Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЛАМЕТРИ (Lamettrie) Жюльен Офре де (1709— 1751) — французский мыслитель, философ и врач.
ЛАМЕТРИ (Lamettrie) Жюльен Офре де (1709— 1751) — французский мыслитель, философ и врач. Подвергался преследованиям за атеистическо-материалистические взгляды во Франции и Голландии. Эмигрировал в Пруссию (1748) по приглашению Фридриха Великого, был избран членом Прусской академии наук. Умер во время испытания на себе нового метода лечения. Основные работы: " Естественная история души" (1745), " Человек-машина" (1747), " Человек-растение" (1748), " Система Эпикура" (1751), " Искусство наслаждения и школа сладострастия" (1751) и др. Сторонник радикального материализма и механицизма. Мир рассматривался Л. как совокупность проявлений протяженной, внутренне активной, ощущающей (впервые в философии просветительства материя наделялась качествами не только протяженности и движения, но и чувствительностью) материальной субстанции, видами которой выступают неорганическое, растительное и животное (включающее человека) царства. Между растениями и животными, по Л., могут существовать промежуточные существа — зоофиты (как, впрочем, и между животными и людьми). Изображая картину эволюции природы, доказывая ее единство наряду с изменчивостью всего живого, опровергая преформизм, Л. писал: " Какое чудное зрелище представляет собой эта лестница с незаметными ступенями, которые природа проходит последовательно одну за другой, никогда не перепрыгивая ни через одну ступеньку во всех своих многообразных созданиях". Человек (" чувствующая", самозаводящаяся машина) отличен от животного лишь большим количеством потребностей и, соответственно, ума, мерилом которого они являются: " Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своей спесью, чем именем людей, в сущности являются животными и перпендикулярно ползающими машинами... Быть машиной, чувствовать, мыслить, уметь отличать добро от зла так же, как голубое от желтого — в этом заключается не больше противоречия, чем в том, что можно быть обезьяной или попугаем и уметь предаваться наслаждениям". Согласно Л., человек — " просвещенная машина", " искусный часовой механизм"; человеческое тело — " живое олицетворение беспрерывного движения". Функционирование разума и чувств людей Л. явно редукционистски и не весьма удачно видел обусловленными механическим движением " животных-духов" от периферийных нервов к головному мозгу и обратно. Кто же построил эти чудесные машины? По убеждению Л., сама природа посредством принципа выживания наиболее приспособленных организмов. Процесс мышления Л. понимал как сравнение и комбинирование представлениями, возникающими на основе памяти и ощущений. Разделяя концепцию Лок- ка, Л. сделал акцент на том, что в процессе познания значимы конституция человека, унаследованная телесная организация, жизненный опыт и привычки. Критику религии Л. сочетал с постулированием ее необходимости для народа. По Л., атеизм — вполне моральная система взглядов, путь к счастью — принятие атеизма. Телесные формы мимолетны, все исчезает и ничего не погибает: наслаждение настоящим вполне оправданно — подлинная мораль призвана быть жизнерадостной и сенсуалистической. A.A. Грицанов ЛАО-ЦЗЫ (6—5 вв. до н.э.) — полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; ЛАО-ЦЗЫ (6—5 вв. до н.э.) — полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; традиция называет его автором " Дао дэ цзин" — " Книги о дао-пути и благой силе-дэ". В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема " дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель " дэ", упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет " следование естественности" (" цзы жань"): если основной отличительной чертой " благородного мужа", рисуемого Конфуцием, выступает деятельная активность, организуемая церемониальными правилами " ли", то " совершенно-мудрый" у Л. исповедует принцип " недеяния" (" у вэй"), означающий отказ от всякого мобилизующего усилия, целенаправленного действия, нарушающего естественное течение дел. Соответственно, в отличие от преимущественно этико-политической трактовки " дао" у Конфуция, Л. вел речь о вселенском " дао" как общемировом естественном ритме событий. " Дао" — " глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли" — предшествует миру оформленных вещей (" ю") и относится Л. к непроявленному бытию (" у"). Не имеющее никакой внешней определенности, оно отождествляется с пустотой, но это именно рождающая пустота, неисчерпаемая потенция любой конкретной формы. Понимание неизначальности всякой определенности инициирует диалектические идеи спонтанного изменения (" все сущее изменяется само собой") и взаимоперехода противоположностей (" превращение в противоположность — движение дао"). Порождающее действие " дао" изображено в " Дао дэ цзин" в виде следующей последовательности: " дао" рождает одно (частицы-" ци" как общемировой субстрат), одно рождает два (полярные начала " инь" и " ян"), два рождают три (великую триаду Небо — Человек — Земля), а три рождают все вещи. " Дао" и " дэ" в концепции Л. неразрывно связаны: " дао" рождает вещи, " дэ" взращивает-совершенствует их. При этом в " Дао дэ цзин" различаются выс- шее и низшее " дэ". Последнее связывается с конфуцианской стратегией культуротворческого усилия и совершения добрых дел на основе церемониальных предписаний " ли"; в противоположность этому " совершенно-мудрый", содержащий в себе высшее " дэ", естественностью и гармоничностью подобен новорожденному. Совершенномудрый, как и " дао", " действует недеянием", все создавая, ничего не присваивает и ни над чем не властвует. Только " добродетель-дэ", основанная на дао, обладает гармонизирующей силой: если отступление от " дао" ведет к смуте и гибели, то при сохранении " дао" Небо и Земля сливаются в гармонии, а народ и без приказов успокаивается, возвращаясь к простоте и естественности жизни. Совершенномудрый, делая свое сердце бесстрастным и сохраняя покой, уподобляется вечному " дао" вплоть до отождествления (" кто служит дао, тот тождествен дао"); с этим аспектом концепции " Дао дэ цзин" связаны более поздние даосские поиски практических средств достижения физического бессмертия. В.Н. Фурс
|