![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологическое воспитание учащихся.
На современном этапе жизнь ставит перед нами семь экологических проблем: 1) проблема продовольствия, 2) проблема энергии, 3) проблема ресурсов; 4) проблема демографии; 5) проблема генофонда; 6) проблема биосферы; 7) проблема здоровья человека. На фоне существующих экологических проблем особую актуальность приобретают сегодня экологическое образование и экологическое воспитание всех слоев населения. Экологическое воспитание – целенаправленная систематическая деятельность по формированию личности, готовой к практической экологической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению состояния окружающей среды. Цель экологического воспитания – формирование у школьников экологической культуры, состоящей из экологического сознания, экологического мышления, экологической деятельности личности. Экологическое сознание включает в себя: · экологические знания (факты, сведения, выводы, теории взаимодействия в мире животных и растений, в окружающей среде); · эстетические чувства (понимание и оценивание красоты природы, своей гармонии с окружающим миром); · экологическую ответственность (предвидение и предотвращение возможных отрицательных последствий влияния человека на окружающую среду). Экологическое мышление – умение осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных, делать выводы относительно состояния природы и разумного взаимодействия с ней. Экологическая деятельность – активная природоохранительная деятельность и грамотная пропаганда экологических знаний. Задачи экологического образования и экологического воспитания школьников: · формирование у учащихся интереса к изучению законов природы; содействие в осознании ими значимости природы как среды обитания человека; · развитие у детей чувства ответственности за состояние окружающей среды, за собственные жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих; · формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к природе, содействие восприятию ими природы как эстетического совершенства; · стимулирование активного участия школьников в природоохранительной деятельности и пропаганде экологических знаний. В условиях современной системы образования выделяются два пути экологического воспитания школьников: 1) учебный процесс; 2) внеклассная и внешкольная воспитательная работа с учащимися. Формы воспитательной работы при этом могут быть как систематического, так и периодического характера. К систематическим формам работы по экологическому воспитанию учащихся относятся: · деятельность экологических клубов («Родная природа», «Наш край», «Зеленый дом» и т.д.), которые могут создаваться при школах, лесничествах, центрах детского творчества, станциях юных натуралистов. · разработка экологической тропы. При создании тропы учитывается наличие следующих условий: определение природных объектов для изучения, организация протяженности тропы в 2-3 км., доступность тропы транспортным средствам или же возможность разработки пешеходного маршрута, сбор интересного и научно-познавательного материала для содержания экскурсии. При этом необходимо продумать благоустройство тропы (места отдыха, ботанические площадки, участки с привлекательным ландшафтом и т.д.); · деятельность туристско-краеведческих кружков и секций, изучающих природу родного края, ведущих наблюдения за ее состоянием, осуществляющих распространение экологических и краеведческих знаний; · работа отрядов «Зеленый патруль», осуществляющих санитарную охрану окружающей среды; выявляющих уровень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха в районе проживания; оказывающих скорую помощь зверям и птицам в зимних условиях. К числу периодических форм работы по экологическому образованию и воспитанию школьников относятся: – беседы, викторины и конкурсы на экологическую тематику («Природа и фантазия», «Читаем Красную книгу», «Зеленая аптека», «Необыкновенные звери», «Человек и природа», «Экологическая газета» и др.); – трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории и жилого района; – дискуссии и диспуты («Будущее планеты в наших руках», «Человек и природа: трагедия или гармония» и др.); – литературно-музыкальные композиции и тематические вечера («Мир природы – мир красоты», «Тема природы в произведениях художников и поэтов» и др.); – встречи и беседы со специалистами (экологами, работниками лесного хозяйства, сотрудниками агропромышленного комплекса и т.д.); – экскурсии на природу с выполнением различных заданий; – читательские конференции по произведениям художественной литературы, посвященным миру природы.
|