Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проанализируйте перспективы трансформации системы разделения властей в Российской Федерации






 

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Система разделения властей – конституционные механизмы обеспечения автономности и взаимодействия ветвей власти. Теория разделения властей – способ обдумывания разделения властей (Теория Монтескье).

Разделение властей - это принцип организации отношений между различными, несводимыми друг к другу ветвями власти, и одновременно, организация отношений между высшими органами государственной власти. С политической точки зрения смысл в разделении властей — это недопущение тирании, предотвращение узурпации власти. С управленческой точки зрения это эффективное распределение разных функций между специализированными органами власти (их функциональная специализация).

Классическая концепция разделения властей предполагает строгую функциональную специализацию, наличие трех ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной), их равенство и взаимонезависимость.

В современном государстве сохраняют свое значение два основных принципа разделения властей - это необходимость разделения властных ресурсов с целью предотвращения их монополизации и абсолютною господства, основанного на произволе и необходимость организационного и функционального обособление властных структур с целью более специализированного, профессионального и эффективного управления. Правда реализация этих принципов в современном государстве приобретает формы, которые отличаются от представления философов, 18 века.

Первая характеристика современного разделения властей — это организация тесного взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. Например, в США это взаимодействие основано на их разделении, во Франции на сотрудничестве, что в итоге сводится к особенностям национальных систем государств энного управления. Конституции многих стран (в том числе и российская) содержат норму о возможности роспуска законодательного органа и вынужденной отставки правительства, что способствует эффективности управления, но имеет мало общего с классическим представлением о взаимонезависимости властей.

Вторая характеристика - это усиление исполнительной власти в ущерб другим ветвям и, прежде всего законодательной власти. В традиционной концепции разделения властей законодательная власть разрабатывает и принимает законы, а 'исполнительная занимается их реализацией, судебная контролем и наказанием за нарушение. На практике, в большинстве современных государств, органы исполнительной власти разрабатываю; 80-90% законопроектов, что связано с тем, что депутаты не обладают достаточной компетентностью для разработки всех деталей, также с неспособностью коллегиальных органов (они обладают переменным составом) самостоятельно создавать и принимать непротиворечивые документы. Кроме того, значение актов исполнительной власти постоянно увеличивается - существует сфера исключительной компетенции исполнительной власти (правительства), куда парламент не вправе вмешиваться или не вмешивается по традиции. Еще одно распространенное явление - ситуация, когда подзаконный акт фактически имеет большее влияние на практику госуправления, чем предшествующие ему законы. В России - это указы Президента, постановления Правительства, а также многочисленные ведомственные акты, акты субъектов и местных органов исполнительной власти. Парламенты, де-факто лишаясь законотворческих функций все большую роль играют в качество органов контроля за деятельностью исполнительной власти и в качестве общественной трибуны (публичное обсуждение наиболее актуальных проблем общества) Контроль осуществляется через депутатские запросы, специальные парламентские комиссии и т.д.

Остается зависимой от других ветвей власти и судебная: раздробленность на разные виды судебных органов, которые не объединены в одну систему (суды общие, административные, конституционные, военные), назначение судей зависит от исполнительной и законодательной власти.

Третья характеристика - поя вление новых центров власти и управления, которые не могут быть отнесены ни к одной из трех классических ветвей: это - Глава государства в странах, где он обладает значительными собственными полномочиями и не сливается с исполнительной властью (один из примеров - Россия), специализированные вертикальные структуры не подчиненные ни правительству, ни главе государства, ни парламенту; двухпалатные парламенты (палаты обладают разными полномочиями и часто конфликтуют друг с другом)

Проблемы. Принцип разделения властей одновременно может служить объективной базой для зарождения и развития конфликтов: споры о компетенции органов, «война актов», споры о формах и процедурах органов власти, отношения с политическими партиями и движениями и др. В разрешении конфликтов всегда активно действующим субъектом являются госорганы. В условиях разделения властей разрешение конфликтов осуществляется предпочтительно правовыми, а не силовыми средствами. Существует также и ряд условий, которые способствуют развитию конфликта властей (переходные состояния госразвития, причиной которых является экономический, политический или военный кризисы; незрелость демократических начал в обществе, неразвитость политической системы и др). Чтобы предотвратить конфликты госорганы должны осуществлять свою деятельность в условиях широкой публичности и информирования граждан, учитывать общественное мнение. На этапе подготовки правовых решений должно происходить взаимодействие властей (создание совместных рабочих групп, комиссий и т.п.). Должны использоваться различные организационные формы сотрудничества. В предотвращении конфликтов не последнюю роль играет судебная власть - у нее имеются специальные полномочия.

Способы разрешения конфликтов: переговорный путь (создание специальных комиссий и др.); применение властных полномочий сторон (приостановление или отмена принятого акта), обращение в Конституционный Суд, предложение о заключении договора о спорном вопросе; поиск согласованных решений не только парламентом, президентом и правительством, но и между ними и общественными силами (партии, профсоюзы); радикальный способ - реорганизация, и приостановление или даже упразднение органов.

Перспективы:

1) универсальные (общемировые) – дальнейшая дифференциация разделения властей в рамках государственного механизма. Появляются три новые ветви власти: прокуратура, система изберкомов, система центробанка. Идут процессы усложнения общественных отношений – механизмы балансировки становятся сложнее.

2) активное включение негосударственного управления (негосударственные органы власти)

- органы власти обязаны реагировать на сообщения СМИ,

- местное самоуправление,

- общественные организации (общественные палаты различных уровней),

- экспертная власть (фактические решения экспертов)

3) централизация различных ветвей власти (иерархизация), президент, а под ним все остальные органы власти.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал