Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные цели деятельности МВФ состоит в следующем.
1. Способствовать международному сотрудничеству в валютнофинансовой сфере. 2. Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов. 3. Обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценивания валюте целью получения конкурентных преимуществ. 4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений. 5. Предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах. Эти цели реализуются с помошыо выполнения организацией следующих функций: • содействие международному сотрудничеству' в денежной политике; • расширение мировой торговли; • кредитование; • стабилизация денежных обменных курсов; • консультирование стран-дебиторов: • разработка стандартов международной финансовой статистики; • сбор и публикация международно!! финансовой статистики. Уставный капитал фонда составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 г. 1 СДР равнялся примерно 1.5 долл. США). Он формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25% своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75% — в своей национально!! валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами- членами в руководящих органах МВФ. Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 г.) обладают: США — 17, 8%; Германия — 5.99; Япония — 6, 13; Великобритания — 4.95; Франция — 4, 95; Саудовская Аравии — 3, 22; Италия — 4.18; Россия — 2.74%. Доля 15 стран — участниц ЕС — 30.3%. 29 промышленно развитых государств (страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития) имеют в совокупности 60, 35% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов фонда, приходится лишь 39, 75%. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР. полученные ей при первичной эмиссии СДР. ее число голосов увеличивается (сокращается) на I за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на У4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов стран- членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Эго означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность, исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ. В условиях финансового кризиса деятельность МВФ также подвергается существенной критике. ее острие направлено на монополизацию положения США в деятельности фонда. Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (М ВФК, International Monetary and Financial Committee. I MFC). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. МВФК состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности М ВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет советов управляющих Всемирного банка и фонда (Joint IMF— World Bank Development Committee).
|