Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Условия реализации.
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права. Финансовая деятельность в РФ осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности РФ, закрепленными в Конституции РФ от 12.12.1993 года. Основные их них: 1) принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения (например, статья 176 УК РФ – незаконное получение кредита). Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность финансовых отношений, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государством программ, в различных сферах общественной жизни, и другие отрицательные последствия. 2) принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до граждан (в т.ч. с помощью СМИ) содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проектов и ревизии финансовой деятельности. Согласно статье 15 ч. 3 Конституции РФ «Законы подлежат официальном опубликованию». Источники опубликования ФКЗ и ФЗ РФ – «Российская газета» и журнал «Собрание законодательства». В Москве официальным источником опубликования является газета «Тверская-13». 3) принцип федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенций РФ и субъектов РФ в области финансов. Согласно статье 71 Конституции РФ «в ведении РФ находятся: финансовые, валютные, кредитные регулирования, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет и федеральные налоги и сборы. К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения в РФ». 4) принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельности РФ базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих правовых актах. Основными финансово-плановыми актами являются: · федеральный бюджет; · внебюджетные фонды; · система расходов – для конкретных организаций (бюджетных организаций). 12.Понятие, принципы и содержание финансового контроля: дискуссионные вопросы.
Финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность государства, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов (юридических лиц) по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средства, правильность и эффективность их использования. Финансовый контроль – это также контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных средств. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования. Финансовый контроль призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотребления и хищения товарно-материальных ценностей и денежных средств. Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики. Основные задачи финансового контроля: · поддержание сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размером доходов государства; · обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед госбюджетом; · выявление внутрипроизводственных резервов повышения финансовых ресурсов; · обеспечение соблюдения требования действующего законодательства в области финансовой деятельности; · повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и валютных операций и др. Значение финансового контроля состоит в направлениях его совершения, т.е.: · проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по созданию, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции; · проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами; · проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов; · проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями; · выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств; · предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины. В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями. Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного контроля, в связи с изменением системы политической власти и установлением власти Президента РФ организован президентский контроль, осуществляемый Контрольным управлением Президента РФ. Сформированы и действуют новые органы финансового контроля: Государственная налоговая служба, Гос. страховой надзор; функции финансового контроля осуществляют органы Федерального казначейства.
1. Принцип законности предусматривает следующее: - качество нормативно-законодательной базы ГФК и законодательства РФ в целом, т.е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы (не секрет, что далеко не всякий нормативно-правовой акт способствует развитию и совершенствованию системы ГФК и в целом должным образом отвечает потребностям общества, конституционно установленным правам и свободам каждого его члена, иными словами, сами же законы порой предусматривают совершенно ”законную” (с формальной точки зрения) возможность необоснованно или нецелесообразно, т.е. не в интересах укрепления финансовой базы государства, использовать государственные средства); - соблюдение норм права органами ГФК (их представителями) при реализации своих контрольных полномочий (включая осуществление контроля и вынесение решений по его результатам), а также всеми организациями, имеющими с ними правоотношения (включая исполнение решений органов ГФК). 2.Принцип независимости органов ГФК имеет важное государственное значение, так как при реализации этого принципа органы ГФК будут иметь возможность успешно осуществлять свою деятельность, достигать свои цели и задачи. Независимость органа ГФК определяется его статусом, в том числе функциями и подчинением, в системе государственных органов (статусом в организации - для отдельных органов ГФК, являющихся подразделениями органов исполнительной власти и управления). При этом сама структура органов ГФК может предусматривать их прямое или непрямое подчинение друг другу. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Независимость также характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Она позволяет государственным контролерам работать с высокой степенью автономии и инициативы, выдавать объективные заключения. 3. Принцип гласности (публичности или открытости) Важность принципа гласности ГФК определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и широкой общественности о реальном положении дел не только в управлении государственной финансовой системой, но и в государственном управлении в целом. Гласность ГФК - необходимый атрибут современного демократического общества. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа ГФК, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности. 4.Принцип объективности Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.). Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов. Выводы по результатам проверок также должны быть беспристрастны (особенно в плане представления материалов), обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию. При этом о качестве информации можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность. 5. Принцип ответственности Данный принцип может быть рассмотрен как минимум в трех аспектах: а) ответственность контролеров, б) ответственность контролируемых, в) ответственность третьих лиц (включая принимающих решения, т.е. обладающих исполнительными полномочиями, государственных органов). Рассмотрим последовательно эти аспекты, в связи с предметом настоящего исследования. 6. Принцип сбалансированности Этот принцип неразрывно связан с предыдущим. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно так же не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот. 7. Принцип системности Предполагает наличие именно системы органов ГФК. Но системообразующеий элемент может быть и не один, т.е. система как таковая вовсе не означает некую единую иерархическую конструкцию подчиненности как цементирующего ее начала. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.
13.Виды финансового контроля.
|