Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 5 страница
К вопросу о диалек- тике и ее объективном
значении...
I принцип развития...
II принцип единства...
+ Кроме того всеобщий принцип развития надо соединить, связать, сов- местить с всеобщим принципом единст- ва мира, природы, движения, материи etc.
NB
... «Движение Зенон рассматривал по преимуществу объективно диалектически»...
достоверностью, а необходимо по- нимать»... (314) [235].
4 способа опровержения движения у Зенона: 1. Движущийся к цели должен сначала пройти поло- вину пути к ней. А от этой половины сначала е е половину и т. д. без конца.
Аристотель ответил: пространство и время беско- нечно делимы ( *) (стр. 316 [236]), но не бесконечно разделены ( **), Бейль (Bayle. „Dictionnaire", t. IV, article Zenon114) называет ответ Аристотеля pitoyable ***, говоря
... " если бы мы провели бесконечное количест- во линий на дюйме материи, мы не произвели бы деления, превращающего в действительное беско-
| NB Сие можно и
должно
обернуть:
вопрос не о том,
есть ли движение,
а о том, как его
выразить в логике
Недурно! Откуда взято сие продолжение анек- дота? У Diogenes Laertius VI, § 39 и Секста Эмпири- ка, III, 8 (Гегель стр. 314 [235]) та- кого продолжения нет113. Не выду- мал ли Гегель?
| понятий
... «Движение само есть диа- лектика всего сущего»... Зенон и не думал отрицать движение как «чувственную достоверность», во- прос стоял лишь „nach ihrer (движе- ния) Wahrheit" — (об истинности движения) (313) [234]. И на следу- ющей стр., рассказывая об анекдо- те, как Диоген (циник из Синопа) опровергал движение ходьбой, Гегель пишет:
... «Но анекдот продолжают еще и так: когда один ученик был удовлетворен этим опроверже- нием, Диоген стал его бить пал- кой на том основании, что, так как учитель спорил с основа- ниями, то он и возражения ему должен был представить также основательные. Поэтому не сле- дует удовлетворяться чувственной
* — в возможности. Ред. ** — в действительности. Рев, * ** — жалким. Ред.
нечное то, что, согласно ему, было только потен- циально бесконечным»... И Гегель пишет (317) [237]: «Это если великолепно!»
т. е. де, если деление!!
| довести
| до
| конца
| бе
| с
| к
| О
| н е
| ч
| н
| о
| е
| ... «Сущность времени и пространства есть движение, потому что оно всеобще; понять его значит высказать его сущность в форме понятия. Движение как понятие, как мысль высказывается в виде единства отрицатель- ности и непрерывности; но ни непрерывность, ни точечность сами по себе нельзя пола- гать в качестве их сущности»... (стр. 318—319 [238]).
верно!
„Понять значит выразить в форме понятий". Движе- ние есть сущность времени и пространства. Два основ- ных понятия выражают эту сущность: (бесконечная) непрерывность (Kontinuital) и „пунктуальность" (= от- рицание непрерывности, прерывность). Движе- ние есть единство непрерывности (времени и простран- ства) и прерывности (времени и пространства). Движе- ние есть противоречие, есть единство противоречий.
|
Неправ Ueberweg — Heinze, 10 изд., стр. 63 (§ 20), говоря, что Гегель „защищает против ВауГя Ари- стотеля". Гегель опровергает и скептика (Бейля) и антидиалектика (Аристотеля).
Ср. Gomperz. „Les penseurs de la Grece", стр... 115, вынужденное, из-под палки, признание единства про- тиворечий, без признания (из трусости мысли) диа- лектики...
|
2. Ахилл не догонит черепахи. „Сначала ½ " и т. д. без конца.
Аристотель отвечает: догонит, если ему позволят „перейти границу" (стр. 320 [240]).
И Гегель: «Этот ответ правилен, содержит в себе все» (стр. 321 [240]), — ибо действительно половина становится здесь (на известной ступени) „грани- цей" '...
ср. возраже- ния Чернова Энгельсу 116
| ... «Когда мы вообще рассуждаем о движении, то мы говорим: тело нахо- дится в одном месте и затем оно пере- ходит в другое место. В то время, как оно движется, оно не находится больше в первом месте, но не находится также и во втором; если оно находится в од- ном из обоих мест, то оно покоится. Сказать, что оно между обоими, значит ничего не сказать, потому что в таком случае оно снова в одном месте; стало быть, налицо то же самое затруднение. Двигаться же означает быть в этом месте, и в то же время не быть в нем; это — непрерывность пространства и времени, и она-то именно и делает возможным движение» (стр. 321—322 [241]).
Движение есть нахождение тела в данный моментв данном месте, в другой, следующий, момент в другом месте — таково возражение, которое Чернов повторяет (см. его „Философские этюды") вслед за всеми „метафизическими" противниками Гегеля.
Это возражение неверно: (1) оно описывает результат движения, а не само движение; (2) оно не показывает, не содержит в себе возможности движения; (3) оно изображает движение как сумму, связь состояний покоя, т. е. (диалектическое) противоречие им не уст- ранено, а лишь прикрыто, отодвинуто, заслонено, за- навешено.
«Что составляет всегда затруднение, так это — мышление, потому что оно связанные в действительности моменты предмета рас- сматривает в их разделении друг от друга» (322) [242].
Мы не можем представить, выразить, смерить, изо- бразить движения, не прервав непрерывного, не упро- стив, угрубив, не разделив, не омертвив живого. Изо- бражение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление, — и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия.
II в этом суть диалектики. Э т у - т о суть и выражает формула: единство, тождество противопо- ложностей.
3. «Летящая стрела покоится».
И ответ Аристотеля: ошибка от допущения, будто «время состоит из отдельных теперь» ()
стр. 324 [243].
4. 1/2 равна двойному: движение, измеряемое по сравне-
нию с неподвижным телом и по сравнению с те- лом, движущимся в обратном направлении.
В конце § о Зеноне, Гегель сопоставляет его с К а н- т о м (его-де антиномии «не больше, чем то, что уже здесь сделал' Зеяон»).
Общий вывод диалектики элеатов: „истинное едино, другое неистинно" — «подобно тому, как кантовская философия имела своим результатом: «Мы познаем лишь явления». В общем один и тот же принцип» (стр. 326 [244]).
Но есть и разница.
«У Канта духовное есть то, что раз-
Кант и его субъекти- визм, скеп- тицизм etc.
| рушает мир; по Зенону мир явления в себе и для себя не истинен. По Канту наше мышление, наша духовная дея- тельность есть дурное; — ставить по- знание ни во что есть чрезмерное сми-
рение духа»... (327) [244-245]. Продолжение элеатов в Левкиппе и у софистов...
ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА
После Зенона (? он жил после Гераклита?) 117 Гегель переходит к Гераклиту и говорит:
«Она» (диалектика Зенона) «может быть также названа еще субъективной диалектикой, поскольку
она принадлежит рассматривающему субъекту,
и единое без этой диалектики, без этого движения, есть одно, абстрактное тождество»... (328) [245]. а раньше говорилось, см. цитату с стр. 309 [231] и др., что у Зенона объективная диалектика. Тут есть какое-то архитонкое „distinguo" *. Ср. следующее:
«Диалектика: а) внешняя диалектика, резо- нирование вкривь и вкось, в которой не раство- ряется душа самой вещи; ) имманентная диалек- тика предмета, относимая однако (NB) к способу рассмотрения субъекта; ) объективность Гера- клита, т. е. диалектика, понимаемая сама как принцип» (328) [246].
) субъективная диалектика
) в предмете есть диалектика, но я не знаю, мо- жет быть это Schein **, лишь явление etc.
) вполне объективная диалектика как принцип всего сущего
| (У Гераклита): «Здесь перед нами открывается новая земля; нет ни одного положения Ге- раклита, которое я не принял бы в свою Логику» (328) [246]. «Гераклит говорит: все есть становление; это становление есть принцип. Это заключено в выражении: бытие столь же мало есть, как небы- тие»... (стр. 333 [249]). Познание того, что бытие и небытие суть только лишенные истины абстракции, первым же истинным является только становление, представляет собой большое достижение. Рассудок считает, что оба в отдель- ности истинны и имеют значимость; напротив, разум познает одно в другом, познает, что в одном содер- жится его другое» (NB „его другое"), — «вот почему следует Вселенную, Абсолютное определять как стано- вление» (334) [250].
* — «я различаю». Ред. ** — кажимость, видимость. Ред.
«Аристотель говорит („De mundo" 118, глава 5), что Ге- раклит вообще «связывал целое и нецелое (часть)», ... «сходящееся и расходящееся, созвучное и дис- сонирующее; и из всего (противоположного) будет одно, и из одного все»» (335) [250]. Платон в „Симпосионе" приводит взгляды Гера- клита (между прочим, применительно к музыке: гар- мония состоит из противоположностей) и выражение, что-де „искусство музыканта соединяет различное" 119.
Гегель пишет: это не возражение про- тив Гераклита (336) [251], ибо различ- ное есть сущность гармонии:
Очень верно и важно: „другое" как свое другое, раз- витие в свою
противо- положность
| «Эта гармония как раз есть абсолют-
ное становление, изменение, — не ста- новление другого, сейчас одно, а затем другое. Существенно то, что каждое отличное, особое отлично от какого- либо другого, но не абстрактно от какого-либо другого, а от своего дру- гого; каждое существует лишь по- стольку, поскольку в его понятии со-
держится его другое»...
«Также и в отношении тонов; они должны быть различны, но так, чтобы они могли быть едиными»... (336) [251]. Стр. 337 [252]: между прочим, Секст Эм- пирик (и Аристотель) причислены к... «лучшим сви- детелям»...
Гераклит говорил: „die Zeit ist das erste korperliche Wesen" * (Секст Эмпирик) — стр. (338).
korperliche — „неловкое" выражение (может быть-де (NB) скептиком выбранное (NB)), — но-де время „das erste sinnliche Wesen"... **
... «Время есть чистое становление, как созерцае- мое»... (338) [252].
По поводу того, что Гераклит считал процессом огонь, Гегель говорит: «Огонь есть физическое время; это абсолютное беспокойство» (340) [253], — а дальше, по поводу натурфилософии Гераклита:
* — «время есть первая телесная сущность». Рев, •* — «первая чувственная сущность».,, Ред.
... «Она» (Natur *) «есть процесс в самой себе»... (344) [253]... «природа есть это никогда не находя- щееся в состоянии покоя, и все есть переход из одного в другое, из раздвоения в единство и из единства в раздвоение»... (341) [254].
«Понять природу, значит: изобразить ее как процесс»... (339) [253]. Тут-де узость естествоиспытателей:
... «Если послушать их» (Naturforscher **), «то они наблюдают, говорят только то, что видят; но это не верно, они бессознательно преобразуют непосредственно виденное с помощью понятия. И спор ведется не о противоречии между наблю- дением и абсолютным понятием, а о противоречии между ограниченным фиксированным понятием и
абсолютным понятием. Они доказывают, что пре- вращений не существует»... (344—345) [256]. ... «Вода, раздвояющаяся в своем процессе, обна- руживает водород и кислород: — последние не воз- никли, а существовали уже раньше как таковые, как пасти, из которых состоит вода» (так передразнивает Гегель естествоиспытателей)...
«Так происходит со всяким словесным выраже- нием восприятия и опыта; поскольку человек го- ворит, в его словах содержится понятие; понятия нельзя не допустить, воспроизведенное в сознании всегда содержит в себе налет всеобщности и ис- тины».
Очень верно и важно — именно это повторял попу- лярнее Энгельс, когда писал, что естествоиспытатели должны знать, что итоги естествознания суть понятия, а искусство оперировать с понятиями не прирожде- но, а есть результат 2000-летнего развития естествозна- ния и философии 120.
У естествоиспытателей узко понятие превращения и нет понимания диалектики.
|
* — природа. Рей. ** — естествоиспытателей, Ред,
... «Он» (Heraklit) — «тот, кто впервые выразил при- роду бесконечного и впервые также понял природу как в себе бесконечную, то есть понял ее сущность — как процесс»... (346) [257].
О «понятии необходимости» — ср. стр. 347 [258]. Герак- лит-де не мог видеть истину в «чувственной достовер- ности» — но в „необходимости"
*
„а б с о л ю т- н а я связь"
| «абсолютное опосред- ствование» (348) [258].
NB
NB:
Необходи- мость = „об- щее бытия" (всеобщее в бытии) (связь, „абсолютное опосредство- вание")
| «Разумное, истинное, которое я знаю, есть, правда, возвращение из предмет- ного, как из чувственного, единичного, определенного, сущего. Но то, что разум знает внутри себя, есть в такой же мере необходимость, или всеобщее бытия, это есть сущность мышления, как это есть также сущность мира» (352) [261].
ЛЕВКИПП
368 [268]: «Развитие философии в исто- рии должно соответствовать раз- витию логической философии; но в последней должны быть места, которые выпадают в развитии в истории».
Развитие фи- лософии в ис- тории „долж- но соответст- вовать" (??) развитию логической философии
Тут очень глубокая и верная мысль в сущности ма- териалистическая (действительная история есть база, основа, бытие, за коим идет сознание).
Левкипп (Leucipp) говорит, что атомы невидимы «вследствие малости их тела» (369), — а Гегель возра-
* — (рок) — ((логос)). Ред.
жает, что это „Ausrede" (ib.), что „Eins" * нельзя видеть, что „das Princip des Eins" „ganz ideell" ** (370), что Левкипп не „эмпирик", а идеалист.
?? натяжка идеалиста-Гегеля конечно, натяжка.
([Натягивая Левкиппа под свою логику, Гегель распро- страняется насчет важности, „величия" принципа (368) [265] Fursichsein ***, видя его у Левкиппа. Пахнет натяжкой отчасти. ] ****
Но есть и зерно истины: оттенок („момент") отдель- ности; прерыв постепенности; момент сглажения про- тиворечий; прерыв непрерывного, — атом, единица. (Ср. 371 i. f. [268]): — «Единица и непрерывность суть противоположности»...
Логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде; нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от Ideenmystik *****: это еще большая работа).
материализм (Гегель боит- ся слова: чур меня)
versus атомистика
«Атомистика противопоставляет себя поэтому вообще представлению о сотво- рении мира и сохранении мира силой чуждого существа. Естествознание впер- вые чувствует себя в атомистике осво- божденным от необходимости указать основание существования мира. Ибо если представлять природу сотворенной и сохраняемой чем-либо другим, то ее следует представлять как не суще- ствующую самое по себе, а как имею- щую свое понятие вне себя, т. е. как имеющую чуждое себе основание, она как таковая не имеет основания, она
* — «отговорка» (там же), что «одно». Ред. ** — «принцип одного» «совершенно идеален». Ред, *** — для себя бытия. Ред. * * * * Текст в квадратных скобках в рукописи перечеркнут. Ред, * * • * * — мистики идей, Ред,
постижима лишь из воли другого: та- кова, какова она есть, она случайна, без необходимости и понятия в самой себе. В представлении же атомистики заключается представление о в-себе- бытии природы вообще, т. е. мысль находит в ней себя самое»... (372—373) [269].
Излагая Diogenes Laertius, IX, § 31 — 33 — атомистику Левкиппа, „вихри" (Wirbel — ) * атомов, Гегель не ви-
дит в. этом никакого интереса («ни- какого интереса»... «пустое изображе- ние», «смутные запутанные представле- ния» — стр. 377 i. f. [271-272]).
Слепота Гегеля, однобокость идеа- листа!!
NB
ДЕМОКРИТ
Демокрита Гегель behandelt совсем уже stiefmü tter- lich **, всего стр. 378—380 [270—272]! Невыносим идеа- листу дух материализма!! Приведены слова Демокрита (стр. 379 [272]):
«Согласно мнению () суще- ствует теплое, согласно мнению существует холодное, согласно мне- нию — цвет, сладкое и горькое; согласно же истине () — только неделимые и пустота» (Sextus Empi- ricus. Adversus Mathematicos, VII, § 135) 121.
И делается вывод:
... «Итак, мы видим, что Демокрит выразил более определенно разли- чие моментов в-себе-бытия и бы- тия-для-другого»... (380) [272].
* Diogenes Laertius (стр. 235) «vertiginem» — латинский перевод. * * — трактует совсем уже как мачеха. Ред,
,. дурной идеализм"
(мое ощущение) ср. Мах 122
Гегель
versus
Е. Mach... **
NB:
родовое по- нятие есть „сущность природы",
есть закон...
Этим-де „открыта дверь" „дурному идеализму", что — „meine Empfindung, mein"... *
... «Положено чувственное, лишенное понятия многообразие ощущения, в ко- тором вовсе нет разума и до которого этому идеализму более нет дела».
ФИЛОСОФИЯ АНАКСАГОРА
Анаксагор. *** — „причина мира
и всякого порядка", и Гегель поясняет:
... «Объективная мысль... разум в мире, также и в природе или, как мы говорим о родах в природе, они суть всеобщее. Собака есть животное, это — ее род, ее субстанциальное; — она сама есть это. Этот закон, этот рассудок, этот разум сам имманентен природе, есть сущность природы; она не фор- мируется извне, подобно тому, как люди делают стул» (381—382).
„ то же, что душа" (Аристотель
об Анаксагоре) — стр. 394 [289]
и... **** пояснение этого скачка, от общего в природе к душе; от объективного к субъектив- ному; от материализма к идеализму. C'est ici que ces extremes se touchent (et se transforment!) *****.
|
По поводу гомеомерпй 123 Анаксагора (ча- стицы того же рода, что целые тела) Гегель пишет:
* — «мое ощущение,. мое»... Ред. * * — по отношению к Э. Маху... Ред. *** — разум. Ред. **** Одно слово в рукописи В. И. Ленина осталось не расшифрован- ным Ред.
***** — Именно здесь крайности сходятся (и преобразуются'). Ред.
«Превращение следует брать в двояком смысле, в смысле существования и в смысле понятия»... (403—404). Например-де, гово- рят, воду можно убрать — камни останут- ся; голубую краску убрать, красная и т. д. останется.
|