Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основная сфера деятельности фонда — кредитование стран- участниц, поэтому рассмотрим основные механизмы кредитования фонда.
1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с I97S г. — резервной долей (Reserxv Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует ее кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместесоставляют «резервную позицию» страны — члена МВФ. 2. Кредитные доли. Средства в иностранной ват юте. которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае ее полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100%' квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма ват юты страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125% ее квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ. а суммы, превосходящие первую кредитную долю. 3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения фондом ее запроса, то выделение средств в счет верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 1950-х и до середины 1970-х гг. соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 г. и до сегодняшнего времени — до 18 месяцев и даже до трех лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов. 4. Механизм расширенного кредитования (Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырех лет, определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ пли структурных реформ. Фонд требует от стран-заем ши ко в выполнения определенных условий, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства стран-заем ши ков. предусматривающие проведение ими соответствующих финансово- экономических мероприятий. фиксируются в «Письмео намерениях» (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в M ВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путем периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performancecriteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определенным макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями фонда и не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование и отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое и политическое давление на страны, осуществляющие заимствования. В отличие от Всемирного банка деятельность М ВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств. Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которой выступила Франция. Парижский клуб кредиторов — это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Объединение было создано в 1956 г., когда Аргентина согласилась встретиться со своими кредиторами в Париже. Клуб создан для обсуждения н урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Главная задача, которую решает Парижский клуб, — реструктуризация задолженности развивающихся стран. Главная идея деятельности Парижского клуба — проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еше в декабре 1994 г. Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67% долга той или иной страны. В феврале 1995 г. Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80%. Максимальная скидка предоставляется нс всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы. Парижский клуб более влиятелен, чем. например. Лондонский клуб, и объединяет представителей банков-кредиторов 19 стран (Австралия. Австрия. Бельгия, Великобритания, Германия, Дания. Ирландия. Испания. Италия, Канада, Нидерланды. Норвегия. Россия. США. Финляндия. Франция. Швейцария. Швеция. Япония). Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. С 1956 по 2009 г. в рамках Парижского клуба было достигнуто 408 соглашений с 86 различными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила 513 млрд долл. США. Несмотря на то что Парижский клуб не имеет строгого формализованного статуса, т.е. является неформальной организацией, его деятельность базируется на определенных правилах и принципах. Россия вступила в Парижский клуб в 1995 г. в качестве кредитора и прежде всего получила реальную возможность влиять на мировую экономику: во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоииал мсти чес ких стран, задолжавших клубу: во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволило России повысить свой кредитный рейтинг и успешнее размешать еврооблигации. Северный инвестиционный банк (Nord Investment Bank, NIB) — многосторонний банк развития, членами которого являются страны Скандинавии и Балтии. Банк финансирует проекты, представляющие интерес для стран- членов как в Северной Европе (инвестиции в инфраструктуру, экологию. образование), так и за ее пределами (содействие фирмам — партнерам компаний из стран Северной Европы). Банк предоставляет кредиты на срок до 20 лет в объеме до 50% от стоимости проекта. Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (InternationalAccounting Standards Board) — структура, устанавливающая Международные стандарты финансовой отчетности (МС'ФО). Располагается в Лондоне (Великобритания). Совет входит в состав Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee foundation). В Совет должно входить 14 членов, назначаемых Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности. Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board) — международная организация, созданная странами «большой индустриальной двадцатки» на Лондонском саммите в апреле 2009 г. Создан на базе Форума финансовой стабильности, существовавшего с 1999 г. Основные цели организации — выявление слабых мест в области мировой финансовой стабильности, разработка и применение регулирующей и надзорной политики в этой сфере. В состав Совета входят представители национальных финансовых органов власти (центральныхбанков, надзорных органов, министерств финансов), международных финансовых институтов, комиссий, экспертов центральных банков. Черноморский банк торговли и развития — международная финансовая организация, созданная с целью поддержки регионального развития и кооперации стран Черноморского региона. Целями банка являются развитие торговых связей в регионе, содействие реализации международных проектов, содействие иностранным инвестициям. предоставление гарантий при развитии торговых и экономических связей как на государственном уровне, так и в частном бизнесе. Черноморски!! банк торговли и развития относится к международной организации «Черноморское экономическое сотрудничество». Основополагающим документом, определяющим деятельность ЧБТР, является Соглашение о создании Черноморского банка торговли и развития, зарегистрированного ООН. Уставный капитал банка 3 млрд СДР. Страны — члены Черноморского банка торговли и развития—Албания. Армения. Азербайджан. Болгария, Грузия. Греция, Молдавия, Румыния. Россия. Турция, Украина.
|