![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогический процесс, его структура, компоненты и этапы.
Процесс (от лат.) – продвижение, движение вперед, изменение. Педагогический процесс – целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменение ребенка в результате активной жизнедеятельности, при ведущей и направляющей роли воспитателей. Пед. процесс имеет следующую структуру:
Процесс воспитания Процесс обучения
Процесс развития
Самовоспитание; Самообразование Педагогический процесс включает следующие компоненты: цель Þ принципы Þ содержание Þ формыÞ методы Þ средства Þ результат. Цель – конечный результат педагогического взаимодействия. Принципы – требования, предъявляющиеся к организации и осуществлению пед. процесса. Содержание – часть научного, социального, культурного и др. опыта поколений, которая передается от учителя учащимся. Формы – внешняя характеристика взаимодействия. Методы – способы взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которых передается и принимается содержание. Средства – материализованная предметная база, использующаяся в единстве с методами для работы над содержанием. Главными этапами пед. процесса являются: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительномэтапе осуществляются целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса. Основной этап: постановка целей и разъяснение задач предстоящей деятельности учащимся; взаимодействие педагогов и учеников; использование запланированных форм, методов и средств пед. процесса; стимулирование деятельности школьников; педагогический контроль. Заключительный этап – анализ достигнутых результатов с целью выявления проблем и недостатков, а также выделение и упрочение положительных характеристик осуществления пед. процесса
Содержание развития человека. Человек – биологическое существо, характеризуется диалектическим единством биологического и социального. Биологическое – проявляется в процессе функционального созревания и формирования человека, отражается в специфических биологических чертах. Социальное – включает приобретенные социальные свойства и качества. Не врожденные, а сформированные прижизненно. Индивид (от лат. единичность) — это отдельный представитель человеческого рода безотносительно к его качествам. Понятие «индивидуальность» - включает в себе то особенное, что отличает одного человека, от другого, одну личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость, и обуславливает специфический стиль её деятельности и поведения. Понятие «личность» - характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно. .е. относительно понятия «человек», которое включает как биологическое, так и социальное, «личность» – только социальное. Отсюда однозначное заключение: личностью человек не рождается, личностью становится Исходя из рассмотренных понятий, содержание развития человека мы можем представить следующим образом:
Развитие - процесс количественных и качественных изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом строении человеческого организма, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений. 5 Пути, источники и факторы развития личности.
Выделяются два основных пути становления личности – филогенез и онтогенез. Филогенез (орт греч. phyle - род, племя, вид + genesis – происхождение) – исторический путь, проделанный человечеством, эволюция человеческого рода. Филогенез отражается в жизненных проявлениях современной личности, в форме ее исторической памяти, мировосприятия, в подсознательном реагировании на окружающий мир, природу. Онтогенез – (от греч. ontos – сущее и genesis – происхождение, рождение) – путь развития отдельно взятого индивида от зарождения его жизненных сил, их проявления, до высшего расцвета (акме) и угасания. В качестве источников становления личности выступают деятельность, пережившим и социальная ситуация развития. Деятельность – важнейшая сфера развития личности, форма активного Переживание – особая форма активности человека, выраженная эмоциональным состоянием, которое выступает в его сознании как событие собственной жизни. Социальная ситуация развития – специфический для каждого возрастного периода социокультурный контекст, образовательная среда, которая определяет образ жизни, опыт деятельности, систему отношений. Развитие личности осуществляется под влиянием факторов. В педагогике выделяют внешние и внутренние факторы развития личности: · наследственность (генотип); · активность самой личности в собственном развитии. · среда (социокультурное пространство); · воспитание и обучение; Генотип – (от греч. genos – происхождение, typos – форма, образец) совокупность генов данного организма, полученная в наследство от родителей (генетическая конституция и т.д.). Активность человека – (от лат. activus – деятельный, энергичный) – деятельное состояние преобразования действительности, принимающее ведущее участие в развитии человека, становлении его личности. Среда – совокупность жизненных условий, конкретное физическое, природное и социокультурное пространство, в котором человек проявляет свою индивидуальность, реализует себя как личность. Воспитание – передача социального и культурно-исторического опыта из поколения в поколение. Воспитание – целенаправленный и систематический процесс воздействия на человека с целью формирования у него мировоззренческих позиций и определенных личностных качеств Сущность, особенности, содержание и этапы процесса воспитания. Воспитание (в широком значении) – функция человеческого опыта по передаче социально-культурного опыта от старшего поколения к младшему. Воспитание (в узком значении) – целенаправленный сознательно организуемый педагогический процесс по формированию личностных качеств воспитанников. Особенности процесса воспитания: · целенаправленность процесса воспитания; · двусторонность процесса воспитания; · непрерывность и длительность процесса воспитания; · переход внешнего объективного во внутреннее субъективное; · многофакторный характер процесса воспитания; · результаты воспитательного процесса неоднозначны; · отдаленность результатов; · комплексность. Содержание воспитания – система знаний, взглядов, убеждений, ценностных отношений, умений, навыков и устойчивых привычек поведения, качеств, которыми личность овладевает согласно поставленным целям и задачам. Знания – факты, понятия, теории о природе, человеке, обществе. Взгляды – оценочные суждения личности по поводу норм, правил, вкусов (хорошо/плохо, правильно/неправильно/, красиво/некрасиво). Убеждения – принятые личностью знания, которыми она руководствуется в деятельности. Мировоззрение – система взглядов человека на мир, совокупность его научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных и других убеждений и идеалов. Ценностное отношение – устойчивая, избирательная, предпочтительная связь человека с материальным или духовным объектом, когда этот объект приобретает для человека личностный смысл, расценивается как значимый для его жизни. Привычки поведения – автоматизированные действия, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью и не вызывает трудностей волевого или познавательного характера. Личностное качество – единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных способов их реализации, которое определяет поведение человека в любых изменяющихся условиях. В результате усвоения содержания воспитания формируется базовая культура. Базовая культура личности – основы человеческой культуры (культурный минимум), усвоенные личностью для его дальнейшего развития и самоопределения в обществе. Базовая культура
Включает: (Содержание воспитания на основе Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь) 1. Морально-этическая культура (нравственное воспитание) 2. Национальная культура (язык, письменность, достижения искусства, науки и техники, знание истории, традиций и обычаев.) 3. Гражданская культура (правовое воспитание) 4. Психологическая культура (социальное воспитание) 5. Культура труда (трудовое воспитание) 6. Культура семейных отношений 7. Гендерная культура (обоснование физиологических, психологических и этических особенностей юношей и девушек, свойственных им качеств, манер, черт характера и т.д.) 8. Культура здорового образа жизни (валеологическое воспитание) 9. Эстетическая культура 10. Экологическая культура Но следует помнить, что человек – это целостный мир, он не воспитывается по частям, но в единстве четырех его интегративных составляющих: ум (интеллектуальная сфера), воля (волевая сфера), эмоция (эмоциональная сфера), духовность – это и есть содержательная сторона воспитания. Этапы процесса воспитания: · формирование когнитивного уровня воспитанности (формирование знаний нравственных, правовых, экологических, эстетических и т.д.) · формирование эмоционального уровня воспитанности (формирование чувств и отношений на основе полученных знаний) · формирование поведенческого уровня воспитанности (реализация знаний и отношений через конкретные поступки и действия). Идеальная цель и одновременно объективная потребность современного процесса воспитания – формирование разносторонней и гармонично развитой личности.
|