Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обеспечение результативности антикоррупционной политики (на примере отдельной сферы государственного управления).
Антикоррупционная политики – это разработка и осуществление последовательных мер государства и общества с целью устранения (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию. Такие меры включают в себя: 1) разработку на определенный период антикоррупционной программы; 2) разработку планов мероприятий, конкретизирующих антикоррупционную программу; 3) контроль реализации антикоррупционной программы и планов с внесением в них необходимых корректив и оценки степени реализованности; 4) деятельность уполномоченного органа по противодействию коррупции; 5) деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией; 6) судебную практику в части применения ответственности за коррупционные деяния; 7) деятельность контролирующих инстанций; 8) мониторинг состояния коррупции; 9) антикоррупционное просвещение и воспитание. Коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширятся, поэтому должны быть созданы механизмы, которые позволят уменьшить масштабы коррупции. Абсолютная победа над коррупцией невозможна и более того, в нормальном состоянии власти и общества коррупция является технологически полезным сигналом о неполадках в методах работы власти. Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией (за окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции), коррупцию нельзя ограничить только законодательными мерами и борьбой с ее проявлениями. Борьба с коррупцией достигнет успеха, если она будет всеохватна, комплексна, постоянна и на это будут направлены все силы власти и общества. Говоря об эффективности антикоррупционной политики следует брать во внимание то, что коррупция это не только подкуп и продажность государственных и муниципальных служащих, но и иные злоупотребления лиц, имеющих публичный статус (в том числе в государственных и муниципальных предприятиях и некоммерческих организациях), связанные с незаконным получением (присвоением) ими имущества, услуг или льгот вопреки интересам службы. Эффективная борьба с коррупцией требует системного подхода и применения комплексных методов, в том числе научных. Борьба с коррупцией должна базироваться на следующих принципах: не должны ущемляться или ограничиваться законные права и свободы человека и гражданина; эффективность противодействия коррупции может быть обеспечена только согласованными действиями госорганов, общественных организаций и граждан государственная система борьбы с коррупцией предусматривает осуществление госполитики, направленной на устранение и нейтрализацию факторов, способствующих развитию коррупционных действий; правовая база борьбы с коррупцией должна учитывать смену с-э и политической ситуации в гос-ве; главное внимание в противодействии коррупции должно уделяться проведению предупредительно-профилактических методов, основанных на анализе и прогнозировании тенденций расширения коррупционных деяний. С целью эффективного предупредительного влияния на социальные предпосылки коррупции и ее форм, нейтрализации этого явления необходимо осуществлять политические, экономические, правовые, организационно управленческие, социально-психологические меры, которые осуществлять комплексно и согласованна. К политическим мерам должен быть отнесен комплекс идеологических и массово-политических мер. Экономические меры: полное и своевременное выполнение государством обязательств перед человеком и гражданином; обеспечение опережающих темпов роста реальных доходов населения (бедность - это одна из причин коррупции и преступности); усиление соцнаправленности бюджета; усовершенствование налоговой политики; усовершенствование методов поддержки предпринимательства и т. д. Правовые меры: проведение правового анализа законодательства относительно механизма охраны и защиты от коррупции; выявление пробелов, противоречий между правовыми нормами. Постоянные меры включают в себя: a) разработку на определенный период самой антикоррупционной программы, т.е. документа, содержащего основные направления политики на данный период; b) разработку на определенный период планов по противодействию коррупции, т.е. документов, конкретизирующих и структурирующих антикоррупционную программу; c) контроль за реализацией антикоррупционной программы и планов с внесением в них необходимых корректив и оценка степени их реализованности; d) деятельность специализированного антикоррупционного органа по противодействию коррупции (если таковой создан); e) деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению и расследованию фактов коррупции; f) судебную практику в части применения ответственности за коррупционные деяния; g) деятельность контролирующих инстанций (контрольно- ревизионных, парламентские расследования и др.); h) мониторинг состояния коррупции (в территориальном, отраслевом и функциональном разрезах), в том числе посредством статистических, социологических и иных методов; i) мониторинг системы институтов власти с точки зрения их эффективности в противодействии коррупции; j) антикоррупционное просвещение и воспитание. Создание эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств (самая вредная коррупция): эффективные формы и методы контроля: установление максимально дифференцированной бюджетной классификации, введение механизмов финансовой прозрачности принципы составления смет и их исполнения, введение специализированных мер ответственности (персональной) в отношении ДЛ, прозрачности гос и мунзаказазов и закупок, ужесточение требований к финансовой отчетности и т.п. Противодействие коррупции в сфере госзаказа. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» сыграл значительную позитивную роль: была создана и действует понятная система расходования бюджетных средств, главное – информация о госзаказах стала общедоступной. Существует общероссийский официальный сайт, самый большой в структуре исполнительной власти транзакционный информационный портал, в котором только выданных электронных цифровых подписей для допуска к торгам – более 300 тыс. Всего же в среднем каждую секунду фиксируется почти 2, 5 тыс. обращений к этому порталу. Причем, что интересно, примерно треть из них – из-за рубежа. Более чем очевидна необходимость дальнейшего совершенствования системы госзаказа в направлении минимизации коррупционных рисков. Вопросы правоприменения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» рассматривались членами Общественной палаты Российской Федерации как на специальных слушаниях, так и в рамках обсуждения проблем социального развития, культуры, экономики, обеспечения безопасности России. С 1.07.2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ " О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В соответствии с ним государственные корпорации, акционерные общества с долей участия государства свыше определенного процента и еще ряд субъектов реального сектора экономики также должны будут работать по соответствующим стандартам, публикуя информацию о размещении своих заказов. Это создало дополнительные препятствия для возможных коррупционных злоупотреблений. Для совершенствования системы госзакупо к, в том числе - устранения рисков коррупции был разработан законопроект о федеральной контрактной системе, который обсуждался на круглом столе, проведенном ГУЭБиПК МВД России 15 февраля 2012 года и на слушаниях в Общественной палате Российской Федерации 15 марта 2012 года.
|