Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Застолье. Следующее отличие праздника от «не праздника» - это канун.
Укрепление семьи.
Следующее отличие праздника от «не праздника» - это канун. Канун «Канун м. – день или вечер перед днем, о котором идет речь; день, в отношении к заутрию; предшествующий чему-либо день, вечер… Кануны справлять, канунец варить – варить мед и пиво к празднику». (В.И. Даль) «Канун, -а, м. 1. День перед праздником, накануне праздника… 2. перен. Время, предшествующее какому-либо событию». (С.И. Ожегов)
Канун – это время, предшествующее празднику. Без кануна праздника не бывает. Вспомните, что происходит на к а н у н е Нового года. Почти целый месяц вы бегаете по магазинам, покупаете продукты, подарки, елку, украшения и прочее, и прочее, и прочее! Ради чего? Ради «каких-то» двенадцати ударов курантов. Весь месяц вы пробегали и вот бьют «часы на Спасской башне»! Вы кричите «ура», открываете шампанское, пишете на листочке бумажки желание, сжигаете его, пепел кидаете в фужер с шампанским, чокаетесь, выпиваете (всё вместе – это новогодний обряд-ритуал). И опять кричите «ура». И все это длится двенадцать секунд. И ради этих двенадцати секунд вы готовились целый месяц. Канун – это ожидание и подготовка к Празднику. Это как ожидание и подготовка к рождению ребенка. Если его ждут и готовятся к его появлению на свет, то ребенок рождается долгожданным, а, значит, и любимым. Так и с кануном. Есть канун – есть Праздник. Нет кануна – нет Праздника. Проверим: У Рождества канун есть? У Пасхи? Кануны этих праздников еще подкреплены и постом. У Первого сентября канун есть (особенно у первоклашек и их родителей)? Еще какой – целое лето! А у Дня Конституции? Или у Дня России? Откуда? Это не праздники. У 8-го марта есть канун? … Есть, но очень маленький и дохленький. Покупки, приобретение подарков обычно – на ходу, на бегу, в последнюю минуту. Именно поэтому 8-е марта пока не праздник, а День Внимания Мужчины к Женщине. Хотя ещё в 2003 году я был поражен количеством людей с цветами 5-го марта, то есть на к а н у н е. Значит, праздник еще может состояться. Так что День Внимания Мужчины к Женщине уже грозит стать праздником. А вот день святого Валентина имеет своеобразный канун: сбор «валентинок». Это очень трогательная неделя у подростков и юношества: и самому решиться, написать и послать свое письмо, и ожидание того, что напишут тебе. То есть, день святого Валентина обещает стать интересным и настоящим праздником для юношества нашей страны. И еще: в век телефонных разговоров, когда молодежь не пишет ни писем, ни открыток – «валентинки», как эпистолярная форма общения еще более дорога. Сегодня эпистолярная форма возрождается через SMS-переписку и через «email-почту». День святого Валентина - праздник, который сам себя ориентирует на подростков и юношество. И, который создает чувственное, радостное общение между мальчиками и девочками, юношами и девушками. И момент, когда «валентинки» раздаются и зачитываются, как правило, проходит за чаепитием: тоже фактически забытая форма русского застолья. Но еще раз вернусь к 8 марта. Почему для меня это не Женский День, а День Внимания Мужчины к Женщине. На Руси исконным женским праздником был Семик – четверг перед Троицей. В тот день молоденькие девушки во главе с опытными женщинами уходили в лес или рощу, или на берег реки и отдыхали отдельно от мужчин. Мужчины на этот праздник не допускались. Это и есть правильный подход к настоящему женскому празднику. Женщины получают возможность отдохнуть так, как они сами хотят и «расслабиться» по-своему – не на глазах мужиков и парней… И еще есть одна очень важная задача у кануна: он приучает (призывает) к терпению. Не к покорности (это рабская черта), а к терпению (это мужественная черта). Именно отсутствие Терпения породило катастрофу 17-го года (революцию), именно Терпение спасло страну и народ в Великой Отечественной войне. Сегодня, когда вокруг торжество соблазнов, канун, как предпраздничное ожидание, терпение, особенно важен. Приведу, как пример, Яблочный Спас: «Быстро зреют ягоды: земляника, клубника, крыжовник, смородина, вишни, а после – яблоки, груши. Есть и ранние сорта. Однако, в деревне считалось неприличным для женщин есть яблоки раньше Спасова дня. Так и говорили: «Ева, моя Евочка, не ешь до Спасова Дня яблочка!» Также запрещалось и детям есть яблоки. На Спас несли яблоки, груши, виноград в церкви, святили их, и лишь отведав освященных плодов, можно было снимать их с дерева и есть» (Ю. Миролюбов). И в этом терпении есть свой великий смысл. Сейчас, когда яблоки круглый год на прилавках, этот смысл частично утерян. А тогда он был понятен: подожди, когда яблочко созреет, не ешь зеленым, а ешь сочным. «Всему свое время» – какая мудрость в этих словах. Так и в жизни: потерпи, подожди и будет на твоей улице Праздник. Помните, как в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»: потерпите и явится колодец с чистой водицей. Так нет: надо было напиться из копытца. То есть – не выдержать соблазна. И результат: Иванушка стал козленочком. Вот к чему нетерпение приводит. У кануна есть и свои праздничные персонажи: «…а некоторые мужики были людьми прямо святой жизни. Таким был дед Канунник. Потому его и прозвали Канунником, что он свято чтил не только праздники, но особенно канун таковых, потому что говорил он, «в праздник все держутся, а накануне праздника не все держаться умеют. Между тем святой день начинается вперемежку с грешным, и от нас залежит (зависит) его отделить ото дня грешного»… В деревне такие деды были весьма часты… На деревне все были такого мнения, что Канунник – святой жизни человек, святым его крестьяне не называли, а, подчеркиваем, лишь говорили, что он святой жизни» (Юрий Миролюбов «Сакральное Руси». Стр. 366 – 367).
Итак, Праздник – это: Обряды
|