Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 7 страница
«Но мы должны отдавать себе отчет в том, что именно понятие не является только непосредственным в истине, хотя оно и является простым, — но оно является таковым от духовной про- стоты, является по существу мыслью, возвратившейся в себя (непосредственно есть лишь это красное и т. д.); с другой стороны — понятие не является чем-то только самим внутрь себя рефлекти- рующим, вещью лишь в сознании; но оно существует также и само по себе, т. е. есть предметная сущность»... (245).
Понятие не есть нечто непосредственное (хотя поня- тие есть „простая" вещь, но это простота „духовная", простота идеи) — непосредственно только ощущение „красного" („это — красное") и т. п. Понятие не есть „только вещь сознания", но понятие есть сущность предмета (gegenstandliches Wesen), есть нечто an sich, „само по себе".
... «Эту мысль о природе понятия Платон не высказал столь определенно»... (245).
идеализм
и мистика
у Гегеля (и у
Платона)
| Подробно размазывает Гегель „натур-
| | философию" Платона, архивздорную
| | мистику идей, вроде того, что «сущ-
| | ность чувственных вещей суть треуголь-
| | ники» (265) [197] и т. п. мистический
| | вздор. Это прехарактерно! Мистик-идеа-
| | лист-спиритуалист Гегель (как и вся
| | казенная, поповски-идеалистическая
| | философия нашего времени) превозно-
| | сит и жует мистику — идеализм в исто-
| | рии философии, игнорируя и небрежно
| | третируя материализм. Ср. Гегель о Де-
| | мокрите — nil!! О Платоне тьма раз-
| | мазни мистической.
|
действитель- ное разумно 136
Говоря о республике Платона и о хо- дячем мнении, что-де это — химера, Гегель повторяет свое любимое:
... «Что действительно, то разумно. Но нужно знать, различать, что на деле действительно; в обывательской жизни все действительно, но существует различие между миром явлений и дей- ствительностью»... (274) [204].
ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Неверно-де ходячее мнение, что философия Аристо- теля есть „реализм" (299) [225], (id. стр. 311 [237] „эмпи- ризм") в отличие от идеализма Платона. ((Здесь опять Гегель явно многое натягивает под идеализм.))
Излагая полемику Аристотеля с учением Пла- тона об идеях, Гегель скрадывает ее материалистические черты (ср. 3 2 2 — 3 2 3 [244-245] и др.) 137.
| ((только
обернуть))
именно!
Гегель совсем скомкал критику платонов- ских „идей" у Аристотеля
| Проговорился: «Возвеличение Алек- сандра» (Александра Македонского, ученика Аристотеля)... «как бога не уди- вительно... Бог и человек вообще не столь далеки друг от друга»... (305) [231].
Идеализм Аристотеля Гегель ви- дит в его идее бога (326) [247]. ((Конечно, это — идеализм, но он объективнее и отдаленнее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще = матери- ализму.))
| Критика Аристотелем
| | „идей" Платона есть кри-
| | тика идеализма как
| | идеализма вообще:
| | ибо откуда берутся поня-
| | тия, абстракции, оттуда
| | же идет и „закон" и „необ-
| | ходимость" etc. Идеалист
| | Гегель трусливо обошел
| | подрыв Аристотелем (в его
| | критике идей Платона) ос-
| | нов идеализма.
| NB
| Когда один иде-
| | алист критикует
| | основы идеализма
| | другого идеалиста,
| | от этого всегда вы-
| | игрывает материа-
| | лизм. Ср. Аристо-
| | тель versus Платон
| | etc. Гегель versus
| | Кант etc.
| «Левкипп и Платон говорят, что движение вечно, но они не говорят, почему» (Aristoteles. „Metaphysik", XII, 6 и 7) — стр. 328 [248].
| Аристотель
| так
| жалко
| выводит бога
| против
| | материалиста
| Левкиппа и
| идеалиста
| Платона.
| | У Аристотеля
| тут
| эклектизм. А Гегель
| прикры-
| | воет слабость
| ради
| м и с т
| и к и!
|
| 256
| Диалектичен Сторонник диалектики, Ге-
| | не только пе- гель, не сумел понять диалекти-
| | реход от
| ма- ческого перехода о т материи
| | терии к
| со- NB к движению о т материи к
| | знанию,
| но и сознанию — второе особенно.
| | от ощущения Маркс поправил ошибку (или
| | к мысли
| etc. слабость?) мистика.
|
| Чем отличается диалектический переход от
| недиа-
| | лектического?
| Скачком. Противоречивостью.
| Пере-
| | рывом постепенности. Единством (тождеством)
| бытия
| | и небытия.
|
|
| Следующее место особенно ясно показывает, как Гегель покрывает слабости идеализма Аристотеля:
«Аристотель мыслит предметы, и, выступая в ка- честве мыслей, они выступают в своей истинности; это их *.
Это не означает, что предметы природы вследствие этого сами суть мыслящие су- щества. Предметы мыслятся мною субъек- тивно; тогда моя мысль есть также понятие вещи, и это последнее есть субстанция вещи. В природе понятие существует не как мысль в этой свободе, а имеет плоть и кровь; но
|