отношений, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах Сфера социально-трудовых отношений – это рынок труда. Рынок труда - совокупность трудовых отношений по поводу найма и использования работников в общественном производстве Функции рынка труда: 1. Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников. 2. Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда. Структура рынка труда: - Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг. - Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих. - Цена труда – заработная плата. Инфраструктура рынка труда В широком смысле - совокупность отраслей экономики и правовых институтов, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы. В узком смысле - как совокупность учреждений и организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих полную и рациональную занятость населения, а также достижение интересов, как работников, так и работодателей. Элементы инфраструктуры рынка труда: 1. Государственные службы занятости. 2. Негосударственная система занятости. 3. Кадровые службы предприятий и фирм. 4. Общественные организации и объединения, социальные и общественные фонды. 5. Информационные механизмы. 6. Нормативно-правовая база. Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации - совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально- трудовые отношения, а также методы управления и механизм их использования, Ее задачами являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д Основное регулирование отношений между работником и работадатель осуществляет министерство труда и социальной защиты населения Министерство труда и социальной защиты населения - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной и государственной гражданской службы (за искл. вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности. Структура Минтруд России - Министр - Заместители министра - Аппарат министра - Центральный аппарат - Координируемая Служба и внебюджетные Фонды - Совещательные и координационные органы - Подведомственные организации Социально-трудовые отношения строятся как правило на трудовом праве Трудовое право - это отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения работников с работодателями и другие непосредственно с ними связанные, производные от трудовых отношения (т.е. все отношения по труду на производстве) и устанавливающая права и обязанности субъектов трудового права и ответственность за их нарушение, сочетая интересы субъектов трудового права и всего общества, государства. Предмет трудового права: - отношения по содействию занятости и трудоустройству у данного работодателя; - трудовые отношения работника с работодателем по использованию и условиям его труда. - отношения по организации труда и управлению трудом, участию в управлении организацией; - отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и социально-партнерских соглашений; - отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; - отношения надзорных и контрольных органов с работодателем, администрацией производства по вопросам соблюдения трудового законодательства и охраны труда - отношения по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; - отношения по материальной ответственности сторон трудового отношения за вред (ущерб), причиненный по вине одной стороны другой. - отношения по разрешению индивидуальных или коллективных трудовых споров. Источники трудового права: 4. Конституция 1993 г. является специфическим источником трудового права. Она провозглашает базовые права человека в сфере груда, которые составляют основу соответствующих институтов трудового права. К их числу относятся: - право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; - право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; - право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; - право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; - право на защиту от безработицы; - право на отдых. 2. Федеральные конституционные законы Например, ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ предусматривает запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций (ст. 11). ФКЗ «О военном положении» от 30.01.2002 № 1-ФКЗ на основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение, может быть осуществлено привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями. Запрещаются забастовки и иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций. 3. Федеральные законы - Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 01.02.2002 г. - Федеральный Закон РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 " О занятости населения в Российской Федерации" - Федеральный закон от 01.05.99 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» - Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ " О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" - Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и т.д. 4. Указы Президента РФ, Указами Президента регулируются некоторые вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы, условия прохождения государственной службы (в частности, порядок подготовки и проведения аттестации государственных гражданских служащих, порядок исчисления стажа, определения размера денежного содержания и др.). Указами утверждены некоторые уставы о дисциплине. 5. Постановления Правительства РФ направлены на конкретизацию соответствующего закона или на регулирование отдельных элементов трудового правоотношения, а также осуществление дифференциации в трудовом праве. (Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий») 6. Ведомственные акты - принимаются в соответствии с положениями о конкретных министерствах 7.Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, субъектов РФ Например, Закон Красноярского края № 13-6604 от 01.12.2011 г. " О занятости населения в Красноярском крае" вступил в силу с 1 января 2012 года 8. Локальные нормативные акты - принимаются в соответствии с положениями о конкретных министерствах
Вопрос 2.4. Индекс социального развития человека в демократическом государстве. В настоящее время понятие социального прогресса стало одним из важнейших направлений исследований в области социологии, психологии, экономики и государственного управления, а показатели социального развития часто рассматриваются в качестве определенной альтернативы экономическим показателям, так как в целом имеют больше общего с жизнью реальных людей, чем абстрактные экономические теории. Индекс социального развития — это комбинированный показатель, который измеряет уровень общественного благополучия и социального прогресса в странах мира. Разработан в 2013 году под руководством Майкла Портера (Michael E. Porter), председателя The Social Progress Imperative, профессора Гарвардского университета, специалиста в области стратегического управления и международной конкурентоспособности. В редакционный совет издания Индекса входят представители ряда ведущих университетов и исследовательских центров, включая Гарвардскую школу бизнеса и Массачусетский технологический институт. Авторы исследования полагают, что экономическое развитие является необходимым, но недостаточным условием социального прогресса. Индекс не включает показатели экономического развития стран мира (такие как уровень ВВП и ВНД), а предназначен для оценки социального развития в той или иной стране. Поскольку исследование оценивает достижения в социальной сфере отдельно от экономических индикаторов, это позволяет глубже изучить взаимосвязь между экономическим и социальным развитием. Индекс охватывает 132 страны и базируется на комбинации данных из опросов общественного мнения (12%), оценок экспертов в области развития (25%) и статистической информации международных организаций (61%). Содержащийся в докладе межстрановой анализ факторов социального развития дает информацию для сравнений и содержит подробные профили каждого государства, включая детализацию итогового положения в рейтинге, а также представляющие собой руководство по ключевым преимуществам и недостаткам. При определении успехов той или иной страны в области социального развития учитываются свыше 50 показателей, объединенных в три основные группы: 1. Основные потребности человека — питание, доступ к основной медицинской помощи, обеспечение жильем, доступ к воде, электричеству и санитарным услугам, уровень личной безопасности. 2. Основы благополучия человека — доступ к базовым знаниям и уровень грамотности населения, доступ к информации и средствам коммуникации, уровень здравоохранения, экологическая устойчивость. 3. Возможности развития человека — уровень личных и гражданских свобод, обеспечение прав и возможностей человека принимать решения и реализовывать свой потенциал. Не маловажным аналогичным показателем является индекс развития человеческого потенциала. В 1990 г. Программа развития ООН (ПРООН) ввела в публичное обращение понятие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) — Human Development Index (HDI). Индекс развития человеческого потенциала позволяет (в какой-то мере) учитывать не только экономическую, но и социальную эффективность стран, качество жизни населения
|