Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лиро-эпические и лирические песни в Шицзине. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
В целом, Ши-цзин представляет собой уникальное явление, отразившее процесс становления и развития китайской поэзии от самых элементарных песенных форм песенного фольклора до литературной авторской поэзии, поэтому можно выделить как архаическую часть, так и ту, что относится к периоду традиционной литературы. На наиболее раннем этапе – трудовые песни, в которых главное не содержание, а ритм (способствуют работе, пелись во время трудовой деятельности). Следующий уровень, тоже ранний – заговоры, основаны на вере в магию слова. Заговор лежит в основе следующего этапа – обрядовая и календарно-обрядовая поэзия, связана с временами года. Песни, изображающие красавиц, мысли молодых людей – имели обрядовое значение, обеспечивать благополучие в браке. Постепенно происходило отделение свадебной песни от обряда и становление лирической. Внеобрядовая лирическая поэзия получает развитие в классовом обществе, в отличие от погребальных, свадебных, календарных песен. Обычно лирическую песню отличают от остальных по признаку отсутствия связи с обрядом и через присущее ей назначение — выражать душевное состояние человека. Полнота содержания песни раскрывается через пение с обнаружением, какими причинами вызвано самое пение и что сказывает певец. Эмоциональный смысл одновременно раскрывается и в пении, и через обнаружение повода для пения. Лирическая песня в своей поэтике близка к повествовательным, сюжетным (в особенности, балладным), а также — к обрядовой лирике. Общность формальных элементов может рассматриваться как след отношений, имевших место в истории развития песенных жанров. Однако лирическая песня имеет особенность: стала возможной самостоятельная передача переживаний, без непосредственного изображения их источника. В сюжете могут выпадать сразу одно или даже несколько звеньев. На некоторые из них только намекают. Источник переживания только назван. Песня еще скована балладной традицией, обязывавшей к некоторой полноте изображения действий, но им уделяется все же непропорционально мало внимания. Однако не все лирические песни сюжетны даже минимально. Решительное ослабление сюжетного начала немало способствовало возникновению лирических песен как жанра, но для того, чтобы он возник и утвердился, простого видоизменения традиций сюжетного повествования было недостаточно. Необходимо было появление у формирующегося жанра принципиально иной творческой изобразительности. Песня нашла поддержку и опору в традициях жанра, который исторически много пользовался прямым выражением человеческих переживаний. Речь идет об обрядовых причитаниях. Их влияние можно считать вторым после воздействия баллады фактором, оказавшим действие на сложение лирических песен. Однако, они не тождественны. При всем том, о чем бы речь ни шла, причитание сопрягается с горем, переживаемым в настоящем. Временная основа лирической песни иная. Песню отделяет от события, про которое она рассказывает, более или менее значительный отрезок времени. Свобода в темах и отрыв от обрядового смысла открыли новые возможности для изображения психологических переживаний. Место обрядового воспроизведения быта заступила достоверность. Уже не стало нужды в изображении, которое основывалось на требованиях обрядового канона. Изображение допускает свободный выбор жизненных подробностей, необходимых для передачи переживания. Каждый певец по аналогии мог отнести чувства, высказываемые песней, к себе или считать, что они имеют некоторую связь с чем-либо лично пережитым. Что касается тематики, то в Шицзине можно обнаружить песни на самые разные темы. Например, очень широко представлена любовная поэзия («Вот из восточных ворот выхожу», «В поле за городом травы ползучие есть»), охотничьи («Охотник» - прославление охотника), застольные («Встреча гостя» (дословно «Красный лук»), воинские песни («Возвращение из похода» (дословно «Восточные горы») и пр. Стоит отметить песню «Большая мышь», потому что это – песня протеста, которая является свидетельством перехода к классовому обществу (земледельцы vs аристократы как правящий слой). Социальная обстановка (неблагополучная) приводит к появлению подобного рода песен. Что касается воинских песен, то они получали развитие, когда земледельцев привлекали к военной службе. Лирические песнопения, связанные с войнами, были связаны и с конкретными историческими событиями, то есть можно сказать, что это ещё большее развитие, чем эпос. С военными песнями тесно связаны и песни служилых людей. Становление индивидуальной поэзии. Первым этапом можно назвать появление местоимения первого лица予 (yu) вместо我, которое означало «мы», принадлежность к коллективу. Таким образом, певец выделяет себя, например, в песне «У врат могильных» есть такие строки «Правитель недобр, Пою, чтобы обличить его, Я (予) обличаю, а он не обращает внимания, Когда будет низложен, то вспомнит обо мне» (дословный перевод). Также зарождение индивидуальной поэзии связывается и с противопоставлением своей точки зрения общепринятым взглядам, что впервые находит свое отражение в отшельнической поэзии (дословно «Дверь из поперечной доски», в переводе Штукина «Радость удалившегося от княжеского двора»). Также стоит выделить песню «Созрели персики в саду», в которой автор тоже себя выделяет. Тем не менее, эти произведения анонимного авторства, а в Шицзине есть и примеры песен, в которых автор себя называет. Во-первых, «Высокие южные горы» - «Ода благородного Цзя Фу, обличающая царя и царского советника Инь» в переводе Штукина. Эта ода – пример древней публицистической поэзии, она проникнута риторикой и выступает как речь, связанная с обществом. Основная тема – обличение царя («Цзя Фу создал песню, чтобы обличить беспорядки царя»), также – призыв к царю с просьбой одуматься («Ты исправь своё сердце»). Во-вторых, «Высокие горы»/«Ода шэньскому князю» (Князь Шэнь (Шэнь Бо) был старшим дядей чжоуского царя Сюань-вана). Эта ода представляет собой хвалебную песнь, её автором является Цзифу – крупный сановник, советник царя Сьань-вана. Вознося хвалу князю, он не только выделяет себя как автора и называет своё имя, но и выделяет свою песню, отмечая её красоту, то есть он выделяет свою песню среди других песен: «Цзифу создал эту песню, Её стихи очень красивы, Её стиль прекрасен, её дарю князю Шэню».
|