Остроумнои умно! 4 страница
Прелестно!
| Нет сомнений в реальности внешнего
| мира. Путается человек
| именно в диалектике общего
| и отдельного,
| понятия и
| ощущения etc., сущности и
| явления etc.
|
|
| (Стр. 146 [146], книга 8 — едва ли не вставленная после — глава 5, § 2—3.)
... «Труден вопрос () о том, как относится ма-
терия той или другой вещи к противоположному. Например, если какое-нибудь тело по своей потен- ции () здорово, а здоровью противостоит бо- лезнь, то не является ли тело тем и другим в воз- можности?...
... Далее, не является ли живой человек в возмож- ности () мертвым?»
(Стр. 181 [182]), книга 11, глава 1, § 12—14: ... «Математическое они» (философы) «помещают между идеями и чувственно воспринимаемым в качестве чего-то третьего, существующего вне идей и посюстороннего мира. И тем не менее нет еще третьего человека и третьего коня, кроме человека в себе (или коня в себе) и отдельного человека или коня. Но если дело обстоит не так, как они говорят, то чем же тогда приходится заниматься математику? Во всяком случае не посю- сторонним, ибо в нем ничто не существует так, как того ищут математические науки»...
Ibidem, глава 2, § 21—23:
... «Далее, спрашивается, существует ли что-нибудь кроме конкретного, или нет. Конкретным я называю материю и все материальное. Если не существует, то все преходяще, ибо все материальное во всяком слу- чае преходяще. Если же что-нибудь существует, кроме конкретного, то это, по-видимому, форма и об- раз. Но относительно этих последних трудно опре- делить, в каких вещах они присутствуют и в каких нет»...
Стр. 185—186 [185-186], книга И, глава 3, § 12 — математик оставляет в стороне теплоту, тяжесть и про- чие «чувственные противоречия» и имеет в виду «лишь количественное»... «точно так же обстоит дело и с су- ществующим».
Здесь точка зрения диалектического материализма, но случайно, не выдержано, неразвито, мимолетно.
|
Windelband в „Очерке истории древней философии" (Muller's Handbuch der Klassischen Altertumswis- senschaft *, V, I, S. 265) («Читальный зал» в Берн- ской библиотеке) подчеркивает, что в логике Арис-
— Справочник Мюллера по истории классической древности. Ред.
тотеля (die Logik) «имеет в качестве самой общей предпосылки тождество форм мышления и форм бытия» и цитирует „Metaphysik" V, 7: «,
»*. Это § 4. Швеглер пере- водит: Denn so vielfach die Kategorien ausgesagt wer- den, so vielfach bezeichnen sie eia Sein **. Перевод плох!
Подход к богу: Книга 12, глава 6, § 10—11:
... «Ибо как может происходить движение, если ничто действенное не является причиной? Ведь не может материя двигать сама себя, ее приводит в движение строительное искусство; точно так же не могут двигать сами себя месячное и земля, — их приводят в движение семя и оплодотворение»...
Leukipp (id., § 14) принимает вечное движение, но не объясняет, почему (§ 11).
Глава 7, § 11—19 — бог (стр. 213 [211]).
... «Вечное движение должно исходить от чего- то... вечного» (глава 8, § 4)... Книга 12, глава 10 — снова „переборка" основных вопросов философии; „знаки вопроса", так сказать. Очень свежее, наивное, сомневающееся изложение (чаще намек) разных точек зрения.
В книге 13 Аристотель снова возвращается к критике Пифагорова учения о числах (и Платона об идеях), отдельных от чувственных вещей.
первобытный: общее (понятие, идея) есть отдельное существо. Это кажется диким, чудовищно (вернее: ребячески) нелепым. Но разве не в том же роде {совершенно в том же роде) современный идеализм, Кант, Гегель, идея бога? Столы, стулья и идеи стола и стула; мир и идея мира (бог); вещь и „нумен", непознаваемая
* — «сколькими способами эти различные высказывания произво- дятся, столькими путями они указывают на бытие». Ред.
** — ибо столько же раз, сколько высказываются категории, столько же раз обозначают они бытие. Ред.
„вещь в себе"; связь земли и солнца, природы вообще — и закон, *, бог. Раздвоение по-
знания человека и возможность идеализма (= ре- лигии) даны уже в первой, э л ементарной аб- стракции [„дом" вообще и отдельные домы]
Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка (= понятия) с нее не есть простой, непо- средственный, зеркально-мертвый акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность отлета фантазии от жизни; мало того: воз- ' можность превращения (и притом незаметного, несозна- ' ваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию (in letzter Instanz ** = бога). Ибо и в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее („стол" вообще) есть известный кусочек фантазии. (Vice versa: нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке: ср. Писарев о мечте полезной, как толчке к работе, и о мечтательности пустой 169.)
Наивное выражение „трудностей" насчет „философии математики" (говоря по-современному): книга 13, глава 2, § 23:
... «Далее, тело есть субстанция, ибо оно обладает известной законченностью. Но как могли бы быть субстанциями линии? Они не могли бы таковыми быть ни в смысле формы и образа, подобно, например, душе, ни в смысле материи, подобно телу: ибо очевидно, что ничто не может состоять ия линий, или из плоскостей, или из точек»... (стр. 224 [220])...
* — логос. Ред. ** — в последнем счете. Рев,
| Книга 13, глава 3 разрешает эти трудности превос- ходно, отчетливо, ясно, материалистически (матема- тика и другие науки абстрагируют одну из сторон тела, явления, жизни). Но автор не выдерживает последова- тельно этой точки зрения.
Швеглер в своем комментарии (т. IV, стр. 303) говорит: Аристотель дает здесь позитивное из- ложение «своего взгляда на математическое: математическое есть нечто отвлеченное от чув- ственного».
Книга 13, глава 10 касается вопроса, лучше изложенного у Швеглера в комментарии (в связи с „Ме- taphysik" VII, 13, 5): наука касается только общего (ср. книга 13, глава 10, § 6), а действительно (субстан- циально) только отдельное. Значит, пропасть между наукой и реальностью? Значит, бытие и мышление несо- измеримы? „Истинное познание действительного невоз- можно? " (Швеглер, т. IV, стр. 338). Аристотель отве- чает: потенциально знание направлено на общее, актуально на особое.
Швеглер (ib.) называет hochst beachtenswert
сочинение F. Fischer: „Die Metaphysik, von empirischem Standpunkte aus dargestellt" * [год издания (1847)], который говорит о „реализме" Аристотеля.
Книга 14, глава 3, § 7:... «если в чувственных вещах вовсе не находится математическое, то почему же чув- ственным вещам присущи свойства математического?»... (стр. 254 [245]).
(Тот же смысл последней фразы книги, книга 14, глава 6, § 21.)
Конец „Метафизики".
# Friedrich Fischer (1801—1853), профессор фи- лософии в Базеле. В статье о нем Ргаntl'я
* — в высшей степени ценным сочинение Ф. Фишера: «Метафизика, изложенная о эмпирической точки з рения». Ред.
ха-ха!!!
(„Allgemeine Deutsche Biographie" *, т. 7, стр. 67) дается пренебрежительный отзыв о нем и гово- рится, что он-де «вследствие своего полнейшего неприятия субъективного идеализма чуть было не впал в противоположную крайность — в эмпиризм, чуждый идеальному».
* — «Всеобщая немецкая биография». Ред.
II
ЗАМЕТКИ О КНИГАХ, СТАТЬЯХ И РЕЦЕНЗИЯХ
Г.
Ф. ИБЕРВЕГ. «ОЧЕРК ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ» 170
|