Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Танец и Пляс
«Танец … 1. Искусство пластических и ритмических движений тела… 2. Ряд таких движений, исполняемых, в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений… 3. Увеселительное собрание, вечер на к-ром танцуют…» «Перепляс… русская народная парная или групповая пляска… Переплясать… Превзойти другого в пляске, в танце…».
«Танец – это почти объяснение в любви» (Ф. М. Достоевский «Дневник писателя»).
Ранимостью хранимая, Над храмом жизни зримая Звезда любви затеплилась. Наш вальс тепла. Наш тёплый вальс. (Анна Ашинова «Танцы, танцы…»)
Трудно сегодня представить праздник без танцев, без пляски. Я говорю не только о народных праздниках. И свадьбы, и дни рождения, и юбилеи, и другие большие и маленькие праздники не полноценны без танцевальной программы. Помимо увеселения, у пляски и танца есть и развивающая, и оздоровительная задачи. Раньше ведь тренажеров и спортивных секций не было. Откуда же брались сильные воины и искусные в рукопашном бою люди? Посмотрите внимательно на восточные единоборства и на русский мужской пляс. Те же самые движения: подбивы, подсечки и т. п. Славянский воин ударом ноги вышибал всадника из седла. Гвардия китайского императора на 90 % состояла из славянских воинов. И сами китайские монахи признают, что переняли систему рукопашных единоборств у северных соседей – русичей, конкретно – у скоморохов. Именно скоморохи были последними сохранителями богатырского боя. И передавали эти знания последующим поколениями своего Рода - через пляс. После тяжелого трудового дня, после тяжкого крестьянского труда - «на улице» (так обычно, в деревнях назывались места вечерних сходок молодежи) собирались парни и девки и отчаянно плясали. И не просто плясали. «Перепляс»: это еще и состязание – «кто кого»! Вот уж, поистине, физическая нагрузка на тело и мышцы. Но есть одно «но» - пляска, танец берут ровно столько сил, сколько нужно. Каждый плясал в меру своих физических возможностей, а не через «не могу», что сегодня происходит в профессиональном спорте и профессиональном танце. Поэтому, перекаченных мышц и хрупких костей не было. Устал – отдохни. И плясали не для медали и денег, а из-за куража и – Радости!.. А Радость инвалидов не рождает! В танце вырабатывалась особая осанка – стать. «Стать» - это и красивое, пластичное тело, и действенный жизненный глагол – «стать». Не согнуться, не смотреть только под ноги, а самопроявиться и жизнеутвердиться, т. е. – стать Человеком. Впрочем, это относится ко всем основам Праздника. Про оздоровительный эффект танца (пляса) уже сказано много. Есть даже термин – «танце-терапия». Например: женщин Востока гораздо меньше проблем с болезнями по гинекологии. Это связывают с традиционными восточными танцами. Танец (пляс) – это и физическое, и чувственное развитие человека. Но в отличие от спортивного (я имею в виду профессиональный спорт) оно не несет разрушающий для человеческого тела характер. В хороводных танцах это – и единение людей, и мощный, нарастающий по силе круговорот энергии (энергообмен). Это и сброс тяжелой энергии – вспомните – одиночные танцы вдов. Это и подзарядка энергии, и зарядка тел для будущих действий – пляски уходящих на фронт мужиков. И совершенно другая энергетика в плясках солдат в паузах между боями. Это и личный фактор: вспомните пляску Мересьева - проверка своих возможностей и утверждение себя. Вспомните первый танец Наташи Ростовой в романе «Война и мiр» - выход в свет и «познание самоё себя». Можно привести множество примеров о том – что такое Танец (пляс) в нашей жизни. Но главное: танец, пляс – это праздничная танцевально-плясовая система общения. Обратите внимание и на русские, и на классические (сегодня – это «бальные»), и на современные танцы – в их основе лежит общение через танец. Это - касания, как в кадрили, или агрессивный спор «кто кого» - брейк данс, или чувственное слияние – вальс и танго… Даже самый робкий в словах человек может все сказать языком интимного (не путать с эротическим) танца. Что уж говорить про танцы-игры и целовальные танцы.
Есть еще одна основа праздника. Для меня она стоит отдельно, особняком. Это – игра. О ней мы поговорим отдельно. А пока вернемся к перечисленным выше основам праздника.
Итак. Основы праздника - это: обряды (и, стало быть, сохранение Традиции)
|