Остроумнои умно! 1 страница
очень умно!
«Но опыт и история учат, что наро- ды и правительства никогда ничему не научались из истории и не дей- ствовали согласно урокам, которые из нее можно было бы извлечь. Каждой эпохе свойственны сголь своеобразные обстоятельства, она представляет собой столь индиви-
| N B
NB
* Hegel. Werke, Bd. IX, Berlin, 1837. Ред. ** Гегель. Сочинения, т. VIII, М. — Л., 1935, Ред.
дуальное состояние, что только исходя из него самого, основываясь на нем, должно и единственно воз- можно судить о ней».
стр. 12 [10] -
| - „разум правит миром"...
| 20 [17]: субстанция материи — тяжесть. » духа — свобода.
22 [19]. „Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, прогресс, кото- рый мы должны познать в его необ- ходимости"...
24 [20] — (подход к историческому мате- риализму). Чем руководятся люди? Больше всего „Selbstsucht" *, — мо- тивы любви etc. реже и их круг уже. Что же выходит из этого сплетения страстей etc.? потребностей etc.?
28 [23—24] „Ничто великое в мире не со- вершается без страсти"... страсть есть субъективная, «постольку формаль- ная сторона энергии»...
28 i. f. [24] — История не начинается с сознательной цели... Важно то, что
29 [25]... является бессознательно для лю- дей в итоге их действий...
30 [25] ... В этом смысле „разум правит миром".
31 [27]... В истории совершается через действия людей «еще (получается) нечто иное, чем то, чего они доби- ваются и достигают, что они непо- средственно знают и хотят».
• — «эгоизмом». Ред.
30 [27]... «Они» (die Menschen *) «осуще- ствляют свой интерес, но тем самым осуществляется еще нечто более далекое, что хотя и заключено внутренне в этом интересе, однако не заключено в их сознании и в их намерении».
32 [29]... «Великие люди в истории — это те, чьи личные, частные цели заключают в себе субстанциаль- ное, являющееся волей мирового духа»...
36 [36] — очень почтенна религиоз- ность и добродетель пастуха, кре- стьянина etc. (примеры!! NB), но ... «право мирового духа стоит выше всех частных прав»...
NB
(ср. Эн- гельс 149)
„великие люди"
Нередко здесь у Гегеля о боженьке, религии, нравственности вообще — архипошлый идеалисти- ческий вздор.
97 [94]: „постепенная отмена рабства лучше вне- запной"...
|
50 [44]. Конституция государства вместе с его религией... филосо- фией, мыслями, образованием, „внешними силами" (климат, со- седи...) составляют „одну субстан- цию, один дух"...
51 [51]. В природе движение только в кругу (!!) — в истории создается новое...
62 [60]. Язык богаче в неразвитом, первобытном состоянии народов, — язык беднеет с цивилизацией и образованием грамматики.
?
* — люди. Ред.
очень хорошо
Sehr
wichtig! *
см. ниже
полное
это место **
NB ср. Пле-
ханов
67 [64]: „Всемирная история движется на более высокой почве, чем та, местом (Statte) которой является мораль"...
73 [69]: Замечательная картина исто- рии: сумма индивидуальных стра- стей, действий etc. («повсюду отно- сящееся к нам и потому повсюду возбуждается наш интерес за или против»), то масса общего интереса, то бездна „мелких сил" («беско- нечное напряжение малых сил, ко- торые из того, что кажется незна- чительным, порождают грандиоз- ное»).
Итог? Итог — „утомление". Стр. 74 [75] — конец введения. Стр. 75 [76] — «Географическая основа всемирной и с тории» (характерное заглавие): (75—101) [76-97].
75 [76] —„Под мягким небом Ионии" мог легче возникнуть Гомер, — по не только эта причина. — „Не под турецким господством" etc.
82 [82] — Иммиграция в Америку устраняет „недовольство" «и гаран- тируется дальнейшее существова- ние современного гражданского по- рядка»... (а этот Zustand *** «бо- гатство и бедность» 81 [82])...
82 [82]. В Европе нет этого отлива: будь в Германии леса, не было бы французской революции. 102 [99]: 3 формы всемирной истории: 1) деспотизм, 2) демократия и ари- стократия, 3) монархия.
• — Очень важно! Ред. '* Эти слова написаны синим карандашом, по-видимому, позднее. Ниже В. И. Ленин приводит выписку «Гегель о всемирной истории» (см, астоящий том, стр. 289—290), Ред. *** — порядок. Ред,
Деление: восточный мир — греческий — римский — германский мир. Фра- зерство пустейшее о нравственности etc. etc.
Китай. I глава (113 — до 139) [111- 131]. Описание китайского харак- тера, учреждений etc. etc. Nil, nil, nil! *
Индия — до 176 [162] — До...
Персия (и Египет) до 231 [207]. Почему Персидское царство (империя) пало, а Китай и Индия нет? Dauer ** еще не есть vortreffliches ***. — «Вечные горы не обладают преимуществом перед быстро облетающей розой с ее мимолетной жизнью» (229) [206]. Персия пала, ибо здесь началось «духовное созерцание» (230) [206], а греки оказались выше, «более высокий принцип» организации, «сознающей себя свободы» (231) [206-207].
232 [211]: «Греческий мир»... принцип „чистой индивидуальности" — пе- риод его развития, расцвета и упадка, «соприкосновение с более поздним органом всемирной исто- рии» (233) [212] — Рим с его „суб- станцией" (ib.).
234 [213]: Географические условия Гре- ции: разнообразие природы (в отличие от однообразия Вос- тока).
2 4 2 [220] — Колонии в Греции. Накоп- ление богатства. С ним „всегда" связана нужда и бедность...
всемирная
история как
целое п
отдельные народы —
„органы"
Богатство и бедность
* — Ничего, ничего, ничего1 Ред. ** — продолжительность. Ред. *** — превосходное. Ред.
у Гегеля зачатки историче- ского мате- риализма
Гегель
и Marx
??
Гегель и „противо- речия" в истории
246 [224]. «То природное, которое объяс- няется людьми, внутреннее, суще- ственное в нем, есть начало боже- ственного вообще» (по поводу мифо- логии греков).
251 [227]: «Человек со своими потреб- ностями относится к внешней приро- де практически; удовлетворяя свои потребности с помощью природы, он ее преодолевает, действуя при этом в качестве посредника. Дело в том, что предметы природы могу- щественны и оказывают всякого рода сопротивление. Чтобы поко- рить их, человек вставляет между ними другие предметы природы, обращает таким образом природу против самой природы и изобретает для этой цели орудия. Эти чело- веческие изобретения принадлежат духу, и такое орудие должно быть поставлено выше, чем предмет при- роды... Честь человеческого изобре- тения, имеющего целью покорить природу, приписывается богам» (у греков).
264 [240]: Демократия в Греции была связана с малым объемом госу- дарств. Речь, живая речь связывала граждан, создавала Erwarmung *. „Поэтому" в французской револю- ции никогда не было республикан- ской конституции.
322—323 [295]: «Он» (Casar) «устранил внутреннее противоречие» (устра- нив республику, которая была уже „тенью"), «и вызвал новое. Ибо мировое господство доселе дости-
* — пылкость. Ред.
гало лишь вершины Альп, Цезарь же открыл новое поприще: он со- здал ту арену, которая должна была отныне сделаться средоточием всемирной истории».
И затем по поводу убийства Цезаря:
... «Вообще государственный пе- реворот как бы санкционируется в мнении людей, если он повто- ряется» (Наполеон, Бурбоны)... «То, что вначале казалось лишь случайным и возможным, благодаря повторению, становится чем-то дей- ствительным и подтвержденным» (323) [296].
„Христианство" (328—346) [301-316]. Пошло-поповская идеалистическая болтовня о величии христианства (с цитатами из Евангелия!!). Мерз- ко, вонюче!
420—421 [391-392]: Почему реформация ограничилась несколькими на- циями? Между прочим — „славян- ские нации были земледельческие" (421) [391], а это ведет за собой „отношения господ и кнехтов", меньшую „Betriebsamkeit" etc. * А романские нации почему? их характер (Grundcharakter ** 421 i. f. [393]).
42 9 [399]:... «Польская свобода также была не чем иным, как свободой баронов по отношению к монарху... Таким образом, у народа был та- кой же интерес по отношению к баронам, как у королей... Когда
категории
возможного
и случайного
versus действитель- ность и под- тверждение в истории
NB
классовые отношения
* — «старательность» и т. д. Ред, ** — основной характер. Рев.
!!
ср. Marx und Engels152
?
говорят о свободе, всегда надо об- ращать внимание на то, не идет ли, собственно, речь о частных ин- тересах» (430) [399].
439 [411—412]: О французской револю- ции... Почему французы перешли «сразу от теории к практике», а нем- цы нет? У немцев реформация «уже все исправила», устранила «невы- разимую несправедливость» и т. д.
441 [413—414]: Впервые (в французской революции) человек пришел к тому, что «человек становится на голову, т. е. на мысль, и строит действи- тельность согласно последней»... «Это был... величественный восход солнца»...
Рассматривая далее „ход револю- ции во Франции" (441) [414], Гегель подчеркивает в свободе вообще — свободу собственности, промыш- ленности (ib.).
... Издание законов? Воля всех... «Немногие должны быть предста- вителями многих, но часто они становятся лишь их подавителя- ми»... (442) [415]. «Точно так же власть большинства над меньшин- ством есть огромная непоследова- тельность» (ib.).
444 [418]:... «По своему содержанию со- бытие это» (французская револю- ция) «имеет всемирно-историческое значение»...
„Либерализм" (444) [418], „либе- ральные учреждения" (443) [417] распространились по Европе.
446 [422] стр. -
| — конец.
|
4 4 6 [422]: «Всемирная история есть не что иное, как развитие понятия свободы»...
В общем, философия истории дает очень и очень мало — это понятно, ибо именно здесь, именно в этой обла- сти, в этой науке Маркс и Энгельс сде- лали наибольший шаг вперед. Здесь Гегель наиболее устарел и антикви- рован.
(См. следующую стр. **)
| N В: Важнее всего Einleitung*,
где много прекрасного в поста- новке во- проса.
|
ГЕГЕЛЬ О ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
«Если, наконец, мы будем рассматривать всемирную историю с точки зрения той категории, с которой ее надлежит рассматривать, то перед нами откроется бесконечная картина человеческой жизни, деятельности при разнообразнейших условиях, с многоразличными целями и непохожими друг на друга событиями и судьбами. Во всех этих происшествиях и случаях мы видим на первом плане человеческие дела и стремления; повсюду то, что касается нас и поэтому возбуждает наш интерес за или против. То оно привлекает нас красотой, свободой, богатством, то энергией, то даже порок умеет выступить как нечто значительное. Часто мы видим огромную массу какого-либо общего инте- реса, которая тяжело движется вперед, но еще чаще бесконечное напряжение малых сил, которые из того, что кажется незначительным, порождают нечто грандиоз- ное; повсюду пестрое зрелище, и стоит чему-нибудь од- ному исчезнуть, как на его место становится другое.
| * — Введение. Ред. * * - В рукописи на следующей странице начинается выписка «Гегель о всемирной истории». Ред,
| Однако ближайшим результатом такого рассмотре- ния, несмотря на всю его привлекательность, является
утомление, которое наступает вслед за тем, как прошло разнообразное зрелище картин волшебного фонаря, и хотя мы признаем за каждым отдельным представле- нием его ценность, все же у нас возникает вопрос, какова же конечная цель всех этих единичных событий, исчерпывается ли каждое своей особой целью, или, напротив, мы должны мыслить себе одну конечную цель всех этих происшествий; не происходит ли под громким шумом этой поверхности работа и созидание какого-то произведения, внутреннего, тихого и тайного произведения, в котором сохранена существенная сила всех этих преходящих явлений? Но если не привносить во всемирную историю с самого начала мысль, разумное познание, то должно к ней подходить, по крайней мере, с крепкой несокрушимой верой в то, что в ней присут- ствует разум, или по крайней мере в то, что мир интел- лекта и самосознающей себя воли не является жертвой случая, а должен обнаруживаться в свете знающей себя идеи» (73—74) * [69] **.
| * Hegel. Werke, Bd. IX, Berlin, 1837. Ред. ** Гегель. Сочинения, т. VIII, М. —Л., 1935. Ред, *** — «обработка». Ред,
| ((NB: в предисловии, стр. XVIII [431] издатель, то есть редактор Ed. Gans указал, что до стр. 73 напи- сана Гегелем в 1830 г. рукопись — „Ausarbeitung" ***.))
КОНСПЕКТ КНИГИ НОЭЛЯ «ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ» 153
ЖОРЖ НОЭЛЬ. «ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ»
ПАРИЖ, 1897
Bibliotheque de Geneve, Ca, 1219
Печаталась статьями в „Revue de Metaphysique et de Morale"; редактор Xavier Leon 154.
|
* Здесь и нише петитом в квадратных скобках переводы терминов на русский язык даны редакцией. Ред.
| Автор идеалист и мелкий. Пересказ Гегеля, защита его от „современных философов", сопоставление с Кан- том etc. Нет интересного. Нет глубокого. Ни слова о материалистической диалектике: автор, должно быть, понятия о ней не имеет.
Отметить переводы терминов Гегеля:
|
| Ê t r е — Essence — Notion. (Mesure
| etc.)
| [Бытие — Сущность — Понятие. (Мера и т.
| Д.)] *•
| Devenir (das Gewordene) [Ставшее].
|
| L'etre determine (Dasein) [Определенное бытие,
| налич-
| ное бытие].
|
| Etre pour un autre (Sein-fur-Anderes) [Бытие для
| другого].
|
| Quelque chose (Etwas) [Нечто].
|
| Limite (Grenze) [Граница].
|
| Borne (Schranke) [Предел].
|
| Devoir etre (Sollen) [Долженствование].
|
| Etre pour soi (Fur-sich-Sein) [Для себя бытие].
|
|
Existence hors de soi (Auß er-sich-Sein) [Вне себя
| бытие].
| La connaissance (das Erkennen) [Познание].
| Actualite (Wirklichkeit) [Действительность].
| Apparence (Schein) [Кажимость].
| Etre pose (das Gesetztsein) [Положенное бытие].
| Position (Setzende Reflexion) [Полагающая рефлексия].
| Fondement ou raison d'etre (Grund) [Основание].
| L'universel (das Allgemeine) [Всеобщее].
| Particulier (das Besondere) [Особое].
| Jugement (das Urteil) [Суждение].
| Raisonnement ou Syllogisme (Schluß) [Умозаключение,
| или силлогизм (заключение)].
|
| Отметить еще забавные попытки автора оправдать, as it were *, Гегеля от обвинений, в „реализме" (читай: материализме). У Гегеля «философия в целом является силлогизмом. И вот в этом силлогизме логика есть всеобщее, природа — особое, а дух — индивидуальное» (стр. 123). Автор „разбирает" (= жует) последние фразы Логики о переходе от идеи к природе. Выходит, что ум через природу (в природе) познает идею = закономер- ность, абстракции etc... Караул, почти материализм!!... «Рассматривать природу в себе, абстра- гируя от духа, — не значит ли это тем самым вернуться к самому наивному реа- лизму?»
«Правда, вставляя между логикой и фи- лософией духа философию природы, Гегель тем самым становится на точку зрения реализма; но здесь нет никакой непосле- довательности с его стороны... Реализм Гегеля является лишь переходной сту- пенью. Это точка зрения, которая должна быть преодолена» (129).
«Что реализм заключает в себе относи- тельную истину, — это неоспоримо. Столь
* — так сказать. Ред.
естественная и всеобщая точка зрения не может быть случайным заблуждением человеческого духа... Чтобы преодолеть реализм, она» (la dialé ctique) «сначала должна будет дать ему полное развитие, и только таким образом она докажет необ- ходимость идеализма. Вот почему Гегель принимает время и пространство за общие определения природы, а не за формы ра- зума. Кажется, что в этом пункте он рас- ходится с Кантом, но это — лишь по ви- димости и на словах...»
... «Это объясняет, почему он» (Hegel) «говорит о чувственных качествах, как если бы они были реально присущи телу. Удивительно, что г-н Вундт обвиняет его по этому поводу в невежестве. Неужели ученый философ полагает, что Гегель никогда не читал Декарта, Локка или даже Канта? Если он реалист, то не в силу невежества, не из-за непоследовательно- сти, но лишь в виде переходного положе- ния и следуя методу» (130).
Сравнивая Гегеля с Спинозой, автор говорит: «Таким образом, Гегель и Спиноза равно подчиняют природу логике» (стр. 140), но-де у Гегеля логика есть логика не математическая, а логика противоречий, перехода „от чистой абстракции к реальности" (etc.). У Спинозы-де «с ним» (Spinosa) «мы оказываемся у антиподов идеализма» (138); ибо «мир духов» (у Спинозы) «нахо- дится рядом с миром тел, а не стоит над ним»...
... «Идея развития, столь характерная для гегельян- ства, лишена смысла для Спинозы»... (138).
Гегель развивает диалектику Платона («вместе с Пла- тоном признает необходимое сосуществование противо- положностей» 140) — к Гегелю близок Лейбниц (141).
Ноэль защищает Гегеля от обвинения в пантеизме... (вот-де как мотивируется это обвинение):
|