Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы создания кейс-технологии
1 этап. Определить цель создания кейса. Далее следует разработать вопросы и задания, которые позволят субъектам освоить различные виды деятельности. 2 этап. Соотнести отобранные ситуации и события с главной целью работы с этой информацией. 3 этап. Провести предварительную работу по поиску источников информации для кеса (интернет-ресурсы, каталоги печатных изданий, публикации, статистические сводки и т.п.). 4 этап. Подготовить первичный материал для представления его в кейс (макетирование, компоновка материал, определение формы и вида презентации и т.д.). 5 этап. Оформить кейс в определенном виде, доступном для других пользователей. 6 этап. Обсудить кейс с привлечением как можно более широкой аудитории и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией. При необходимости откорректировать и внести изменения в кейс. 7 этап. Подготовить методические рекомендации по использованию кейса. Разработать задания для студентов и возможные вопросы для ведения дискуссий и презентации кейса, описать предполагаемые действия студентов и преподавателя в момент обсуждения кейса [26]. Кейс должен: - быть написан интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно, при необходимости, приводить высказывания сотрудников – представителей фирмы); - отличаться «драматизмом» и проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; - показывать как положительные примеры, так и отрицательные; - соответствовать потребностям выбранного контингента студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации. Определение и квалификация проблемы занимает исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации. Вместе с тем текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.
Требования к формату и структуре кейса:
Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных: - наличие реально существующей ситуации, на основе которой разработан кейс; - название компании, название продукции, описание продукции, ее особенности; - имена и должности главных персонажей; - описание проблемы в данной области; - общее состояние дел в ситуации, ее слабые и сильные стороны; дилеры и партнеры; управленческая стратегия; организационные отношения; ключевые фигуры в управленческой группе; производственные операции, продукты и процессы; финансовое положение компании; маркетинговая информация; взаимодействие работников. Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий: - этапы развития компании, важные моменты в истории развития, успехи и неудачи; - стиль работы компании, стиль управления руководства; - краткое описание проблемы, желательно привести несколько различных точек зрения (как она видится разными участниками событий); - определенная хронология развития ситуации с указанием действий или воздействующих факторов, желательно оценить результаты их воздействия; - предпринятые действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали; - какие ресурсы могут быть выделены на решение данной ситуации. Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для студентов и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя. Сюжетная и информационная части могут существовать как относительно независимые (информация может быть вынесена в приложение), так и тесно переплетаясь. Но в любом кейсе его назначение и задание должны быть четко сформулированы. Как отмечалось выше, кейс может содержать видео, аудиоматериалы, материалы на электронных носителях или любые другие. К преимуществам метода case-study можно отнести: - использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение; - получение навыков работы в команде (Team Job Skills); - выработка навыков простейших обобщений; - получение навыков презентации; - получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ. Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Пополнение «багажа знаний» студента проанализированными кейсами, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.
Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов: Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями. Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать. Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма». Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения. Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения. Метод case-study требует подготовленности студентов, наличия у них навыков самостоятельной работы; неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса. Поскольку метод анализа конкретных ситуаций направлен на развитие умения анализировать нерафинированные задачи, способности вырабатывать и принимать определенные решения, использовать его можно в различных курсах инженерных, социально-экономических дисциплин.
|