Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы и перспективы дебюрократизации российского государственного управления
Бюрократия как рационально организованное управление. Б-тия – рац-ная орг-ция ГУ, деят-ти гос. ап-та на осн. господства общеобязат. регламентируемых процедур, исполн-е кот. не зав. от того, кто именно и по отн-ю к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация рассм-ся как гарантия против возм-ти злоупотребл-й гос. чиновников. (М.Вебер). Бюрократия как власть чиновничества. Б-крат конвертирует властный ресурс в др. виды капитала, мат. блага. Проявления: отчуждение служащих от результатов своей деятельности, формализм, злоупотребления, избегание ответственности (16 Законов развития бюрократических структур Э.Даунса: з. растущей консервативности, з. усиливающегося окостенения и т.п.) Бюрократия как система сводится к 3-м характеристикам: - иерархическая организация управления (иерархия – многоуровневая система подчинения, характерна пирамидальность), - специализированный характер деятельности, - обязательная документальная фиксация всех управленческих воздействий. Если они встречаются все вместе, то это бюрократическая система управления. Дебюрократизация – 1) развитие бюрократических методов управления и их оптимизация, борьба с издержками. 2) отказ от бюрократических модели управления (в рамках административной реформы) Два различных вектора. России дебюрократизация идет по двум направлениям, вступают в противоречие. Реализация системы мер по преодолению бюрократизма 1) универсальные - необходимые в любом об-ве; Повышение общ. и управленч. культуры масс; Введение грамот. делопр-ва, использование ЭВМ и др. средств автоматизации управленч. процессов; Упрощение процедур управления, придание им наглядности и обозримости для граждан, работников. 2) специфические - свойственные конкретным типам об-ва; Открытость процессов ПУР, Сокращение гос. аппарата, Свобода доступа к социально значимой инф-ии, повышение роли обществ. организаций в сравнении с гос. 3) ситуативные актуальные для конкретной соц. обстановки. Преодоление управленч. патологии господство стр-ры над ƒ, Cнятие ограничений на труд. и обществ. cамодеят-ть, развитие гос-обществ. управления, Введение состязат-ти программ кандидатов при выборах рук-лей, депутатов и делегатов, рассекречивание статистики и т. д. Тенденции. Бюрократия в ГУ продолжает набирать силу (кол-во гос. служащих и объем их власти). Несмотря на существ. недостатки бюрокр. упр-я, на сегодня не создано более эффективных схем орг-ции деят-ти госаппарата. Вместе с тем, перспективы ГУ связаны с развитием некоторых тенденций, появл-ихся в недрах совр. бюрократии: тенденции размывания социо-профессиональной замкнутости чиновничества: срастание элит (админ., политической, экономической, военной, информационной и т.д.). “Бюрократия 1го этажа” оказывается все более открытой за счет банализации гос. службы, увеличения численности служащих и “академизации” связанных с их функциями знаний: на гос. служащего низового уровня можно выучиться. Действительно замкнутой структурой (“стратой”) остается чиновничество “среднего уровня”: оно защищено от открытого демократического найма требованиями стажа (“опыта”), а от смешения с элитами - недостаточным объемом власти и большой долей исполнительских функций. Наряду с этим происходит трансформация самих управл. отношений за счет внедрения в ГУ некоторых подходов, принятых в упр-ии частн. предприятиями: Так, набор на некоторые должности осуществляется в соотв. с личными кач-ми кандидатов, а срок полномочий ограничен сроком полном. рук-ля. Производятся попытки связать деят-ть чиновников с рез-ми их труда, как через ответственность, так и через индивид. стимулирование. Новая система отн-ий может быть внедрена далеко не везде, но она существенно сужает круг властных полномочий традиционных чиновников. Наконец, если бюрократию нельзя устранить, ее можно сдерживать и контролировать. Эти функции выполняют выборные ОВ, суд. система и прямое участие граждан в упр-ии через деят-ть обществ. орг-ий, через СМУ. Важную ƒ обществ. контроля за деят-тью бюрокр. структур выполняют и СМИ. Проблемы: 1) когнитивные - отсутствие концептуальной целостности политики дебюрократизации, связанно с тем, что разные люди придерживаются разных взглядов. а) на государственно ориентированный блок б) на либеральный блок. Противоречивые решения 2) сопротивления со стороны государственной бюрократии по каждому из направлений, Причины: - сопротивляются эффективно в виду масштаба, системный характер. - скрытый характер (саботаж). - информационная и организационная замкнутость (изолированность), низкий уровень влияния общества на данную проблему. Перспективы: 1) на протяжение последних 10ти лет – данная задача является актуальной, и ставиться администрацией президента. 2) успех дебюрократизации связывают с развитием ИТ сферы. 3) Внешнее влияние а) инвестиционная (активно сталкивается с необходимостью уменьшения бюрократических препятствий) б) воздействие организаций (пример ВТО принятие более 1500 требований по дебюрократизации общества) Это предполагает отказ от бюрократии как принципа организации управления и переход к другой организации управления. 1.Что может стать альтернативой иерархической модели управления? – Система договорных отношений; 2. Специализацию может заменить во – первых, разовое привлечение внешних специалистов – экспертов; во- вторых, профессиональная переподготовка (система повышения квалификации, система дополнительного образования, «обучение на протяжении всей жизни»); 3. Альтернативы документальной фиксации – базы данных, идентификационный номер, запрос. Это будущее пророчат ГУ сторонники дебюрократизации.
|