Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 1 страница
Энциклопедия §213 (стр. 385 * [I, 321 **]):
... «Идея есть истина; ибо истина состоит в соответствии объектив- ности понятию... Но и все действи- тельное, поскольку оно — нечто истинное, есть идея... Единичное бытие представляет собой лишь какую-либо одну сторону идеи; последней нужны поэтому еще другие действительности, которые равным образом выступают как обособленные и видимо самостоя- тельные существования; лишь в их совокупности и в их соотно- шении друг с другом реализует- ся понятие. Единичное, взятое само по себе, не соответствует своему понятию; эта ограничен- ность его наличного бытия состав- ляет его конечность и ьедет к его гибели»...
Отдельное бытие (предмет, явление etc.) есть (лишь) од н а сторона идеи (исти- ны). Для истины нужны еще другие стороны действитель- ности, которые тоже лишь кажутся само- стоятельными и от- дельными (besonders fur sich bestehen- de ***). Лишь в их совокупно- сти (zusammen) и в их отношении (Beziehung) реали- зуется истина.
Совокупность всех сторон явления, действительности и их (взаимо)о тношения — вот из чего складывается истина. Отношения (= переходы = противоречия) поня- тий = главное содержание логики, причемэти понятия (и их отношения, переходы, противоречия) показаны как отражения объективного мира. Диалектика вещей создает ди- алектику идей, а не наоборот.
| Гегель гениаль- но угадал ди- алектику вещей (явлений, мира, природы) в диалектике по- нятий #
* Hegel. Werke, Bd. VI, Berlin, 1840. Ред. ** Гегель. Сочинения, т. I, М. —Л., 1929. Ред. *** — особо для себя существующими. Ред.
# Этот афоризм надо бы выразить
|
| популярнее, без слова диалектика: при-
|
| мерно так: Гегель гениально угадал в
|
| смене, взаимозависимости всех поня-
| именно
| тий, в тождестве их противоположно-
| угадал,
| стей, в переходах одного понятия в дру-
| не больше
| гое, в вечной смене, движении понятий
|
| ИМЕННО ТАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ВЕЩЕЙ,
|
| ПРИРОДЫ.
|
| ------ = NB
Каждое поня- тие находится
в известном отношении,
в известной связи со в с е- м и остальными
| взаимозависимость понятии» всех»
без исключения переходы понятий из одного в другое» всех» без исклю- чения.
| в чемсостоит диалек- тика?
|
Относительность противоположности между
понятиями... тождество противоположностей между поня- тиями.
«Первоначально под истиной понимают то, что я знаю, как нечто существует. Это, однако, истина лишь по отношению к сознанию, или формальная истина, — только правильность (§ 213, стр. 386 [322]). Истина же в более глубоком смысле состоит в том, что объектив- ность тождественна с понятием»...
«Дурной человек есть неистинный человек, т. е. чело- век, который ведет себя несоответственно своему поня- тию, или своему назначению. Однако ничто не может -существовать совершенно лишенным тождества понятия и реальности. Даже дурное и неистинное существует лишь постольку, поскольку его реальность каким-то образом и в какой-то мере соответствует его понятию»...
... «Все заслуживающее названия философии всегда клало в основание своего учения сознание абсолютного единства того, что рассудком признается лишь в его раздельности»...
В. И. ЛЕНИН
«До сих пор рассмотренные ступени бытия и сущности, равно как и ступени понятия и объективности, не являются в этом их различии чем-то неподвиж- ным и на самом себе основанным, а ока- зываются диалектичными и их истина состоит лишь в том, что они суть мо- менты идеи» (387—388) [322-3231.
| Различие бы- тия от сущ- ности, поня- тия от объ- ективности относительны
|
Моменты познания (= „идеи") человеком природы- вот что такое категории логики.
|
| Том VI, стр. 388 [323-324] (§ 214): «Идея может быть выражена различ- ными способами. Ее можно назвать разумом (это — подлинно философское значение понятия разума), далее — субъектом-объектом, единством идеаль- ного и реального, конечного и бесконеч- ного, души и тела, возможностью, кото- рая в себе самой имеет свою действитель- ность, тем, природа чего может быть постигнута лишь как существующая и т. д. Все эти выражения законны, так как в идее содержатся все отноше- ния рассудка, но они содержатся в ней в их бесконечном возвращении и тож- дестве внутри себя. Рассудку не стоит большого труда показать, что все высказываемое об идее внутренне противоречиво. Од- нако по всем пунктам ему можно воздать той же моне- той, или, вернее, ему уже воздано в идее той же мо- нетой; — последнее есть работа разума, которая, разу- меется, не так легка, как работа рассудка. — Если рассудок показывает, что идея сама себе противоречит, потому что, например, субъективное лишь субъективно, объективное же противоположно ему; что бытие есть нечто совершенно другое, нежели понятие, и поэтому
| не может быть извлечено из него; что конечное так же лишь конечно и является прямой противоположностью бесконечного, следовательно, не может быть тождест- венно с последним, и так далее по отношению ко всем определениям, — то логика показывает, наоборот, про- тивоположное, именно, что субъективное, которое лишь субъективно, конечное, которое лишь конечно, беско- нечное, которое должно быть лишь бесконечным и т. д., не обладают истинностью, противоречат сами себе и пере- ходят в свою противоположность; таким образом этот пе- реход и единство, в котором крайности заключены как снятые, как некоторая видимость или моменты, обнару- живают себя как истина этих крайностей (388) [323—324].
NB:
Абстракции и „конкретное единство" противопо- ложностей.
Прекрасный
пример: самый про- стой и самый
ясный, диалектика понятий и ее материали- стические корни
| Диалектика не в рассудке человека, а в „идее", т. е. в объективной действитель- ности
|
«Когда рассудок критикует идею, он впадает в двойное недоразуме- ние. Во-первых, крайние термины идеи — в какой бы форме они ни были выражены, — поскольку они даны в единстве идеи, берутся им в том еще смысле и определении, в котором они не заключаются в ее конкретном единстве, а как абстракции, находящиеся еще вне идеи. Не менее велико его» (der NB Verstand *) «непонимание соотно- от- шения их даже тогда, когда оно дель- уже явно положено; так, напри- ное= мер, он упускает из виду даже всеоб- природу связки в суждении, ука- щему | зывающей, что единичное, субъект, есть столь же и не единичное, а всеобщее. Во-вторых, рассудок считает свою рефлексию, согласно которой тождественная с собой идея содержит в себе отрицание са- мой себя, противоречие, — внешней рефлексией, не входящей в самоё идею. На самом же деле это — не особая мудрость рассудка, а сама
„вечная
| жизнь" =
| диалектика
| идея представляет собой диалек- тику, которая вечно отделяет и отличает тождественное от раз- личного, субъективное от объек- _ тивного, конечное от бесконеч- ного, душу от тела — и лишь постольку идея есть вечное твор- чество, вечная жизненность и вечный дух»... (389) [324]. VI, § 215, стр. 390 [I, 325]: «Идея есть по существу своему процесс, так как ее тождество есть лишь постольку абсолютное и свободное тождество поня- тия, поскольку оно есть абсолютная отри- цательность и поэтому диалектично».
Поэтому-де выражение „единство" мыш- ления и бытия, конечного и бесконечного и т. д. falsch *, ибо оно выражает «тожде- ство, остающееся спокойным». Неверно, будто конечное просто нейтрализует („neutralisiert") бесконечное и vice versa **. На деле мы имеем процесс.
Коль подсчитать... каждую секунду на земле более 10 человек умирает и еще больше рождается. „Движе- ние" и „момент": улови его. В каждый момент данный... Улови этот момент. Idem в простом механиче- ском движении (contra Чернов 93).
* — ложно. Ред. ** — наоборот. Ред,
| «Идея как процесс проходит в своем развитии три ступени. Первая форма идеи есть жизнь... Вторая форма... есть идея как познание, которое является в двойном образе теоретической и практической идеи. Процесс познания имеет своим результатом восстанов- ление обогащенного различием единства, и это дает третью форму, форму абсолютной идеи»... (391) [326J.
Идея есть „истина" (стр
|
| [320-321], § 213). Идея, т. е. истина,
| как процесс — ибо истина
| есть
| процесс, — проходит в
| своем
| развитии (Entwicklung) три
| ступе-
| ни: 1) жизнь; 2) процесс познания,
| включающий практику человека и
| технику (см. выше 94), — 3) ступень
| абсолютной идеи (т. е. полной ис-
| тины).
|
| Жизнь рождает мозг. В
| мозгу
| человека отражается природа
| Про-
| веряя и применяя в практике
| своей
| и в технике правильность
| этих
| отражений, человек приходит
| к объ-
| ективной истине.
|
| Истина есть процесс. От субъектив- ной идеи человек идет к объектив- ной истине
через
„практику"
(и технику).
ЛОГИКА. ТОМ V. III Отдел. Идея. I глава. Жизнь.
„По обычному представлению о логике" (Bd. V, стр. 244* [VI, 221] **) не место в ней вопросу о жизни. Но, если предмет логики истина, а „и с т и н а как таковая wesentlich i т Erkennen i s t" ***, то о познании приходится трактовать — в связи с познанием уже (стр. 245 [222]) надо говорить о жизни.
Иногда за так называемой „чистой логикой" ставят еще „прикладную" (angewandte) логику, но тогда...
всякая наука есть прикладная
логика
| ... «пришлось бы включить в логику всякую науку, ибо каждая наука есть постольку прикладная логика, посколь- ку она состоит в том, чтобы выражать свой предмет в формах мысли и поня- тия» (244) [221].
* Hegel. Werke, Bd. V, Berlin, 1834. Ред. ** Гегель. Сочинения, т. VI, М., 1939. Ред. *** — по существу заключается в познании. Рев.
Мысль включить жизнь в логику понятна —
| и гениальна — с точки зрения процесса отражения в сознании (сначала индивидуальном) человека объ-
| ективного мира и ния) практикой -
| проверки этого сознания (отраже- - Смотри:
| жизнь = индивидуаль- ный субъект отделяет себя от объектив- ного
... «Первоначальное суждение жизни со- стоит поэтому в том, что она отделяет се- бя, как индиви- дуальный субъект, от объективности»... (248) { 224}.
Энциклопедия *
| § 216:
| отдельные
| члены
| тела лишь
| в своей
| связи суть
| то, что
| они суть.
| Рука,
| отделенная
| от тела
| , лишь по
| названию рука
| (Аристотель).
|
Если
| рассматривать отношение субъекта к
| объекту
| в логике, то надо взять во внимание и общие
| посылки
| бытия
| конкретного субъекта (= жизнь
| чело-
| века)
| в объективной обстановке.
|
| Подразделения **:
1) жизнь как «живой индивидуум» (§ А)
2) „процесс жизни"
3) „процесс рода" (Gattung), воспроизводства человека и переход к познанию.
(1) (2)
| «субъективная тотальность» и,
ективность"
единство субъекта и объекта
| равнодушная"
| „объ-
|
* Hegel. Werke, Bd. VI, Berlin, 1840; Гегель. Сочинения, т. I, М. —Л., 1929. Ред.
** Hegel. Werke, Bd. V, Berlin, 1834, стр. 248—262; Гегель. Сочине- ния, т. VI, М., 1939, стр. 224—237. Ред.
... «Эта объектив- ность живого есть организм; она есть сред- ство и орудие цели»... (251) [227].
Энциклопедия § 219:... «По
| коряемая
| живым существом неорганическая
| природа претерпевает это потому,
| что она в себе есть то же самое, что
| жизнь есть для себя».
|
| Перевернуть = чистый
| материа-
| лизм. Превосходно, глубоко, верно!!
| И еще NB: доказывает
| краинюю
| правильность и меткость
| терминов
| «an sich» и «fur sich» *!!!
|
| NB
Дальше „подведение" под логи- ческие категории „чувствительно- сти" (Sensibilitat), „раздражитель- ности" (Irritabilitat) — это-де есть особое в отличие от общего!! — и
| „воспроизведения" есть пустая игра. Забыта узловая линия, переход в иную плоскость природных явле- ний.
| И т. д. «Боль есть «действительное существование» противоречия» в жи- вом индивиде.
| Гегель
и игра в
„органические
понятия"
Ш
Или еще: воспроизвод- ство человека... «есть их» (2-х индивидов разного пола) «реализованное то- ждество, есть отрицатель- ное единство рефлектирую- щегося в себя из своего раздвоения рода»... (261) [236].
Гегель
и игра в
„организм"
* — в себе и для себя. Ред.
ЛОГИКА. ТОМ V. III Отдел. Идея.
II Глава. Идея познания (стр. 262—327 [237-295]).
субъективное
сознание и его погруже- ние в объек- тивность
| ... «Его» (des Begriffs *) «реальность вообще есть форма его наличного бытия; всё дело в определении этой формы; на ней основывается различие между тем, что понятие есть в себе или как субъек- тивное, и тем, что оно есть, как погру- женное в объективность, а затем в идее жизни» (263) [238].
... «Дух не только беско- нечно богаче, чем природа, но и... абсолютное единст- во противоположного в по- нятии составляет сущность духа»... (264) [238-239].
Гегель
п р о т и в
Канта:
| т. е. что „Я" у Канта пу- стая форма („самовыса- сывание") без конкретного анализа процесса познания
| У Канта «Я» является «некоторым трансцендентальным субъектом мыслей» (264) [239]; «притом это Я, по собст- венному выражению Канта, имеет то неудобство, что для какого-либо су- ждения о нем мы постоянно должны уже пользоваться им»...
(стр. 265 [240])
«В своей» (= Канта) «критике этик определений» (именно: abstrakte einsei-
*— понятия. Ред.
NB
tige Bestimmungen „der vormaligen — докантовской — Metaphysik" * о „ду- ше") «он» (Кант) «просто следовал юмо- вой скептической манере, а именно, твердо стоял на том, какпм является Я в самосознании, отбрасывая из него, — так как надлежало познать его как сущность, как вещь в себе, — все эмпи- рическое; таким образом, не оставалось ничего, кроме этого явления: Я мыс- лю, — которое сопровождает все пред- ставления и о котором мы не имеем ни малейшего понятия» (266) [240]. # # #
NB:
Кант и
Юм —
скептики
По-видимому, скептицизм Гегель видит здесь в том, что Юм и Кант
| в „явлениях"
| не видят являющейся
| вещи в себе, объективной
| отрывают явления от истины, сомневаются
| в объективности познания, alles
| Empirische отрывают, weglassen, от Ding an sich... ** И Гегель продол-
| жает:
|
| В чем Гегель видит скепти- цизм Юма и Канта?
###«Несомненно, следует со- гласиться с тем, что ни о Я, ни о чем бы то ни было, даже о самом понятии мы не имеем ни малейшего понятия, покуда мы не постигаем в понятии, а останав- ливаемся на простом, неподвижном пред- ставлении и названии» (266) [240].
Нельзя по- нять вне процесса понимания (познания, конкретного изучения etc.)
Чтобы понять, мание, изучение, Чтобы научиться
| нужно эмпирически начать пони- от эмпирии подниматься к общему. плавать, надо лезть в воду.
|
* — абстрактных односторонних определений «прежней — докантов- ской — метафизики». Ред.
**— все эмпирическое отрывают от вещи в себе. Ред.
Кант ограни- чивается „явлениями"
| Старая метафизика-де, стремясь по- знать истину, делила предметы, по признаку истины, на субстанции и фе- номены. Критика Канта отказалась от исследования истины... «Но останав- ливаться на явлениях и на том, что в обыденном сознании оказывается про- сто представлением, значит отказывать- ся от понятия и от философии» (269) [243-244].
§ А:
«Идея истины. Субъективная идея есть ближайшим образом влечение... Влечение имеет поэтому определен- ность, состоящую в том, что оно снимает свою собствен- ную субъективность, превращает свою еще абстракт- ную реальность в конкретную и наполняет ее содержа- нием мира, который предположен его субъективностью... Так как познание есть идея как цель или как субъектив- ная идея, то отрицание предположенного мира как сущего в себе есть первое отрицание»... (274—275) [248-249].
т. е.
| первой
| ступенью,
| моментом,
| началом, под-
| ходом
| познания является
| его конечность
| (Endlich-
| keit)
| и субъективность,
| отрицание
| мира
| -в-себе —
| цель познания
| сначала субъективна.
|
|
| Гегель против Канта:
«Странным образом в новейшее время» (явно Кант) «эта сторона ко- нечного была закреплена и была при- знана за абсолютное отношение по- знания, как будто конечное как таковое и должно было быть абсо- лютным! С этой точки зрения объекту приписывается некое неведомое свой- ство быть вещью в себе за пределами познания, и последняя, а вместе с тем и истина, рассматривается, как нечто абсолютно потустороннее
Кант
одну
сторону
возвел в
абсолют
у Канта вещь в себе абсолютное „Jenseits" *
* — «потустороннее». Ред,
для познания. Определения мысли вообще, категории, определения ре- флексии, равно как формальное по- нятие и его моменты, получают в этом понимании положение не таких определений, которые конечны сами по себе, а конечных в том смысле, что они суть нечто субъективное по сравнению с упомянутым пустым свойством быть вещью в себе; при- нятие этого неистинного отношения познания за истинное есть заблуж- дение, ставшее общим мнением но- вейшего времени» (276) [250].
|