Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646— 1716) — немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед






ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646— 1716) — немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Основные философские сочинения: " Рассуждения о метафизике" (1685), " Новая система природы" (1695), " Новые опыты о человеческом разу­мении" (1704), " Теодицея" (1710), " Монадология" (1714). Л. завершает развитие рационалистически ори­ентированной философии 17 в. Отстаивая собствен­ную позицию в споре об источниках познания (поле­мика рационалистов и эмпиристов), о категории суб­станции (монизм Спинозы или дуализм Декарта), Л. предлагает оригинальную, синтетическую философ­скую систему. Утверждая суверенитет метафизики по отношению к теологии и математике (их различают ме­тод и предмет), Л., тем не менее, требует от суждений философов строгости и обоснованности научных вы­водов естествознания. Принято выделять две составля­ющие программы Л.: рационалистический метод и учение о Боге и субстанции. Если Декарт формулирует основное положение рационалистического метода — возможность установить ясные, несомненные, интуи­тивные утверждения, то Л. исследует их логическую природу. Первичные истины выражают аналитические суждения, в которых предикат раскрывает признаки, уже заключенные в понятии субъекта. Иначе, они отве­чают требованиям законов логики: закон тождества, за­кон противоречия, закон исключенного третьего. В ка­честве априорных принципов метода Л. выдвигает по­ложения о непротиворечивости всякого возможного бытия и о возможности бесчисленного множества не­противоречивых миров. Возможное — это то, что ло­гически непротиворечиво, тождественно-истинные ут­верждения; это область вечных истин или истин разу­ма, логических сущностей; возможное противополага­ется действительному, случайному в сфере индивиду­ального чувственного опыта. Л., однако, критикует ок­казионализм Мальбранша. По Л., закон достаточного основания (согласно которому существование и изме­нение всякой вещи, истинность или ложность утверж­дения могут иметь место только на определенном ос­новании), а также принцип каузальности в естество­знании и принцип предустановленной гармонии в он­тологии позволяют сделать опыт источником необхо­димых положений — законов (так как случайное, фак­тическое с точки зрения относительной истины, логи­чески необходимо с точки зрения абсолютной — " бес­конечного интеллекта", гносеологического и онтологи-

ческого основания). Два других методологических по­стулата утверждают, что существование данного мира имеет достаточное основание и таковым выступает оп­тимальность, полнота, совершенство его устройства. Сущность мира исчерпывается принципом предуста­новленной гармонии — в нем нет случайных элемен­тов и присутствует всеобщая их взаимосвязь и согласо­ванность. Иначе, предустановленная гармония обозна­чает соответствие истин разума истинам факта. Совер­шенство, разумность выражаются в ряде законов, кото­рым подчиняется мир и познание. Л. утверждает все­общий характер различения и принцип тождественно­сти неразличимых, принцип дискретности и непрерыв­ности, принцип минимума и максимума. Субстанци­альное единство мира на уровне истин разума, т.е. по­рядок и полнота иерархии идеального мира, обознача­ется категорией Бога. В понимании Л., Бог — актуаль­ная бесконечность человеческого духа, полная реали­зация чистого познания, которое не осуществимо для индивида. Учением, дополняющим положения мета­физики божественного, выступает монадология — плюралистическая онтологическая концепция, описы­вающая разнообразие действительного мира. Мона­ды — простые, неделимые, непространственные суб­станции. Они выступают в качестве исходного начала всего сущего; обладают способностью беспрерывного действия. Они не могут изменяться, вступая во взаимо­действие, но имеют внутренний импульс к действию, подобно живым организмам. Единство и согласован­ность монад обеспечены предустановленной гармони­ей. Монады проявляют себя в перцепции — смене вос­приятий — и аппетиции — стремлении монады к но­вым восприятиям. Л. различает три вида монад: про­стые, отличающиеся смутными представлениями; ду­ши, обладающие ощущением и сложными представле­ниями; духи, или разумные существа. Бог — творчес­кая монада, обладающая свойством актуального абсо­лютного мышления. Материя — сложная субстанция, в основе которой лежит простая — монада, поэтому Л. относит материю к миру явлений. Мыслитель различа­ет первую и вторую материи. Одна характеризуется простыми качествами — протяженность, непроницае­мость, масса, другая — обладает силой, производной от первичной силы простой субстанции. Л. отрицает абсолютный характер пространства и времени, а, сле­довательно, и пустое пространство. Они являются ат­рибутами мира явлений. Л. настаивает на различении монадологии и атомизма. Прототипом монады высту­пает биологическая клетка, а не точка геометрического пространства. В контексте принципиального для 17 в. противостояния эмпиризма и рационализма Л. полага­ет, что врожденные идеи и принципы могут существо-

вать и существуют в потенциальном, неосознанном ви­де (врождены привычки, " природная логика", способ­ности и склонности, " преформация"). Внешнее воздей­ствие на душу-монаду инспирирует выявление изна­чальных потенций разума. Далее, к аргументам против концепции " пустого" сознания — tabula rasa, Л. добав­ляет факты рефлексии (некоторые продукты деятель­ности разума могут существовать независимо от чувст­венности), подвижности внимания и существования психически бессознательного в виде бесконечно ма­лых перцепций. Излагая свой взгляд на проблему пер­вичных качеств (простых идей), Л. утверждает, что идеи первичных качеств формируются в нашем созна­нии при непрерывном участии деятельности разума, тогда как в рефлексии, наоборот, процесс образования простых идей не обходится без соучастия чувственно­сти. Л. затрагивает роль языка в познании. Толкуя его как один из главных инструментов мышления, он пола­гает, что развитие языка не происходило исключитель­но дедуктивно — сначала возникли слова — универса­лии, а затем — слова, имеющие частные значения, — но и индуктивно, т.е. в обратном направлении. В тео­рии науки Л: указывает на ошибочность отрицания ро­ли аксиоматик в ней. Он отстаивает значимость соблю­дения законов формальной логики в естественнонауч­ном исследовании. Истину Л. понимал как соответст­вие между идеями и как соответствие простых идей адекватно воспринимаемым фактам. Он ввел различе­ние истин на истины разума и истины факта: первые отличает необходимость, вторые — случайность. Как следствие, Л. первым обратил внимание на необходи­мость разработки теории вероятностей и теории игр, комбинаторику. Значительны достижения Л. и в логи­ке. Он стремился синтезировать логику и математику в единую дисциплину, реализуя две идеи. Во-первых, идею истолкования мышления как оперирования зна­ками, которое должно приобрести вид исчисления — точного описания элементов мышления, позволяющее сконструировать упорядоченную его аксиоматику. Во-вторых, идею всестороннего применения логических исчислений. Л. является автором современной форму­лировки закона тождества, закона достаточного осно­вания, оригинальной логической символики. Введен­ные Л. философские постулаты: а) непрерывность раз­нообразных форм и состояний мира ввиду его завер­шенности и его завершенности ввиду его непрерывно­сти; б) существование универсума в виде неразрывной лестницы, благодаря чему все живые существа призва­ны постоянно трансформироваться из одной формы в другую; в) существование предустановленной гармо­нии, позволяющей всем фрагментам сущего вступать между собой в телесные и внетелесные гармонии, ре-

зонансы, лады, а также обретать единые тональности, сыграли значимую роль в эволюции западноевропей­ского интеллектуализма. Распространению идей Л. в Германии способствовал его ученик Вольф. Многие идеи были восприняты немецкой трансцендентально-критической философией и персонализмом, а также оказали существенное содержательное влияние на формирование философской парадигмы современного постмодернизма. [См. также Монада, Складка, " Мо­надология" (Лейбниц), " Новые опыты о человечес­ком разумении" (Лейбниц).]

М.В. Подручный


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал