ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 6 страница
«Но это только в смысле существования; в смысле понятия они пребывают только одно через другое, это — внутренняя необ- ходимость». Как в живом теле нельзя вы- нуть одно сердце без гибели легких etc.
«Равным образом природа существует только в единстве, подобно тому как мозг бывает только в единстве с другими орга- нами» (404)
причем превращение одни понимают в смысле наличности мелких качественно- определенных частиц и роста (respective уменьшения) [соединения и разъедине-
ния] их. Другое понимание (Гераклит) — превращение одного в другое (403).
превра- щение (значе- ние его)
Существование
| и понятие
| — должно
| быть,
| У
| Ге-
| геля отличаются
| примерно
| как: факт
| (бытие)
| от-
| дельно взятый, вырванный из связи,
| и
| связь
| (поня-
| тие), соотношение
| , сцепление,
| закон,
| необходимость.
| | | | | | | | 415 [302]:... «Понятие есть то, что вещи сами в себе и для себя суть»...
Говоря о том, что трава — цель для животного, оно для человека etc. etc., Гегель заключает:
«Круг, завершенный внутри себя, но завершение которого равным образом есть переход в другой круг; — вихрь, центр которого, куда он возвращается, лежит непосредственно на периферии другого высшего круга, поглощающего его»... (414) [303].
NB:
„общее" как „сущность"
| До сих пор-де мало дали древние: «Общее есть скудное определение, ка- ждый знает об общем, но не знает о нем как о сущности» (416) [304].
„развитие
природы
познания"
| ... «Но здесь начинается более опре- деленное развитие отношения сознания к бытию, развитие природы познания как познания истинного» (417). «Дух продвинулся до выражения сущности как мысли» (418) [305]. «Это развитие общего, в котором сущность совер- шенно переходит на сторону сознания, мы видим в столь ославленной мудрости софистов» (418) [306].
((Конец I тома)) |П том начинается с софистов. [
XIV ТОМ. ВТОРОЙ ТОМ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФИЯ СОФИСТОВ
По поводу софистов 124 Гегель архиподробно жует ту мысль, что-де в софистике есть элемент, общий всякому образованию (Bildung) вообще, и нашему в том числе, именно выдвигание доводов (Griinde) und Gegengriinde *, —„рефлектирующее резонирование", — нахождение во всем многоразличных точек зрения; ((субъективизм — отсутствие объективизма)). Говоря о Протагоре и о его знаменитом тезисе (человек есть мера всех вещей), Гегель сближает с ним Канта:
| ... «Человек есть мера всего, — человек, стало быть, субъект вообще; сущее, следо- вательно, существует не изолированно, а есть для моего знания, — сознание по существу своему есть то, что в предметном производит содержание, субъективное мышление прини- мает в этом самое существенное участие. И это то, что доходит вплоть до новейшей философии. Кант говорит, что мы знаем лишь явления, т. е. что то, что нам предста- вляется как объективное, как реальность должно рассматриваться лишь в его отно- шении к сознанию и не существует без этого отношения»... (31) ** [25] ***.
Второй-де „момент" — объективизм (das Allgemeine ****) «оно положено мной, но оно также и
* — и противодоводов. Ред.
•* Hegel. Werke, Bd. XIV, Berlin, 1833. Ред.
*** Гегель. Сочинения, т. X, М., 1932. Ред.
**** — общее, всеобщее. Ред.
само по себе объективно всеобще, не будучи поло- жено мной»... (32) [25].
Diese „Relativitat" * (32). «Все об- ладает лишь относительной истиной» (33) [25] по Протагору.
Кант и
софисты и феномено- логией a la Мах 125 NB
| ... «Кантовское явление есть не что иное, как толчок извне, некий х, неиз- вестное, то, что получает определения впервые через наше чувство, через нас. Хотя и есть объективное основание того, что мы это называем холодным, а то — теплым, так что, хотя мы можем сказать, что они должны заключать в себе отличие одного от другого, од- нако тепло и холод — есть только в на- шем ощущении, точно так же и вещи суть и т. д.... таким образом, опыт был назван явлением» (34) [27].
«Мир есть явление не потому, что он существует для сознания, т. е. что его бытие только относительное для созна- ния, но в равной мере он есть явление в себе».
... «Гораздо большей глубины достиг этот скептицизм у Горгия»... (35) [28].
... «Его диалектика»... Горгия, софиста [много раз: стр. 36 [28], id. стр. 37 [29]].
Гегель о
„здравом смысле"
| Тидеман сказал, что Горгий зашел дальше, чем „здоровый (здравый) смысл" человека. И Гегель смеется: всякая философия идет дальше „здравого смысла", ибо здравый смысл не есть философия. До Коперника было против здравого смысла говорить, что земля вертится.
• — Эта «относительность». Ред.
«Этот» (der gesunde Menschenver- stand *) «есть такой способ мышления какой-либо эпохи, в котором содер- жатся все предрассудки своего вре- мени» (36) [291.
Горгий (стр. 37 [29—30]): 1) ничто не существует. Ни- чего нет
2) если даже есть, непозна- ваемо
3) если даже познаваемо, сообщение о познанном невозможно.
... «Горгий сознает в отношении их» (их, бытия и небытия, их взаимоуничтожения), «что это — исчезаю- щие моменты; бессознательное представление тоже обладает этой истиной, но ничего не знает о ней»... (40) [32].
„Исчезающие моменты" = бытие и небы- тие. Это — прекрасное определение диалек- тики!!
|
... «Горгий ) правильно полемизи- рует против абсолютного реализма, ко- торый, имея представления, полагает, что обладает самой вещью, на самом же деле обладает лишь относительным; ) впадает в дурной идеализм нового времени: «мыслимое всегда субъективно, стало быть, оно не есть существующее, посредством мышления мы превращаем существующее в мыслимое»»... (41) [32—33].
(И ниже (стр. 41 i. f. [33]) Кант
назван еще раз.)
Горгий,
„абсолютный
реализм"
(и Кант)
* — здравый смысл. Ред.
диалектика в самом предмете
Добавить о Горгии: он ставит „или — или" к основным вопросам. «Это однако — не истинная диалектика; было бы необходимо доказать, что предмет всегда необходимо бывает в каком-нибудь одном определе- нии, а не в себе и для себя. Предмет разлагается только в такие опре- деления; но из этого не следует ничего против природы самого пред- мета» (39) [31] *.
Еще добавить о Горгии:
Излагая его взгляд, что нельзя пере- дать, сообщить сущее:
«Речь, посредством которой должно быть сообщено о том, что есть, не яв- ляется тем, что есть, — то, что сооб- щается, это не самый предмет, а только речь» (Sextus Empiricus. „Adversus Mathematical. VII. § 83—84) — стр. 41 [33] — Гегель пишет: «Сущее пости- гается также не как сущее, а его по- стижение есть превращение его во все- общее». ... «Это единичное совершенно не может быть выска- зано»...
Всякое слово (речь)
уже обобщает
ср. Фейербах 127.
|
Чувства показывают реальность; мысль и слово — общее.
|
Заключительные слова §-фа о софистах: «Следова- тельно, софисты также и диалектику, общую филосо- фию делали предметом своего рассмотрения; они были глубокими мыслителями»... (42) [33].
• Эта и следующая выписки о философии Горгия сделаны В. И. Лениным несколько позднее, при конспектировании раздела о Сократе (см. настоящий том, стр. 247—248). Ред.
ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
Сократ — «всемирно-историческая личность» (42) [34], „интереснейшая" (ib.) в древней философии — „субъек- тивность мышления" (42) [33] |„свобода самосознания" (44) [351}.
«В этом заключается двусмысленность диалек- тики и софистики; объективное исчезает»: случайно ли субъективное или в нем („an ihm selbst" *) есть объективное и всеобщее? (43) [34] **.
«Истинное мышление мыслит так, что его содержание вместе с тем не субъективно, а объективно» (44) [35] — и у Сократа и Платона мы видим-де не только субъек- тивность («сведение решения к сознанию обще ему» — Сократу — «с софистами»), — но и объективность.
«Объективность имеет здесь» (у Со- крата) «смысл в себе и для себя сущей всеобщности, а не внешней объектив- ности» (45) [35] — id. 46 [36]: «не внеш- няя объективность, но духовная всеобщ- ность»...
И через 2 строки:
«Кантовский идеал — явление, кото- рое само по себе не объективно»...
Сократ называл свой метод НеЪапг- menkunst*** — (стр. 64) [48] (от ма- тери-де), ((мать Сократа = акушерка)) — помочь мысли родиться.
Werden =
Nichtsein
und Sein ****
| Пример Гегеля: всякий знает-де, что такое Werden, но нас удивляет, если, анализируя (reflektirend), мы находим, что «оно есть бытие и вместе с тем небы- тие»—«столь огромное различие» (67) [50].
* — «в нем самом». Ред. ** В рукописи вслед за этим абзацем помещена выписка о филосо- фии Горгия, начинающаяся словами: «Добавить о Горгии...» (см, настоящий том, стр. 246). Ред.
*** —• искусством повивальной бабки. Ред. * * • * — Становление — небытие и бытие. Ред.
Менон („Meno" Plato's) 128 сравнил Сократа с электрическим угрем (Zitter- aal), который делает прикасающегося к нему „narkotisch" * (69) [51]: и я-до „narkotisch" и отвечать не могу**.
... «То, что для меня должно быть истиной, справедливостью, есть дух от моего духа. Но то, что дух таким обра- зом творит из самого себя, что он счи- тает таковым, должно произойти из него как всеобщего, как духа, дейст- вующего в качестве всеобщего, а не из его страстей, интересов, прихотей, капризов, целей, склонностей и т. д. Последнее, правда, также представляет собой внутреннее, «вложенное в нас природой», но оно является нашим соб- ственным лишь природным образом»... (74-75) [56].
Умный идеализм ближе к умному материализму,
чем глупый материализм.
Диалектический идеализм вместо умный; метафизический, неразвитый, мертвый, гру- бый, неподвижный вместо глупый.
Разработать:
Плеханов написал о философии (диа- лектике), вероятно, до 1000 страниц (Бельтов + против Богданова + против кантианцев + основные вопросы etc. etc.) 129. Из них о большой Логике, п о поводу нее, ее мысли (т. е. с о б с т- в е н н о диалектика как философская наука) nil!! ****
|
* — «одурманенным». Ред.
** В рукописи вслед за этим абзацем помещена выписка о философии Горгия, начинающаяся словами " Еще добавить о Горгии...» (см. настоящий том, стр. 246). Ред
*** — очень хорошо сказано!! Ред, **** - ничего!! Ред.
Протагор: „человек мера всех вещей". Сократ: „человек, как мыслящий, есть мера всех вещей" (75) [56].
Ксенофонт в „Memorabilien" * лучше, точнее и вернее изобразил Сократа, чем Платон 130 (стр. 80—81) [59].
Оттенок!
СОКРАТИКИ
По поводу софизмов „куча" и „лысый" Гегель повто- ряет переход количества в качество и обратно: диалек- тика (стр. 139—140) [101—102].
143—144 [104]: Подробно о том, что
NB
в языке
есть только
общее
| «вообще язык выражает в сущности
лишь общее; но то, что мыслится,
есть особенное, отдельное. Поэтому
нельзя выразить в языке то, что
мыслится».
(„Это"? Самое общее слово)
Кто это? Я. Все люди я. D a s Sinnliche? ** Это есть общее etc. etc. „Этот"?? Всякий есть „Этот".
|
Почему предметов чается от
| нельзя назвать отдельного? Один из данного рода (столов) именно отли- остальных тем-то.
| * — «Воспоминаниях» Рев. •* — Чувственное? Ред.
| «Что вообще при философствовании получает значи- мость всеобщее, и даже настолько, что только всеобщее может быть высказано, а «это», разумеемое, совсем не может быть высказано, — это такое сознание и
[ысль, до которого совершенно еще не дошло философ- кое образование нашего времени».
К ним относит Гегель и „скептицизм новейшего ремени" — | Канта? | и тех, кто говорит, «что чувст- енная достоверность обладает истиной».
Ибо-де das Sinnliche «есть нечто всеобщее» (143) [104].
Этим Гегель бьет всяк кроме диалектического.
| ий материализм NB
| Назвать имя? — но имя — случайность, и S а с h е s е l b s t * не выражает (как выразить отдельное?) 144) [105].
Гегель и
диалекти- ческий
материа- лизм
Гегель серьезно „верил"
| думал, что
| материализм как философия невоз-
| можен, ибо философия есть
| наука о мы-
| шлении, об общем, а общее
| есть мысль.
| Здесь он повторял ошибку
| того самого
| субъективного идеализма,
| который он
| всегда называл „дурным"
| идеализмом.
| Объективный (и еще более
| абсолютный)
| идеализм зигзагом (и кувырком) подо-
| шел вплотную к материализму, частью
| даже превратился в него.
|
| ощущение
в теории
познания
киренаиков...
| Киренаики131 считали истинным ощущение «не то, что в нем, не содер- жание ощущения, но его само как ощущение» (151) [110].
«Главный принцип школы киренаиков есть, следовательно, ощущение, которое должно быть критерием истины и блага»... (153).
* — самую суть вещи. Ред.
«Ощущение есть неопределенно единичное» (154), а если-де включить мышление, то является общее и исчезает «простая субъективность».
(Феноменологи
| а
| lа
| Мах
| и К0 на
| вопрос
| об
| общем,
| „законе",
| „необходи-
| мости"
| etc
| н е и з
| б
| е жж
| ж н о
| становятся
| идеалистами.)
|
|
|
|
| NB*
киренаики
и Мах с К0
Другой киренаик, Hegesias, «познал» «именно это несоответствие между ощущением и всеобщностью»... (155) [113].
Смешивают ощущение и как принцип этики теорию познания.
| как принцип теории познания Это NB. Но Гегель выделил
| ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
По поводу плана Платона, чтобы философы управляли государством 133:
... «Почва истории иная, чем почва философии»...
... «Нужно знать, что такое действие: действие есть деятельность субъекта как такового ради особых целей. Все эти цели суть лишь средства, осуществ- ляющие идею, ибо она есть абсолютная сила» (193) [143].
К учению Платона об идеях:
... «потому что чувственное воззрение ничего не показывает нам в чистом виде, таким, каково оно есть в себе» („Phaedo" 134) — стр. 213 [1581, — по- этому-де тело мешает душе.
Частные цели
в истории
творят
„идею"
(закон
истории)
* Ср. Ueberweg — Heinze, § 38, стр. 122 (10-ое издание) — и о них же в „Теэтете" Платона» 132, Их (киренаиков) скептицизм и субъективизм.
NB диалек- тика познания NB
|
NB
Значение общего противоречиво: оно
| мертво, оно нечисто,
| неполно etc. etc.,
| но оно только и есть
| ступень к по -
| знанию конкретного, ибо мы
| никогда не познаем
| конкретного пол-
| ностью. Бесконечная
| сумма общих по-
| нятий, законов etc.
| дает конкретное
| в его полноте.
|
|
Движение познания к объекту всег-
| да может идти лишь диалектически:
| отойти, чтобы вернее попасть — reculer
| pour mieux sauter (savoir?) *. Линии
| еходящиеся и расходящиеся: круги,
| касающиеся один другого. Knoten-
| punkt ** = практика человека и чело-
| веческой истории.
| Практика=критерийсовпадения одной
| из бесконечных сторон реального.
|
Эти Knotenpunkte
| представляют
| из
| себя
| единство противоречии
| когда бытие и
| небытие,
| как исчезающие моменты, совпадают на момент,
| в данные моменты движения (= техники,
| исто-
| рии etc.)
|
|
|
| „пустая иалектика" у Гегеля
| Разбирая диалектику Платона, Ге- гель еще раз старается показать отли- чие субъективной, софистической диа- лектики от объективной:
«Что все одно, говорим мы о каждой вещи: «эта вещь — одна и одновременно показываем мы в ней множественность, много частей и свойств», — но при этом
* — отступить, чтобы лучше прыгнуть (познать?), Ред, ** — Узловой пункт, Ред,
говорится: «это есть единое в совер- шенно ином отношении, чем многое»; — мы не соединяем этих мыслей. Таким образом представление и речь идут туда и сюда от одного к другому. Если эти переходы туда и обратно совершаются сознательно, то это — пустая диалек- тика, которая не объединяет противо- положностей и не приходит к единству» (232) [177].
Платон в „Софисте" 135:
«Трудное и истинное заключается в том, чтобы показать, что то, что есть иное, есть то же самое, — а то, что есть то же самое, есть иное, и именно в одном и том же отношении» (233) [177].
|