Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.






Бюрократия - власть, влияние руководителей и чиновников аппарата (слоя служащих). Как необходимый элемент управления бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи иерархичность, разделение труда и ответственности, регламентация в осуществлении формальных функций. Цель реформирования: рационализация, компетентность, системность в принятии и реализации решений, предсказуемость. Но есть и отрицательные элементы: нет гибкости, инициатива наказуема, корпоративизм.

Суть, проблема, задачи: Широкое развитие бюрократической власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. В этих условиях расцветает коррупция.

Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность организации контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.

Направления реформ: административная реформа, реформа госслужбы, т.е.: приведение законодательства о госслужбе в понятный вид, -реализация положения Конституции о доступности госслужбы, подготовка кадров, компетентность, конкурс, резерв на замещение вакантных должностей, защищенность чиновника; превращение отношений из «власть - подчинение» в горизонтальные «власть-клиент; формирование корпоративной культуры; -борьба с коррупцией (нормативное закрепление описания всех действий госслужащих, усиление ответственности, повышение денежного содержания, прозрачность госслужбы, контроль, в т.ч. через СМИ, общественный контроль).

Правовая основа: Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией», 2008 г. ФЗ № 273 «О противодействии коррупции». Постановление Правительства РФ «О проведении антикоррупционных экспертиз НПА», Административная реформа.

Проблемы: 1. Отчуждение от человека- Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, однако лишает при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается принятым ранее образом. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.

2) «бюрократический ритуализм» (Р.Мертон ввел специальный термин) обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.

3) Инерция - Хотя бюрократия создается для решения определенных проблем, это не означает, что когда эти проблемы будут решены, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация, бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший опыт и большие возможности для того, чтобы не допустить свой роспуск. В результате бюрократическая организация может функционировать уже вне зависимости от ранее поставленных перед ней целей. Широкое развитие бюрократической власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. В этих условиях расцветает коррупция. Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей.

ДОПОЛНТЕЛЬНО (НЕ СОВСЕМ ПО ТЕМЕ, НО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ)

В целях повышения эффективности государственной службы в интересах укрепления государства и развития гражданского общества в 2002 году Президентом РФ был издан Указ «О федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 годы) и в 2005 году срок реализации данной программы был продлен на 2006-2007 годы.

Главными направлениями реформирования государственной службы в этом Указе были обозначены следующие. Создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы РФ; разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы; выработка мер по совершенствованию оплаты труда госслужащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения госслужбы; внедрение программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития госслужащих; формирование системы управления гос. службой. В реформировании государственной службы можно выделить несколько этапов.

Первый этап. С конца 2000 года до середины 2001 года формировался общий концептуальный подход к варианту модернизации института государственной службы РФ в целом и завершился утверждением Концепции реформирования системы гос. службы РФ (утверждена Президентом в августе 2001 года). Второй этап (с 2001 года) включал в себя разработку и утверждение Федеральной программы. В это время был принят рамочный ФЗ № 58 «О системе государственной службы в РФ» и ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе в РФ». На третьем этапе — с 2004 года нормативно оформляются и совершенствуются механизмы функционирования госслужбы, осуществляется практическая реализация норм, заложенных в ФЗ и НПА, принятых в рамках Концепции и федеральной программы. Начало обновлению сферы гос. службы положило спецпоручение Президента, во исполнение которого разработана Концепция реформирования госслужбы и утвержден план первоочередных мероприятий. В августе 2001 года Президент образовал Комиссию 'по вопросам реформирования госслужбы. Стержнем концепции является провозглашение идеологии системы заслуг и достоинств. Главными целями реформирования госслужбы, заявленными в Концепции явились: повышение эффективности госслужбы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства; создание целостной системы госслужбы с учетом исторических, культурных и национальных особенностей РФ 5 результате реформы предполагалось повысить мотивацию госслужащих, конкурентоспособность госслужбы как рода профдеятельности.

Принятые Концепция реформирования системы госслужбы и Федеральная программа «Реформирование госслужбы РФ» явились базовыми документами, определяющими подходы к реформированию госслужбы На этапе реформирования госслужбы в 2006-2007 годах было запланировано в полном объеме реализовать приоритетные направления реформы госслужбы и продолжить работу по формированию целостной системы госслужбы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал