Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие финансовых правоотношений, их субъекты. Ключевые особенности
Особенности финансовых правоотношений заключаются в том, что они: 1) возникают в сфере государственной деятельности в процессе распределения и перераспределения национального дохода; 2) одним из субъектов данных отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (судебный, законодательный, исполнительный); 3) обязательным объектом всегда выступают деньги и денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов. Субъекты финансовых правоотношений: · физические лица (граждане), · юридические лица, а также организации, не наделенные правами юридического лица, · государственные образования (РФ и субъекты РФ – статья 124 ГК РФ) · муниципальные (местные) образования (в Москве – внутригородские муниципальные образования – ВМО)). Финансовые правоотношения принято классифицировать в зависимости от подотрасли права, раздела и института финансового права на следующие виды: 1) бюджетные правоотношения; 2) налоговые правоотношения; 3) неналоговые правоотношения; 4) финансовые правоотношения: · в области государственного кредита; · в области страхования; · при осуществлении государственных расходов, в т.ч. и при сметно-бюджетном финансировании; · в области банковской деятельности; · в области денежного обращения и расчетов; 5) валютные правоотношения. В зависимости от объекта правового регулирования различают материальные и процессуальные финансовые правоотношения. В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию финансовых ресурсов, выраженных в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Финансовые правоотношения возникают между: · органами государственной власти; · органами государственной власти и органами местного самоуправления; · законодательными органами и органами исполнительной власти; · органами исполнительной власти и судебными органами; · финансовыми и кредитными организациями; · государственными унитарными предприятиями и их вышестоящими органами управления; · государственными учреждениями и их вышестоящими органами; · финансовыми органами и хозяйствующими субъектами; · налоговыми органами и хозяйствующими субъектами; · налоговыми органами и гражданами; · ЦБ и кредитными организациями; · кредитными организациями и хозяйствующими субъектами и т.д. 9.Система отрасли финансового права: дискуссионные вопросы Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права – общая и особенная части. К общей части относятся: · правовые нормы (корпоративные, моральные, нравственные, религиозные, социальные); · нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, системы органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов-участников финансовых правоотношений, а также вопросы регулирования и финансового контроля государства. В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: · бюджетной системы; · внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; · финансов государственных и муниципальных предприятий; · государственных и муниципальных доходов; · государственного и муниципального кредита; · организации имущественного и личного страхования; · государственных и муниципальных расходов; · банковского кредитования; · денежного обращения и расчетов; · валютного регулирования.
|