Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Спортивные Развлекательные
УЧЕБНО-ДЕЛОВЫЕ Ситуационные Ролевые Ситуационно-ролевые Имитационные Организационно-деятельностные Дидактические Деловые Блиц-игры Рис. 4 Классификация игр.
Главная функция игры – повысить вероятность успешного достижения ожидаемых результатов деятельности за счет предварительной тренировки механизмов восприятия, мотивации, принятия решений, формирования и коррекции программы действий, адекватной оценки параметров результатов действий. Очевидно, что успешность решения всех этих задач зависит от того, насколько та или иная игровая модель деятельности наглядно и всесторонне отображает реальные условия предстоящей профессиональной или познавательной деятельности обучающегося. Искусство педагога как раз и состоит в том, чтобы так проанализировать, структурировать информационное поле предстоящей деятельности обучаемого (построить модель, дать образец), чтобы в сжатой, но доступной форме передать обучаемому ключевые моменты предмета в ситуации, обеспечивающей усвоение учебного материала через активную индивидуальную познавательную деятельность. Иными словами, хороший педагог обязательно должен владеть приемами передачи знаний, умений и навыков в форме обучающей игры. Создание обучающей игры включает те же этапы, что и любая педагогическая технология. Первый этап – анализ будущей деятельности обучаемого: · · определение видов трудовой и познавательной деятельности; описание трудовых операций или форм общения; задачи, решаемые на основе полученных знаний; · · содержание игры – те действия и операции, которые составляют основу будущей профессиональной деятельности, и могут быть смоделированы доступными педагогу средствами учетом уровня воображения обучаемых. Главное, чтобы процесс решения имитационных и реальных задач основывался на одной базе знаний. Второй этап – определение содержания обучения (результат – составление учебного плана). Детальная конкретизация содержания учебной информации в игре с учетом требований доступности, наглядности, посильности, систематичности. Составление «дерева» целей – иерархии целей игры с указанием параметров целей. Написание плана сценария предъявления учебной информации. Третий этап – оценка степени нагрузки обучаемых и расчет необходимого времени, исходя из формы обучения и скорости усвоения. Для игры важна строгая временная организация, так как потеря темпа ослабляет соревновательные элементы игры. Соревнование в педагогических играх – это не только соревнование за достижение заданных целей, но прежде всего, соревнование с самим собой – достижение каждым некоего заданного уровня реализации своих способностей и понимания путей развития этих способностей. Четвертый этап – выбор организационных форм обучения, результатом является описание организационных форм обучения и спецификация всех необходимых для этого средств: пособия. Технические средства обучения, мебель, материалы и так далее. Формы проведения игры: непосредственная, когда игру и оценку результатов проводит непосредственно педагог в форме живого общения; опосредованная (с использованием ТСО или пособий, где даются инструкции по оценке результатов игры самими ее участниками); смешанная, при которой содержание игры задается с помощью ТСО или пособий, а педагог корректирует ход игры и оценивает результаты. Наиболее эффективной является смешанная форма организации игры, где используются достоинства ТСО для иллюстрации и регламентации процесса обучения, подкрепленные авторитетом и педагогическим опытом преподавателя. Результат любой педагогической игры многозначен и только участие опытного педагога позволяет правильно распределить приоритеты результатов и дать индивидуальную оценку и рекомендации каждому участнику. Пятый этап – подготовка текстов мотивационных ситуаций и включение их в ранее сформулированное учебное содержание. Занимательность и создание мотивационно-проблемных ситуаций способствует поддержанию необходимого уровня мотивации. Акцент на важном значении знания учебного материала для разрешения конкретной критической ситуации служит для формирования сферы профессиональных интересов. Шестой этап – разработка системы учебных упражнений, нацеленных на усвоение учебной информации по схеме: усвоение практических действий – овладение основными алгоритмами деятельности; самостоятельное решение нетиповых (поисковых) задач в практической деятельности; самостоятельная постановка проблемных задач, исследовательская деятельность. Применительно к педагогическим играм результат этого этапа – разработка сценария игры, включающего учебную информацию, учебные инструкции и наставления для создания завязки игры, пути к кульминации и развязке, текста мотивационных ситуаций, описывающего условия и форму проведения игры, иерархию целей с заданными показателями качества усвоения. Седьмой этап – разработка системы тестов контроля качества усвоения учащимися знаний и действий, соответственно целям обучения и заданным показателям качества усвоения. Самый простой вид оценки результатов игры – сумма набранных баллов, полученных при выполнении отдельных игровых действий. Общий итог подводится путем ранжирования участников с выявлением группы лидеров и обсуждением результатов. Восьмой этап – разработка структуры и содержания самостоятельных учебных занятий вне аудитории. Этот этап используется для самостоятельной подготовки слушателей к предстоящей игре. Девятый этап – апробация педагогической системы на практике, коррекция.
|