Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности древнекитайской мифологии. Ранний этап ее развития.
Мифология – основа древнекитайской литературы. Для китайской мифологии важен типологический подход. Совокупность материалов, дошедших из разных источников, после ее изучения располагается хронологически. Т.о. говорим о явлении контаминации –о соединении разнородного; при этом составные части могут быть различными хронологически. Изучение происходит по разным источникам, т.к. сведения о древнекитайской мифологии дошли до нас фрагментарно. Наибольшее количество сведений находим в древнем трактате «Каталог гор и морей» (山 海 经). Целью его составления было идеологическое утверждение династии (2 в.до н.э.) – сбор сведений о духах, мифологических сказаний, расходившихся с легендами, принимавшимися противниками ханьской династии, т.о. были собраны сведения о более ранних культах (более поздние были уже «заняты» предыдущими династиями). Еще одна особенность – стадиальность, т.е. разные стадии развития одного и того же мотива. Еще одна черта – в китайской мифологии сравнительно мало женских образов. Очень важно, что один из центральных мотивов в древнекитайской мифологии – круг возрождения и умирания природы (очень древний), переход через смерть к жизни. Пример – согласно мифу, после свержения последнего правителя династии Ся началась засуха, и он молился о прекращении засухи (прощении себя); он взошёл на хворост и поджег себя, чтобы принести жертву Небу; и огонь уже должен был разгореться, как пошел сильный дождь. Здесь видим мотив смерти (здесь – самопожертвования) как источник жизни. Также мифологическое сознание характеризуется неказуальностью – отсутствием причинной обусловленности, причинно-следственных связей, а также партиципацией («сопричастностью») и редупликацией мифологических мотивов. Развитие древнекитайской мифологии делится на два этапа. Первый – ранний, архаический этап. Он совпадает с периодом, когда люди еще занимались охотой и собирательством. Как происходило его развитие: Сначала – фетишизм: наделение предметов окружающего мира божественной силой. Природа вся состоит из физических предметов и сил, за пределы которых человек выйти не в состоянии. Вещь – насквозь физичная, но в то же время одушевленная – есть фетиш. Древний человек понимает фетиш как средоточие магической, живой силы. Примеры фетишей – шелковица, тростник; оружие, сосуд, камень, нефрит. Следующий период – анимизм. Когда человек становится способен отделить идею фетиша от самого фетиша, т.е. отделять магическую силу демона вещи от самой вещи, развивается анимизм. Этот «демон вещи» в дальнейшем становится своего рода мифическим существом, источником или родителем всех вещей, подпадающих в качестве видовых представителей под соответствующее родовое понятие. Природа одушевляется. В древнем Китае выделялись «4 чудесных животных» (四 灵) – Линь-единорог, феникс, черепаха и дракон. Отдельно можно выделить тигра. Также характерно для раннего периода явление тотемизма. Люди устанавливали связь между своим родом и явлениями природы (общий предок рода). Так, тотем Ся – сосна, иньский тотем – кипарис, а чжоуский – каштан. Отсюда же – названия племен по легендарному предку. Предком может быть растение и животное. Данное явление связано с охотнически-собирательским образом жизни древнего человека: растения и животные давали ему возможность жизни и потому становились объектами поклонения. Приносились жертвы «名 山 大 川». Характеризует этот древний период и тератоморфизм. Древние анимистические демоны представляются, как правило, в беспорядочном и хаотичном виде, поэтому говорится о тератологии – веке «чудовищ и страшилищ», символизирующих силы земли. Демоны, в которых соединяется вид человека и животного, называются миксантропическими. Данное явление – доказательство того, что человек не выделял себя из природы, а ощущал себя неотъемлемой ее частью. Пример – миф о духе, который жил в громовом озере: он обладал телом дракона, головой человека, и, когда бил себя по животу, производил звук грома.
|