Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема Русской природы в основной образовательной программе начального общего образования по литературному чтению






Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. [2; 16]

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. [3; 57]

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. [3; 63]

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. [10; 36]

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. [10; 43]

Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный читатель в условиях широкого использования телевидения, радио и кино, не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека и дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить художественное наслаждение. Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучению чтения приобретается лишь в начальной школе. Поэтому уроки литературного чтения способствуют выполнению главной цели современной школы – формированию образованной культурной личности.[9; 64]

Чтение книг для ребенка, познающего мир, всегда увлекательно. Но от уровня его читательской грамотности зависит глубина проникновения в смысл художественного произведения.

Задача современного учителя не только научить детей читать, но и научить понимать художественный текст, чувствовать его, видеть за строчками переживания автора, понимать то, о чем он хотел сказать, воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе, бережное отношение к ней. Поэтому, анализ литературных произведений разных жанров начинают проводить в период обучения грамоте, и продолжаю на протяжении всего обучения в школе.[4; 73]

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Среди всех разделов, три отведено на изучение произведений на тему русской природы. Это разделы: «Люблю природу русскую. Осень», «Люблю природу русскую. Зима» и «Люблю природу русскую. Весна». Всего на изучение этих разделом отведено 11 часов – «Люблю природу русскую. Осень» - 2 часа, «Люблю природу русскую. Зима» - 4 часа, «Люблю природу русскую. Весна» - 5 часов.[1; 39-40]

Дидактическая цель этих разделов заключается в знакомстве с произведениями русских поэтом и писателей о природе.[1;. 41]

В результате изучения разделов дети будут знать произведения русских поэтов о природе; будут знать понятие «рифма», «звукозапись».[1;. 41]

Дети будут уметь: находить рифму в произведении; читать осознано текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения; использовать интонацию; выразительно читать стихотворения наизусть; определять средства художественной выразительности; анализировать средства художественной выразительности; использовать связь литературы с разными видами искусства; составлять мини-рассказы о играх в различные времена года; описывать поэтический образ различных времен года в стихах; составлять небольшие монологические высказывания с опорой на авторский текст.[1; 42]

Таким образом, в результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, будет достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:

1. Осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования общей культуры человека, формирования личностных качеств и социальных ценностей.

2. Понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями.

3. Работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности.

4. Применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст.

5. Осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах.

6. Работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

 

2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА»

 

Прием анализа художественного произведения — это та конкретная операция, которую совершает читатель в процессе освоения идеи. Прием анализа определяет деятельность ученика и учителя на уроке чтения, позволяет учителю вовремя корректировать и направлять восприятие ученика. При организации процесса обучения важно учитывать, что прием анализа — это средство постижения художественного произведения, поэтому его выбор определяется особенностями художественного текста, задачей, которую необходимо решить при анализе. Только в процессе решения этой задачи прием выполнит свою вторую функцию — станет средством формирования читательских умений, средством приобретения литературоведческих представлений и читательского опыта. Прием анализа как операционная сторона умения анализировать художественное произведение может со временем автоматизироваться. Читатель перестает осознавать, какие именно действия он совершает, читая и обдумывая произведение: его внимание направляется на результат анализа. Квалифицированный читатель не рисует словесных картин, не составляет плана произведения, не создает сценарий или партитуру чтения, так как в его воображении возникает художественный образ, он постигает «закон сцепления» эпизодов, видит динамику эмоций, поскольку владеет соответствующими умениями. Младшие школьники, только овладевающие перцептивной читательской деятельностью, нуждаются в специальном обучении операционной стороне анализа текста.[9; 34]

В методике обучения грамоте термин «выразительность» используется для характеристики одного из качеств навыка чтения. При этом имеется в виду, что ребенок должен читать, интонируя предложение в соответствии со знаками препинания, правильно ставить логические ударения, соблюдать интонацию конца предложения. Методика литературного чтения связывает понятие «выразительность» с читательской интерпретацией текста, с исполнительским искусством. Исполнительская выразительность требует серьезной подготовки. Процесс подготовки к исполнению произведения — прием анализа текста, ведущий к постижению его смысла. Специфика данного приема в том, что из трех сфер восприятия наиболее активны эмоции и воображение ученика, т. е. ребенок постигает смысл текста не столько логическим путем, сколько через сопереживание, и выражает свое понимание в выразительном чтении.[9; 34-35]

Работа начинается с постановки исполнительской задачи: что значит читать выразительно? Чьи чувства, чью позицию нужно выразить в чтении? Ответ на этот вопрос отнюдь не однозначен. Конечно, основная задача — раскрыть авторский замысел, донести до слушателя художественную идею текста, поэтому исполнитель стремится максимально приблизиться к постижению этой идеи. Но художественный текст — не монолог автора, в нем есть прямая речь героев, повествование может вестись от лица рассказчика, события могут быть переданы с точки зрения одного из персонажей, поэтому каждое произведение требует постановки своей исполнительской задачи. С определения этой задачи и начинается анализ текста.[9; 35]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал