Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БАТАЙ (Bataille) Жорж (1897—1962) — француз­ский философ, писатель, экономист, публицист, этно­граф, искусствовед, поэт.






БАТАЙ (Bataille) Жорж (1897—1962) — француз­ский философ, писатель, экономист, публицист, этно­граф, искусствовед, поэт. По характеристике Хайдегге­ра — " самый светлый ум во Франции". В 1901—1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество. В 1915 окончил колледж д'Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922 защитил диплом­ную работу " Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в." и получил квалификацию архивиста-палеографа. В 1922 поступил на службу в парижскую Националь­ную библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х в Париже общался с Шестовым; под его влия­нием начал читать Ф.Достоевского, Кьеркегора, Б.Пас­каля, Платона, принял участие в переводе на француз­ский язык книги Шестова " Добро в учении гр. Толсто­го и Ф.Ницше" (1925). Кроме этих мыслителей, Б. ин­тересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже — Г.Гегель и Маркс; стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное с позиций ницшеанства и психоана­лиза. В 1931 вступил в Демократический коммунисти­ческий кружок (кружок распался в 1934). Опубликовал ряд статей в журнале " Социальная критика": " Критика

основ гегелевской диалектики" (совместно с Р.Кено, 1932; в статье проводилась мысль о необходимости обогащения марксистской диалектики за счет включе­ния в нее психоанализа Фрейда и социологии Мосса и Дюркгейма); " Проблема государства" (1933; полемика против революционного оптимизма, фашистского то­талитарного государства и диктатуры социализма); " Психологическая структура фашизма". Первым во Франции Б. применил психоаналитические методы к анализу политических проблем. С 1931 участвовал в семинаре А.Койре в Школе высших исследований, а в 1934—1939 — в семинаре Кожева, где в сотрудничест­ве с Р.Кено, Ароном, Мерло-Понти, Э.Вейлем, А.Бре­тоном и другими работал над переводом и комментари­ями к гегелевской " Феноменологии духа". В 1935 при­нимал участие в работе исследовательской группы, ор­ганизованной Лаканом; стал одним из инициаторов движения " Контратака" (движение распалось в 1936), объединившего левых интеллектуалов различных твор­ческих ориентации. Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламен­таризм, основной целью провозглашалась замена мифо­логии фашизма мифами моральной и сексуальной рево­люции. Основными идейными источниками " Контратаки" были сочинения де Сада, Ш.Фурье, Ницше. В этот пери­од Б. обвинили в профашистских настроениях, посколь­ку в одном из составленных им документов " недиплома­тическая грубость" Гитлера трактовалась как позитив­ная альтернатива " слюнтяйству" французских полити­ков и дипломатов. С 1936 Б. начал организацию тайно­го общества " Асефаль" (и одновременно журнала с тем же названием). Первый номер журнала вышел в 1936, общество было создано в 1937 (его членом, в частнос­ти, стал Клоссовски; одним из правил общества было не подавать руки антисемитам). В 1937 Б. стал одним из организаторов социологического колледжа, одной из задач которого была разработка социологии " сак­рального", способной дополнить марксистский соци­альный анализ исследованием иррациональных фак­тов социальной жизни. В тот же период Б. организует Общество коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических, в том числе бессоз­нательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Б. выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений (по мысли Б., смерть — " эмо­циональный элемент, придающий безусловное значе­ние совместному существованию"), вины, греха, зла, внутреннего опыта. В 1946 по инициативе Б. началось издание журнала " Критика", где он опубликовал ста­тьи " Моральный смысл социологии", " Тайна Сада", " О рассказах жителей Хиросимы", " Переход от живот­ного к человеку и рождение искусства", " Коммунизм и

сталинизм", " Сад (1740—1814)" и др. В 1952 Б. был награжден орденом Почетного легиона. Основные со­чинения: " Внутренний опыт" (1943), " Виновный" (1944), " О Ницше" (1945), " Метод медитации" (1947), " Теория религии" (1948), " Проклятая доля" (1949), " Литература и зло" (1957), " Эротизм" (1957), " Слезы Эроса" (1961), " Сумма атеологии" (1972) и др. Объек­тами пристального внимания Б. становились: Бергсон, Ницше, Фрейд, Шестов, Кьеркегор, Ф.Достоевский, Паскаль, Платон, Маркс, Гегель, П.Клоссовски, М.Бланшо. В общих чертах взгляды Б. сводятся к ос­мыслению опыта " абсолютной негативности", преодо­левающего опосредованность в любых ее формах (ис­торической, феноменологической, трансценденталь­ной) в противостоянии непосредственной реальности смерти. Б. последовательно вырабатывает философ­скую, литературную, экономическую стратегии дости­жения и преодоления пределов мышления и чувствен­ности. Адекватное выражение Б. опыта " невозможно­го" в мистицизме, эротизме и т.п. преследует цель пре­дельной интенсификации языка, чтобы устранить дис­танции-различия между внешним контролем и внут­ренним опытом. Наиболее важными у Б. в этом контек­сте становятся заимствованные у Гегеля понятия " су­веренности" и " трансгрессии" (см. Трансгрессия). (" Господин" в гегелевской трактовке, по версии Б., — это тот, кто неизбывно рискует собственной жизнью.) " Суверенность" у Б. символизирует верховную власть и высшую независимость субъекта, т.е. " чистую пози­тивность", предшествующую всякому представлению. Это состояние, в котором индивид может находиться всю свою жизнь или одно мгновение, и одновременно качество, которым он может быть наделен в стремле­нии преодолеть любые ограничения своей автономии. В своем оригинальном понимании " трансгрессии" Б. исходит из предпосылок о конвенциальности всех че­ловеческих установлений как результата " обществен­ного договора" и о естественном, " органически" при­сущем каждому индивиду стремлении к собственной " суверенности", которая никогда не достигается в рам­ках социальных ограничений. Экстремальность форм реализации субъективности в " пограничных ситуаци­ях" (насилие, экстаз, безумие, смерть) обосновывается и оправдывается Б. в контексте следования принципам расчета и выгоды, экономического обмена действия на удовольствие. При этом, согласно Б., индивидуальное " постановочное движение" суверенной мысли отверга­ет конформизм, гарантирующий " длительность" жиз­ни, и стремится к конфликтам и рискам, придающим ей необходимую " интенсивность", тем самым восста­навливая существенную ипостась самого субъекта. В случае же консервации этого " отверженного фрагмен-

та последний может стать основанием построения общества и первоначальным капиталом для развития экономики и религии. Эти сферы ориентированы на сохранение субординации жизненных функций инди­видуального организма и поэтому контролируют ис­полнение индивидом целей рода, первичных по отно­шению к потребностям его самого. Б. отождествляет " суверенность" и " трансгрессию" вплоть до реабили­тации самого статуса субъективности. Наилучшей же сферой воплощения этой радикальной позиции вы­ступает для Б. не социальный активизм, а литератур­ное творчество. Согласно Б., настоящая литература первой подвергает сомнению принципы регулярности и осторожности; она подобна Прометею и осмелива­ется сделать то, что противоречит основным законам общества. Эта тенденция характерна и для самого Б., который насыщает свое письмо предельной степенью " революционности", тем самым нарушая " правила игры" как по отношению к интеллектуальной оппози­ции, так и к официальной идеологии. (См. также Те­лесность.)

А.А. Грицанов


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал