Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кинематика. Кинематика — раздел механики, изучающий движение тел без учета причин, вызвавших это движение.
Кинематика — раздел механики, изучающий движение тел без учета причин, вызвавших это движение. Основной задачей кинематики является нахождение положения тела в любой момент времени, если известны его положение, скорость и ускорение в начальный момент времени. Механическое движение — это изменение положения тел (или частей тела) относительно друг друга в пространстве с течением времени. Для описания механического движения надо выбрать систему отсчета. Тело отсчета — тело (или группа тел), принимаемое в данном случае за неподвижное, относительно которого рассматривается движение других тел. Система отсчета — это система координат, связанная с телом отсчета, и выбранный способ измерения времени (рис. 1). Рис. 1 Положение тела можно определить с помощью радиуса-вектора или с помощью координат. Радиус-вектор точки — направленный отрезок прямой, соединяющий начало отсчета О с точкой (рис. 2). Рис. 2 Координата x точки — это проекция конца радиуса-вектора точки на ось Ох. Обычно пользуются прямоугольной системой координат. В этом случае положение точки на линии, плоскости и в пространстве определяют соответственно одним (x), двумя (х, у) и тремя (х, у, z) числами — координатами (рис. 3). Рис. 3 В элементарном курсе физики изучают кинематику движения материальной точки. В дальнейшем под словом " тело" будем понимать " материальная точка". Линия, которую описывает движущееся тело в определенной системе отсчета, называется траекторией. На практике форму траектории задают с помощью математических формул (y = f(x) — уравнение траектории) или изображают на рисунке. Вид траектории зависит от выбора системы отсчета. Например, траекторией тела, свободно падающего в вагоне, который движется равномерно и прямолинейно, является прямая вертикальная линия в системе отсчета, связанной с вагоном, и парабола в системе отсчета, связанной с Землей. В зависимости от вида траектории различают прямолинейное и криволинейное движение. Путь s — скалярная физическая величина, определяемая длиной траектории, описанной телом за некоторый промежуток времени. Путь всегда положителен: s > 0. Перемещение тела за определенный промежуток времени — направленный отрезок прямой, соединяющий начальное (точка ) и конечное (точка М) положение тела (см. рис. 2): , где — радиусы-векторы тела в эти моменты времени. Проекция перемещения на ось Ox , где — координаты тела в начальный и конечный моменты времени. Модуль перемещения не может быть больше пути . Знак равенства относится к случаю прямолинейного движения, если направление движения не изменяется. Зная перемещение и начальное положение тела, можно найти его положение в момент времени t: Скорость — мера механического состояния тела. Она характеризует быстроту изменения положения тела относительно данной системы отсчета и является векторной физической величиной. Средняя скорость — векторная физическая величина, численно равная отношению перемещения к промежутку времени, за который оно произошло, и направленная вдоль перемещения (рис. 4): Рис. 4 В СИ единицей скорости является метр в секунду (м/с). Средняя скорость, найденная по этой формуле, характеризует движение только на том участке траектории, для которого она определена. На другом участке траектории она может быть другой. Иногда пользуются средней скоростью пути , где s — путь, пройденный за промежуток времени . Средняя скорость пути — это скалярная величина. Мгновенная скорость тела — скорость тела в данный момент времени (или в данной точке траектории). Она равна пределу, к которому стремится средняя скорость за бесконечно малый промежуток времени . Здесь — производная от радиуса-вектора по времени. В проекции на ось Ох: Мгновенная скорость тела направлена по касательной к траектории в каждой ее точке в сторону движения (см. рис. 4). Ускорение — векторная физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости. Оно показывает, на какую величину изменяется скорость тела за единицу времени. Среднее ускорение — физическая величина, численно равная отношению изменения скорости ко времени, за которое оно произошло: Вектор направлен параллельно вектору изменения скорости в сторону вогнутости траектории (рис. 5). Рис. 5 Мгновенное ускорение: В СИ единицей ускорения является метр на секунду в квадрате (м/с2). В общем случае мгновенное ускорение направлено под углом к скорости. Зная траекторию, можно определить направление скорости, но не ускорения. Направление ускорения определяется направлением равнодействующей сил, действующих на тело. При прямолинейном движении с возрастающей по модулю скоростью (рис. 6, а) векторы сонаправлены и проекция ускорения на направление движения положительна. При прямолинейном движении с убывающей по модулю скоростью (рис. 6, б) направления векторов противоположны и проекция ускорения на направление движения отрицательна. Рис. 6 Вектор при криволинейном движении можно разложить на две составляющие, направленные вдоль скорости и перпендикулярно скорости (рис. 7), — тангенциальное ускорение, характеризующее быстроту изменения модуля скорости при криволинейном движении, — нормальное ускорение, характеризующее быстроту изменения направления вектора скорости при криволинейном движении Модуль ускорения Рис. 7
В робототехнике, есть две основные задачи кинематики: Рассмотрим эти задачи на стандартном примере манипулятора. Прямая задача — это вычисление положения (X, Y, Z) рабочего органа манипулятора по его кинематической схеме и заданной ориентации (A1, A2… An) его звеньев (n — число степеней свободы манипулятора, A — углы поворота). Обратная задача — это вычисление углов (A1, A2… An) по заданному положению (X, Y, Z) рабочего органа и опять же известной схеме его кинематики. Т.о., решение прямой задачи говорит — где будет находиться рабочий орган манипулятора, при заданных углах его суставов, а обратная задача, наоборот, говорит: как нужно «вывернуться» манипулятору, чтобы его рабочий орган оказался в заданном положении. Очевидно, что более распространённой и важной является именно обратная задача кинематики.
|