Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 2 страница
субъективизм Канта
Конечный,
| преходящий,
| относительный,
| услов-
| ныи характер
| человеческого
| познания (его
| катего-
| рии, причинности и т. д. и
| т. д.) Кант принял за
| субъективизм,
| а не за диалектику идеи (=
| = самой
| природы), оторвав познание
| от объекта.
|
| ... «Но познание должно своим собст- венным движением разрешить свою ко- нечность и тем самым свое противоре- чие» (277) [250].
Но ход по- знания при- водит его к объективной истине
... «Столь же односторонне представ- лять себе анализ так, как будто в пред- мете нет ничего такого, что не было бы вложено в него, сколь односторонне по- легать, будто получающиеся определе- ния только извлекаются из него. Пер- вое представление высказывается, как известно, субъективным идеализмом, который признает деятельность по- знания в анализе исключительно за одностороннее полагание, за которым остается скрытой вещь в себе; второе
Гегель против субъ- ективного идеализма
и „реализма"
Объектив- ность логики
представление принадлежит так назы- ваемому реализму, который понимает субъективное понятие как пустое тож- дество, принимающее в себя определе- ния мысли извне».
...«Но эти два момента нельзя отде- лять друг от друга; логическое в своей абстрактной форме, в которой оно про- является в анализе, конечно, дано лишь в познании, равно как, наоборот, оно есть не только нечто положенное, но и нечто в себе сущее»... (280) [253—254].
Логические понятия субъективны,
| пока остаются
| „абстрактными"
| , в своей абстрактной форме, но
| в то же время
| выражают и
| вещи в
| себе. Природа
| и конкретна и а
| бстрактна, и
| явление
| и суть, и мгно-
| вение и отношение. Человеческие понятия субъек-
| тивны в своей абстрактности,
| оторванности, но объек-
| тивны в целом
| в процессе,
| в итоге
| , в тенденции,
| в источнике.
| -
|
|
|
Очень
| хорош § 225 Энциклопедии, где „познание"
| („теоретическое") и „воля", „практическая
| деятель-
| ность" изображены как две стороны, два метода, два
| средства
| уничтожения „односторонности
| и субъек-
| тивности
| и объективности.
|
| И дальше 281—282 [254-255] очень важно о переходе категорий друг в друга (и против Канта, стр. 282 [255]).
Логика, т. V, стр. 282 [VI, 255] (окончание) * ...«Кант... заимствует определенную связь, т. е. сами понятия отношений и синтетические основоположения
* Отсюда запись В. И. Ленина переходит в тетрадь «Hegel, Логика Ш (с. 89—115)», Ред.
Кант не показал перехода категорий друг в друга.
| из формальной логики, берет их как данные; их дедук- ция должна была бы быть изображением перехода этого простого единства самосознания в такие его определе- ния и различения; но Кант избавил себя от труда указать на это поистине синтетическое поступа- тельное движение производящего само себя понятия (282) [255].
286—287 [259—260]—Возвращаясь еще раз к высшей мате- матике (обнаруживая, между прочим, знакомство с тем, как решил Гаусс уравнение Хm — 1 = 0 95), Гегель еще раз касается дифференциального, и интегрального исчисления, говорит, что «математика... доныне не была в состоянии оправдать собственными силами, т. е. математически, те действия, которые основываются на этом переходе» (переход от величин каких-то к каким-то), «так как этот переход не математической природы». Leibnitz-jsp, коему при- писывают честь открытия дифференциального исчис- ления, произвел этот переход «самым недопустимым, столь же совершенно чуждым понятию, сколь и немате- матическим способом»... (287) [259—260].
«Аналитическое познание есть первая посылка всего умозаключения — непосредственное отношение поня- тия к объекту; тождество есть поэтому то определение, которое познание признает своим, и это познание есть лишь схватывание того, что есть. Синтетическое позна- ние стремится к пониманию того, что есть, т. е. к охва- тыванию многообразия определений в его единстве. Оно есть поэтому вторая посылка умозаключения, в ко- торой оказывается соотнесенным различное как тако- вое. Его целью поэтому является необходимость вообще» (288) [260-261].
По поводу приема некоторых наук (например, фи- зики) брать для „объяснения" разные „силы" etc. и подтягивать (натягивать), подгонять факты etc., Гегель делает следующее умное замечание:
замеча- тельно верно и глубоко
| ср. поли- тическую экономию буржуазии
| против субъ- ективизма и односторон- ности
| «Так называемое объяснение и доказа- тельство вводимого в теоремы конкрет- ного материала оказывается отчасти тавтологией, отчасти искажением истин- ного положения вещей; отчасти же это искажение служило тому, чтобы при- крыть обман познания, которое одно- сторонне подбирало опыты, благодаря чему оно только и могло получать свои простые дефиниции и основоположения; а возражение, почерпнутое из опыта, оно устраняет тем, что понимает и тол- кует опыт не в его конкретной цель- ности, а как пример, и притом с благо- приятной для гипотез и теорий стороны. В этом подчинении конкретного опыта предпосланным определениям основа теории затемняется и показывается лишь со стороны, подтверждающей теорию» (315—316) [285-286].
т. е. Кант
не понял
всеобщего
закона
диалектики
„конечного"?
| Старую метафизику (например, Wolf'а [пример: смешное важничанье банальностями etc. 96 ] ниспровергли-де Кант и Jacobi. Кант показал, что „стро- гие доказательства" ведут к антино- миям,
«но о самой природе этого дока- зательства, которое связано с неко- торым конечным содержанием, он» (Kant) «не размышлял; между тем одно должно падать вместе с другим» (317) [287]. Синтетическое познание еще не полно, ибо «понятие не становится единством себя с самим собой в своем предмете пли в своей реальности... Поэтому идея не достигает еще в этом познании истины вследствие несоответствия предмета субъективному понятию. — Но сфера необходимости есть высочайшая вершина бытия и рефлексии; она сама по себе переходит в сво-
боду понятия, внутреннее тождество переходит в свое проявление, которое есть понятие как понятие»...
... «Идея, поскольку понятие для себя является теперь самим по себе определенным понятием, есть практи- ческая идея, действование» (319) [288—289]. И следую- щий § озаглавлен «В: Идея добра».
Теоретическое познание должно
| дать объект в его необходимости,
| в его всесторонних отношениях,
| в его противоречивом движении
| an und fur sich *. Но человеческое
| понятие эту объективную истину
| познания „окончательно" ухваты-
| вает, уловляет, овладевает ею лишь
| когда понятие становится „для себя
| бытием" в смысле практики. Т. е.
| практика человека и человечества
| есть проверка, критерий объектив-
| ности познания. Такова ли мысль
| Гегеля? К этому надо вернуться.
| Гегель
о практике и объектив- ности позна- ния
Почему от практики, действия, переход только к „благу", das Gute? Это узко, односторонне! А полезное?
Несомненно, полезное тоже входит. Или, по Гегелю, это тоже das Gute?
|
Все это
| в главе «Идея познания» (II глава) —
| в переходе
| к „абсолютной идее" (III глава)
| — т. е.,
| несомненно
| , практика стоит у
| Гегеля, как звено,
| в анализе процесса познания и
| именно как
| переход
| к объективной („абсолютной",
| по Гегелю)
| истине.
| Маркс, следовательно, непосредственно к
| Гегелю
| примыкает,
| вводя критерий практики в теорию по-
| знания: см.
| тезисы о Фейербахе
|
|
| * — в себе идля себя. Ред.
|
Практика в теории познания:
(320) [289] «Как субъек- тивное оно» (der Begriff) «опять-таки имеет пред- посылку некоторого в се- бе сущего инобытия; оно есть стремление реализо- вать себя, цель, которая хочет через себя самоё дать себе объективность в объективном мире и выполнить себя. В тео- ретической идее субъек- тивное понятие как все- общее, само по себе ли- шенное определений, про- тивостоит объективному миру, из которого оно берет себе определенное содержание и наполне- ние. В практической же идее это понятие как действительное противо- стоит действительному; но уверенность в себе, присущая субъекту в его в-себе-и-для-себя опреде- ленном бытии, есть уве- ренность в своей действи- тельности и недействи- тельности мира...».
Alias *: ("
| Сознание человека не толь-
| ко отражает объективный
| мир, но и творит его.
| Понятие (= человек) как субъективное снова предпола- гает само-в-себе сущее инобы- тие (= независимую от челове- ка природу). Это понятие (=че- ловек) есть стремление реали- зировать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осущест- вить (выполнить) себя.
В теоретической идее (в об-! ласти теории) субъективное по- нятие (познание?) как общее и само по себе лишенное опреде- ленности противостоит объек- тивному миру, из коего оно по- черпает определенное содержа- ние и наполнение.
В практической идее (в обла- сти практики) это понятие как действительное (действующее?) противостоит действительному.
Уверенность в себе, которую
субъект [здесь вдруг вместо
„понятия" ] имеет в своем са- мо-в-себе и само-для-себя бы- тии, как определенного субъ- екта, есть уверенность в своей действительности и в недейст- вительности мира.
* — Иначе, другими словами. Ред,
т. е. что мир не удов- летворяет человека, и че- ловек своим действием решает изменить его.
| ... «Эта содержащаяся в понятии, равная ему и заключающая в себе тре- бование единичной внеш- ней действительности оп- ределенность есть добро. Оно выступает с досто- инством чего-то абсолют- ного, так как оно есть цельность понятия внут- ри себя, объективное, ко- торому вместе с тем свой- ственна форма свободно- го единства и субъектив- ности. Эта идея выше, чем идея вышерассмотрен- ного познания, ибо пер- вая имеет достоинство не только всеобщего, но и просто действительно- го»... (320—321) [290].
... «Деятельность цели направлена поэтому не на себя для принятия внутрь себя и усвоения себе не- которого данного опре- деления, а скорее направ- лена к тому, чтобы по- ложить свое собственное определение и сообщить себе реальность в форме внешней действительно- сти посредством снятия определений внешнего мира»... (321) [290]...
Суть:
„Доброе" есть „требова- ние внешней действительно- сти", т. е. под „добрым" ра- зумеется практика челове- ка = требование (1) и внеш- ней действительности (2).
Практика выше (тео- ретического) познания, ибо
она имеет не только досто- инство всеобщности, но и непосредственной действи- тельности.
„Деятельность цели на- правлена не на себя са- моё...
а на то, чтобы посред- ством уничтожения опреде- ленных (сторон, черт, явле- ний) внешнего мира дать себе реальность в форме внешней действи- тельности"...
... «Совершаемое добро есть добро в силу того, что оно есть уже в субъективной цели, в своей идее; со- вершение дает ему некоторое внешнее существование»... (322) [291].
«Со стороны предположенного ему объективного мира, в предположении которого состоит субъектив- ность и конечность добра и который, как нечто другое, идет своим собственным путем, самое совершение добра подвержено препятствиям и даже наталкивается на невозможность»... + (322—323) [292].
„Объективный мпр"
| „идет
| своим собствен-
| ным путем", и практика человека, имея перед собой этот объективный мир, встречает „затруд-
| нения в осуществлении'
| цели
| даже
| натыкается
| на „невозможность"...
|
|
|
| +... «Добро остается, таким образом, некоторым дол- женствованием; оно есть в себе и для себя, но бы- тие как последняя, абстрактная непосредственность остается в противоположность добру определенным также как некоторое небытие»... + +
Добро, благо, благие стремления ЕКТИВНЫМ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕМ...
| остаются
| СУБЪ-
| Два мира: субъектив- ный и объ- ективный
+ +... «Идея завершенного добра есть, правда, некоторый абсолютный постулат, но не более, чем постулат, т. е. абсолютное, обремененное определенностью субъек- тивности. Тут еще два противополож- ных мира, царство субъектив- ности в чистых пространствах прозрачной мысли и царство объек- тивности в стихии некоторой внешней многообразной действительности, которая есть нераскрытое царство тьмы. Полное развитие неразрешенного противоречия, образуемого указанной абсолютной це- лью, коюрой непреодолимо противостоит
барьер этой действительности, ближе рас- смотрено в „Феноменологии духа", стр. 453 и сл.»... (323) [292].
Насмешканад чистыми
| „пространствами про-
| зрачной мысли" вцарстве
| субъективности, коему
| противостоит „тьма" „объективной"
| „разнообраз-
| ной" действительности.
|
|
| NB
... «В последней» (= der theoretischen Idee в отли- чие от der praktischen Idee *)... «познание знает себя лишь как восприятие, как само по себе неопределенное тождество понятия с самим собой; наполнение, т. е. в себе и для себя определенная объективность, есть для теоретической идеи нечто данное, и истинно-сущим при- знается наличная, независимо от субъективного пола- гания, действительность. Наоборот, для практической идеи эта действительность, которая вместе с тем проти- востоит ей как непреодолимый предел, имеет значение чего-то самого по себе ничтожного, долженствующего получить свое истинное определение и единственную ценность через цели добра. Воля поэтому сама противо- стоит достижению своей цели тем, что воля отде- ляет себя от познания и что внешняя действитель- ность не сохраняет для нее формы истинно-сущего; поэтому идея добра может найти свое дополнение только в идее истины» (323—324) [292—293].
Познание
| .. находит
| перед собой истинное
| сущее
| как независимо
| от субъективных мнений
| (Setzen
| **)
| наличную
| действительность.
| (Это
| чистый материализм!) Воля человека, его
| прак-
| тика,
| сама
| препятствует достижению
| своеи
| цели...
| тем,
| что отделяет себя от познания и
| Nota bene
* — теоретической идее в отличие от практической идеи Ред. ** — полагания. Ред.
не признает внешней действительности тинно-сущее (за объективную истину).
| за ис-. Необ-
| ходимо соединение познан
| и я и
| практики.
|
| И тотчас вслед за этим:
... «Но этот переход она совершает через самое себя» (переход идеи истины в идею добра, теории в практику и vice versa *). «В заключении действования первая посылка есть непосредственное соотношение доброй цели с той действительностью, которой эта цель овладевает и которую она во второй посылке направ- ляет против внешней действительности, как внешнее средство» (324) [293].
NB
NB
„Заключение действования"... Для Гегеля дей-
| ствование, практика есть логическое „з а- к л ю ч е н и е", фигура логики. И это правда! Конечно, не в том смысле, что фигура логики
| инобытием своим имеет практику человека (= аб-
| солютный идеализм), a vice versa: практика чело- века, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики. Фигуры эти имеют прочность предрассудка, аксиоматиче- ский характер именно (и только) в силу этого миллиардного повторения.
1-ая посылка: благая цель (субъективная цель) ver- sus действительность („внешняя
| действительность") 2-ая посылка: внешнее средство (орудие), (объек- тивное)
| 3-ья посылка, сиречь вывод: совпадение субъек- тивного и объективного, проверка субъективных идей, критерий объек- тивной истины.
| ... «Совершение добра вопреки противостоящей ему, другой по отношению к нему действительности, есть то
* — наоборот. Ред,
опосредствование, которое по существу необходимо для непосредственного соотношения и действительного осу- ществления добра»...
... «Но если бы цель добра этим» (деятельностью) «все-таки не была бы выполнена, то это было бы воз- вратом понятия на ту точку зрения, которую понятие имело до своей деятельности, — на точку зрения, с ко- торой действительность определена как ничтожная и все же предположена как реальная; этот возврат ста- новится прогрессом в дурную бесконечность и имеет свое основание единственно в том, что при снятии указанной абстрактной реальности это снятие также непосредственно забывается, или забывается, что эта реальность, наоборот, уже была предположена как сама по себе ничтожная, не объективная действитель- ность» (325) [294].
Неисполнение целей (человеческой деятель- ности) имеет своей причиной (Grund) то, что реаль- ность принимается за несуществующее (nichtig), что не признается ее (реальности) объективная действительность.
| NB
«Так как через деятельность объективного понятия внешняя действительность изменяется и ее определе- ние тем самым снимается, то именно этим ее лишают характера исключительно только являющейся реаль- ности, внешней определимости и ничтожности, и она тем самым полагается как сущая в себе и для себя»... +
Деятельность человека, составившего себе
| объективную картину мира,
| изменяет
| внешнюю действительность,
| уничтожает ее
| определенность (= меняет те
| или иные ее
| стороны, качества) и таким
| образом отни-
| мает у нее черты кажимости
| , внешности и
| ничтожности, делает ее само-
| в-себе и само-
| для-себя сущей (= объективно истинной).
|
|
| +... «Этим вообще снимается указанное предположе- ние, именно, определение добра как некоторой только субъективной и по своему содержанию ограниченной цели, необходимость еще только реализовать послед- нюю через субъективную деятельность и самая эта деятельность. В результате опосредствование само себя снимает; результат есть непосредственность, которая есть не восстановление предположения, а, наоборот, его снятость. Тем самым идея в себе и для себя определенного понятия положена уже не только в действующем субъекте, а также как некоторая непо- средственная действительность, и, наоборот, последняя, как она есть в познании, положена так, что она есть истинносущая объективность» (326) [295].
Результат познания и НОСТИ.
| действия критерий
| есть проверка субъективного ИСТИННОСУЩЕЙ ОБЪЕКТИВ-
| ... «В этом результате тем самым познание восстано- влено и соединено с практической идеей, преднай- денная действительность определена вместе с тем как выполненная абсолютная цель; но не так, как в ищу- щем познании, только как объективный мир, лишенный субъективности понятия, а как такой объективный мир, внутреннее основание и действительное существование которого есть понятие. Это — абсолютная идея» (327) [295]. ((Конец главы II. Переход к главе III: «Абсо- лютная идея».))
|