![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Оценка результатов деятельности персонала организации
Содержание понятий «эффективность результата управления» и «эффективность процесса управления». Оценка результатов труда персонала организации и деятельности подразделений управления персоналом, организации в целом. Оценка затрат на персонал организации. Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом. Аудит персонала План 1. Методы оценки управленческого персонала 2. Социально-экономическая эффективность управления персоналом
Вопрос 7.1. Методы оценки управленческого персонала
Применение современных методов объективной оценки труда управленческого работника, и особенно руководителя, в условиях рыночной экономики и демократизации управления приобретает особое значение. Существует много «за» и «против» официальной оценки управленческих работников. Бесспорным аргументом в ее пользу является то, что она способствует решению ряда управленческих задач. Например, помогает руководству определить, кому следует повысить зарплату, кого – повысить в должности, а кого – уволить. Оценка, особенно объективная, побуждает работников работать более результативно. Сегодня в некоторых организациях одним из важнейших принципов работы с кадрами является требование объективно оценивать управленческого работника по деловым и личностным качествам. Понятно, что для этого необходимо сформировать соответствующие качественные критерии. По общему признанию специалистов в области управления любой управленец должен обладать рядом обязательных деловых качеств. К ним обычно относят: знание производства – его технических и технологических особенностей, современных направлений развития; знание экономики - методов планирования, экономического анализа и т.п. К таким качествам относят также: - умение выбирать методы и средства достижения наилучших результатов производственно-хозяйственной деятельности при рациональных финансовых, энергетических и трудовых затратах; - наличие специальных знаний в области организации и управления производством; - способность рационально подбирать и расстанавливать кадры; - умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач; - умение целесообразно планировать работу аппарата управления; - распределять права, полномочия и ответственность между подчиненными и многие другие. В условиях рыночной экономики предъявляются повышенные требования и к личностным качествам управленческого работника. В кадровой работе ряда организаций методические материалы содержат перечень таких качеств управленческих работников, как честность, справедливость, умение работника наладить доброжелательные отношения с подчиненными, выдержанность и тактичность при любых обстоятельствах, целеустремленность, принципиальность, решительность в принятии управленческих решений, а также настойчивость и энергичность в их реализации. Одна из важнейших методических проблем - кто должен оценивать работника. В практике большинства фирм этим занимается менеджер – управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются: - комитет из нескольких контролеров - коллеги оцениваемого - подчиненные оцениваемого - кто-либо, не имеющий непосредственного отношения к рабочей ситуации - самооценка - использование комбинации перечисленных форм оценки. Кроме установления качественных критериев, позволяющих дать объективную и достаточно полную характеристику деятельности управленческого работника, чрезвычайно важно оценить их количественно. К наиболее эффективным, достаточно распространенным и перспективным можно отнести метод коллективного обсуждения кандидата на должность. Этот экспертный метод полностью отвечает современным рекомендациям, хотя практически широко используется еще с начала ХХ в. Достаточно распространены сегодня в кадровой работе метод коэффициентов, балльный метод и другие. Для текущих (оперативных) оценок управленческого работника и руководителя применяют метод коэффициентов, а также метод образца, когда кандидат на должность сравнивается с реальным работником, взятым в качестве своеобразного эталона. В целевых и плановых оценках (формирование состава резерва кадров на выдвижение, аттестация работников аппарата управления и др.), а также в текущих (оперативных) оценках в отечественной и зарубежной практике управления условно различают три группы методов: качественные, количественные и комбинированные. К группе качественных методов обычно относят методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения (дискуссии). К количественным методам относят все методы с числовой оценкой уровня качества работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и балльный. Применение компьютеров и других средств вычислительной техники позволяет оперативно производить расчеты и в итоге получать достаточно объективные оценки труда работника. Эти методы не только достаточно просты, но и носят открытый характер, так как позволяют каждому самостоятельно посчитать по достаточно строгой методике «свои коэффициенты» или баллы», оценить результативность своего труда. К группе комбинированных методов относят широко распространенные методы экспертной оценки частоты проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинации качественных и количественных методов. Долгое время в отечественной и зарубежной практике доминировала идея о существовании универсальной модели руководителя. Исследователи считали, что стоит только выбрать оптимальный набор качеств «идеального» руководителя, как все встанет на свои места. На основе таких моделей пытались строить планы обучения и повышения квалификации руководителей. Многие качества определялись в лозунговой форме. Однако последующие исследования показали, что сам набор признаков «эффективного руководителя» изменяется в соответствии с тем, как меняются условия деятельности организации. Например, если оно находится в кризисном положении, то здесь необходим конструктивный, энергичный руководитель с элементами авторитарного стиля руководства. Если же организация находится на стадии подъема или стабильного роста, то более эффективным может оказаться другой тип руководителя, например, с демократическим стилем руководства. Современные специалисты пришли к выводу, что в принципе можно выделить ряд качеств, которые отличают успешных руководителей, достигающих высоких результатов в работе. Например, подтверждена связь эффективности управления с тремя качествами руководителя, а именно: а) способностью к здравым суждениям и успешному применению их в решении проблем б) уровнем эмоциональной зрелости (способности управлять своими чувствами и эмоциями) в) наличием сильной установки на лидерство и достижение успеха. Система таких тестов обычно включает себя такие направления: тест на интеллект, тест на проверку математических способностей, тест на запоминание разного рода информации и пр. Вопрос 7.2. Социально-экономическая эффективность управления персоналом Эффективность - это соотношение между хозяйственными результатами, связанными с достижением результатов. Она оценивается: Эффективность функционирования комплексной системы управления персоналом правомерно рассматривать как часть эффективности деятельности предприятия в целом Однако в настоящее время нет единого подхода ду к оценке такой эффективности Сложность заключается в том, что процесс трудовой деятельности работников тесно связан и с производственным процессом, и с его конечными результатами, и с социальным развитием предприятия Соответственно, методика оценки основана на выборе критериев эффективности работы организационной, экономической и социальной подсистем комплексной системы В качестве таких критериев могут висту пати цели этих подсистестем. Задача оценки эффективности управления персоналом состоит в определении: 1) экономической эффективности (характеризует достижения целей деятельности предприятия за счет лучшего использования трудового потенциала); Критерии оценки эффективности управления персоналом должны отражать результативность живого труда или трудовой деятельности работников 2) социальной эффективности (выражает выполнение ожиданий и удовлетворения потребностей и интересов работников предприятия); Социальная эффективность управления персоналом в значительной степени определяется организацией и мотивацией труда, состоянием социально-психологического климата в трудовом коллективе, то есть больше зависимость жить от форм и методов работы с каждым работником. 3) организационной эффективности (оценивает целостность и организационную оформленность предприятия) В ходе хозяйственной деятельности можно оценить результат и затраты в денежном выражении и измерить уровень эффективности мероприятия через скорость возврата вложений. Количественная оценка экономической эффективности управления персоналом предполагает определение затрат, необходимых для реализации кадровой политики предприятия. Показатели для оценки экономической эффективности управления персоналом: 1 Соотношение расходов, необходимых для обеспечения предприятия квалифицированными кадрами, и результатов, полученных от их деятельности 2 Отношение бюджета подразделения предприятия с численностью персонала этого подразделения 3 Стоимостная оценка различий в результативности труда (определяется разницей оценок результатов труда лучших и средних работников, выполняющих одинаковую работу) Данные показатели ориентируют работников на выполнение плановых заданий, рациональное использование рабочего времени, улучшение трудовой и исполнительской дисциплины и, в основном, направлены на усовершенствование в организации работ. Кроме того, в рыночной экономике важное значение имеют такие экономические показатели, как: - прибыль; - производительность труда; - объем продаж; - рентабельность; - производительность труда работников; - соотношение темпов роста производительности труда работников с темпами роста средней заработной платы; - фонд оплаты труда и зарплатоемкисть; - расходы на руководство Показатели для оценки социальной эффективности управления персоналом: - Состояние морально-психологического климата в трудовом коллективе Это очень важный социальный показатель, позволяющий судить о мотивации, потребности и конфликтность в трудовом коллективе - Показатели, характеризующие влияние социальных программ на результативность деятельности работников и предприятия в целом (повышение производительности труда, улучшение качества товаров, экономия ресурсе ей). Показатели для оценки организационной эффективности управления персоналом: - Текучесть кадров (свидетельствует об уровне стабильности трудового коллектива предприятия). Высокая текучесть может быть следствием плохой организации работы с кадрами, неудовлетворительных бытовых и жилищных условий, низкого уровня охраны труда, соблюдение техники безопасности и механизации труда - Соотношение численности управленческого аппарата и других категорий работников - Надежность работы персонала (определяется величиной возможных сбоев в работе всех подразделений предприятия из-за несвоевременного предоставления информации, ошибки в расчетах, нарушение трудовой дисциплины) - Равномерность загрузки персонала (характеризует удельный вес потерь из-за перегрузки работников) - Уровень трудовой дисциплины (отражает отношение количества случаев нарушения трудовой и исполнительской дисциплины к общей численности работников предприятия) - Укомплектованность кадрового состава Он позволяет судить о организационный порядок на предприятии и его организационной культуре
Вопросы:
1. Какие методы оценки управленческого персонала лучше применять для предприятий транспорта? 2. Что такое «эффективность и какие виды вы знаете? 3. Социально-экономическая эффективность управления персоналом, для чего используется и какие критерии лучше использовать для предприятий транспорта?
Список рекомендуемой литературы Основная литература: 1. Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб. пособие /В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2009. – 448с. 2. Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 688 с. 3. Кибанов А.Я., Батхаева И.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2010. – 524 с. 4. Управление персоналом организации: Учебник / Под. ред. А.Я. Кибанова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФА-М, 2010. – 695 с.
Дополнительная литература: 1. Адамс, Б. Эффективное управление персоналом/Б.Адамс. – М., Аст-Астрель, 2008. 2. Анкона, Д. Команды прорыва: Источники инноваций и лидерства в отрасли / Д. Анкона, Х. Бресман; перевел с англ. С. С. Гуринович. – Минск: Гревцов Паблишер, 2009. – 336 с. 3. Архангельский, Г. Тайм-менеджмент / Г. Архангельский. – СПб., Питер, 2010. 4. Атаманчук, Г.В. Управление в жизнедеятельности людей (очерки проблем) / Г.В. Атаманчук. – М.: Издательство РАГС, 2008. – 400 с. 5. Базаров, Т.Ю.Управление персоналом /Т.Ю. Базаров – М.: Академия, 2010. - 224 с. 6. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика / В.Р. Веснин. – М., Проспект, 2011. 7. Горнаков, Э. И. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов / Э.И. Горнаков, Е.Н. Костюкевич, Е.В. Метельская. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 519 с. 8. Гоулма, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р.Бояцис, Э. Макки; Пер. с англ. – 4 изд. – М.: Альпина Паблишера, 2010. -301 с. 9. Дафт, Р. Менеджмент/ Р. Дафт. – М., 2007. 10. Дуракова, И.Б. Управление персоналом. Учебник / Л.П. Волкова, И.Б. Дуракова, Е.Н. Кобцева, О.Н. Полякова, Л.И Стадниченко, С.М. Талтынов. – М.: Инфра, 2010. - 570 с. 11. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2009. – 365 с. 12. Зайцев, М.Г. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы: [учебное пособие] / М.Г. Зайцев, С. Е. Варюхин. – М.: ДЕЛО, 2008. - 663 с. 13. Зайцева, Т. В. Управление персоналом: учеб. /Т. В. Зайцева, А. Т. Зуб. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 336 с. – (Профессиональное образование). 14. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2011. – 304 с. 15. Кириллова, О.Г. Роль руководителя в повышении конкурентоспособности организации //Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал. Краснодар 2011, № 6. 16. Коновалова, В. Г. Организация труда и оценка персонала: учеб. пособие / В. Г. Коновалова. – М.: Экзамен, 2007 17. Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами. Пять уроков эффективного HR-менеджмента / И.К. Макарова. – М.: Дело, 2008. – 232 с. 18. Макарова, И.К. Привлечение, удержание и развитие персонала компании: Учебное пособие / О.Е. Алёхина, Л.М. Крайнова, И.К. Макарова. – М.: Дело, 2010. – 124 с. 19. Основы управления персоналом: учеб. / Под ред. Розарёновой Т.В.- М.: ГАСБУ, 20011. – 328 с. 20. Спивак, В.А. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие / В.А. Спивак. – М.: Эксмо, 2007. – 624с. 21. Теслинов, А. Г. Концептуальное проектирование сложных решений / А.Г. Теслинов. - СПб.: ПИТЕР, 2009. - 282 с. 22. Управление знаниями в инновационной экономике: Учебник /Под ред. Б.З. Мильнера. – М., ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 599 с. 23. Управление персоналом организации/ под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2009. – 638 с. 24. Управление персоналом. Энциклопедия / Под ред.проф. Кибанова А.Я. – М.: Инфра-М, 2009. 25. Управление персоналом: учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2010. – 560 с. 26. Федорова, Н. В. Управление персоналом организации/Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 27. Шапиро, С.А., Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс/С.А., Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 468 с.
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы: 1. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 1997–2012. – Режим доступа: https://www.aup.ru/ 2. Административно-управленческий портал. - // https://www.aup.ru/ 3. Журнал «Кадры предприятия» [Электронный ресурс]: [Издательская группа «Дело и сервис»]. – [М.], сор. 2000–2012. Режим доступа: https://dis.ru/kp/ 4. Интернет-библиотека СМИ. Специализация: отечественная периодика // https://www.public.ru/ 5. Кадровый менеджмент [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2000–2012. – Режим доступа: https://www.hrm.ru/ 6. Национальный союз кадровиков [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2002–2012. – Режим доступа: https://kadrovik.ru/ 7. Обучение и развитие персонала [Электронный ресурс]. – [М], сор. 2012. – Режим доступа: https://trainings.ru/ 8. Официальный сайт журнала «Менеджмент в России и за рубежом». - https://www.mevriz.ru/. 9. Портал Центра креативных технологий // https://www.inventech.ru/ 10. Практический журнал по кадровой работе «Кадровое дело» [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2006-2012. – Режим доступа: https://www.kdelo.ru/ 11. Служба тематических толковых словарей // https://www.glossary.ru/ 12. Управление персоналом – менеджмент, подбор персонала, кадровый менеджмент [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2005-2012. – Режим доступа: https://staff-control.ru/ 13. Федеральный образовательный портал - ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ. // https://www.ecsocman.edu.ru/ 14. Экономические книги, статьи // https://www.finansy.ru/ 15. Экономический портал. // https://www.economicus.ru/ 16. Электронная библиотека: Экономика, Периодические издания, Диссертации. // https://www.lib.ua-ru.net/ 17. Электронный журнал «Работа с персоналом» [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2002–2012. – Режим доступа: https://www.hr-journal.ru/ 18. HRM Guide. International Human Resources [Electronic resource] – cop. 1997–2012. – Mode of access: https://www.hrmguide.net/ 19. National Human Resources Association [Electronic resource] – cop. 2007-2012. – Mode of access: www.humanresources.org
Периодические издания 1. Бюллетень трудового и социального законодательства российской федерации 2. Делопроизводство 3. Инновации 4. Кадровик 5. Качество.инновации.образование 6. Маркетинг. менеджмент 7. Методы менеджмента качества 8. Мотивация и оплата труда 9. Муниципальная служба: правовые вопросы 10. Охрана труда и социальное страхование 11. Проблемы теории и практики управления 12. Российский экономический журнал 13. Служба кадров и персонал 14. Социологические исследования 15. Справочник кадровика 16. Справочник по управлению персоналом 17. Труд за рубежом 18. Управление персоналом 19. Управление развитием персонала 20. Человек и труд 21. Экономика и управление 22. Human resource management international digest 23. Management development review 24. Journal of organizational change management
Список используемых источников
1. Асаул, А. Н. Культура организации: проблемы формирования и управления / А. Н.Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев — СПб.: Гуманистика, 2006. 2. Балабанова Л. В., Сардак О. В. Управление персоналом: Учеб. пособие. / Л. В. Балабанова, А. В. Сардак. - М.: ИД " Профессионал", 2006. 9. Виноградский М.Д. Управление персоналом: Учебник. - М.: Высшая школа, 2008. 3. Валиуллина Н. Р. Найм как направление профессиональной деятельности библиотечного менеджера: диссертация... кандидата педагогических наук: 05.25.03 / Валиуллина Наиля Рафиковна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т культуры и искусств]. - Казань, 2008. - 194 с. 4. Гореликова-Китаева О. Г. Развитие методов и инструментов менеджмента для активизации трудовой деятельности: Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05: Оренбург, 2005 5. Дятлов В. А. Управление персоналом в крупной производственно-хозяйственной системе (На примере ОАО " Газпром"): Дис.... д-ра экон. наук: 08.00.05: Москва, 2001 280 c. 6. Егоренкова Н А. Механизм формирования личностно-профессионального развития в коллективах финансовых институтов: На примере Сибирского банка Сбербанка России: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05.- Барнаул, 2005.- 210 с. 7. Лунев Игорь Анатольевич. Управление потенциалом корпорации: Методология, модели, инструменты: Дис.... д-ра экон. наук: 08.00.05: Краснодар, 2004 441 c. 8. Никитин С. Н. Формирование интегрированных систем управления на предприятиях топливно-энергетического комплекса: 08.00.05 Никитин, Сергей Николаевич Формирование интегрированных систем управления на предприятиях топливно-энергетического комплекса (на материалах ОАО " Алтайские коммунальные системы"): диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05 Барнаул, 2007 165 с. 9. Тугускина Г. Н.. Формирование кадрового потенциала в условиях реструктуризации предприятий: Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05: Н. Новгород, 2003 200 c. 10. Управление персоналом организации Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 638 с. 11. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 312 с. 12. Урываева Е. В. Персонал в бизнес-организациях: обучение и развитие в современных условиях: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.08.- Волгоград, 2006.- 173 с. 13. Федянина О.. Интеллектуализация поддержки решений по управлению персоналом организации на основе нечетких моделей знаний: Дис.... канд. техн. наук: 05.13.10: Воронеж, 2004 194 c.
|