Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнекитайская мифология. Поздний этап ее развития.






С переходом людей к оседлому образу жизни начинается поздний этап развития древнекитайской мифологии. Это – период расцвета мифологии, зрелая ее стадия. Его общие черты – зарождение представления о богах (политеизм), развитие культа. Развито родовое общество. Человек стремится к познанию себя и окружающего мира (отсюда – представление богов в человеческом виде), начинают играть роль люди – появляются герои. Важная черта зрелого периода развития мифологии – антропоморфизм. Также важно, что происходит переход к земледелию, следовательно, в центр становится культ плодородия.

Затем, с возникновением системы стратифицированного общества, происходит разложение системы мифологических представлений. Мифология становится предметом размышления, миф заменяется логосом (логос – слово, разум). На фоне постепенного процесса «вытеснения» мифа логосом происходит одновременное существование обоих явлений. И в конце концов наступает кризис мифологического сознания; полный переход мотивов мифов в литературу и их переосмысление.

Теперь рассмотрим все это на примере фактического материала. С культом плодородия связано появление женских божеств: это мать облаков, мать запада, мать солнца, «мать западных царей»; но эта тенденция не получила развития. Также важно отметить, что появляется такое явление, как иерогамия – священное бракосочетание человека с божеством; иллюстрация – явление «наложниц реки»; узнаем о таком явлении, как «河 伯 娶 妇» - «бог реки Хуанхэ берёт в жёны деву». Наблюдаем период первой половины 1-го тысячелетия до н.э. солярную мифологию, но она не получила большого развития. Известнейший мотив – «Куа Фу («Отец цветущего») гонится за солнцем»; он погнался за солнцем, но по пути его одолела невероятная жажда, и он выпил Хуанхэ, выпил Великое озеро, но все ему было недостаточно; он умер от жажды, так и не осуществив свое намерение. Он отбросил свой посох, который затем превратился в персиковую рощу. Известно имя Сихэ – божества солнца. Эта богиня – жена владыки Цзюня, она «родила десять солнц»; интересно, что в этот период встречаем мотив описания женской красоты и любви (!). С Сихэ же связан сюжет о «стране Сихэ за юго-восточным морем, среди сладких вод». Люди представляли себе солнечное затмение как «поедание солнца»; путь солнца на небе нужно было обезопасить, и есть сведения о том, что люди каждый день до восхода солнца проводили определенные ритуалы, призванные обезопасить пусть солнца по небу и обеспечить его восход. Было представление и о луне («что есть на луне? Лунный заяц, который толчет в ступе эликсир бессмертия»).

Один из основных мотивов, конечно же – укрощение хаоса. Относится он к космогоническим сюжетам. Это – наиболее ранние мифы. Основной мотив сотворения мира из самого творца связан с древнейшими представлениями о цикле «смерть-возрождение». Нюй Ва, богиня, дочь черного дракона, убила этого черного дракона и превратилась в «десять тысяч вещей». Важно, что на раннем этапе еще нет отделения Неба от Земли; есть различие по началам, и эти начала могут переходить одно в другое. К мифу об укрощении хаоса относится и сюжет о Пань Гу (разные части его тела превратились в разные элементы мироздания). Когда произошел переход к пониманию разделения Неба и Земли, развился миф о Пань Гу: сначала мир находился в хаосе – в виде яйца, потом в этом яйце родился Пань Гу. Он начал расти «вверх и вниз», по чжану в день, и в конце концов разделил небо и землю. Позже появилось представление о укрощении хаоса как о работе. Это связано с развитием ремесел – так и у божеств появилась своя «специализация». Появляются боги-демиурги. Развивается миф о богине Нюйва: она решила создать людей, и сделала их из глины. Богатых и знатных людей она вылепила лично, а бедных создала уже когда ей надоело лепить и она стала вертеть веревку в глине, и, когда поднимала ее, получались люди. Также известно о том, как Нюйва латала небо: когда в небе образовались прорехи, она расплавила разноцветные камни и залатала ими небо, а потом отрезала ноги у гигантской черепахи и подперла ими небо («четыре края света»: 四 极). Большое место занимает миф о потопе. «Легенда гласит, что когда на престоле находился император Яо, в Поднебесной часто случались наводнения, в результате все поля были затоплены, жилища – разрушены, жителям из затопленных районов приходилось постоянно переезжать на более возвышенные места. В то время Яо собрал совет, чтобы решить, как укротить разбушевавшуюся водную стихию, главы всех племен выдвинули Гуня, чтобы он боролся с наводнениями. Девять лет Гунь укрощал водную стихию, однако все было напрасно, наводнение бушевало с еще более грозной силой. Император Шунь, который был наследником власти после Яо, казнил Гуня и отправил его сына, Юя, на борьбу с наводнениями. Он трудился вместе с простыми людьми, в ходе укрощения наводнений он создал много измерительных орудий и методов. После тринадцатилетних усилий Юя наводнение в конце концов усмирилось, вода потекла в море, и на земле люди вновь начали заниматься хлебопашеством. Юй, который только что женился, был так занят работой по укрощению наводнений, что он многократно проходя мимо своего дома, никогда не мог зайти повидаться с женой, даже тогда, когда жена родила ему сына по имени Ци» (с сайта «China ABC»). Юю приписывается то, что он проложил русла девяти (т.е. всех) рек.

Немаловажное место занимают мифологические герои. С этим связано понятие «культурный герой». Важно, что в китайской мифологии нет четкой связи определенного героя с определенным набором благ – одни и те же блага могут приписываться разным героям. Известнейший персонаж – Хоу И; стрелок Хоу И действует уже в рамках упорядоченного космоса (!), приводя в порядок только дисгармоничные его части. Он – создатель благ цивилизации. Деяния Хоу И имели общечеловеческое значение, этот сюжет составляет более раннюю ступень развития, т.к. на более позднем этапе подвиги герои совершали уже для себя, для своей семьи. Он сбил из лука десять солнц, угрожавших погубить все живое на земле, его иногда называют китайским Гераклом. Также он стремился к бессмертию. Хоу И перешел в разряд мифологических правителей, занимает уникальное место в системе мифологических персонажей. Фу Си приписывается создание триграмм, Ян-ди (также известен как Шэнь нун) – изобретение земледелия, но также это приписывают и Хоу Цзи – «владыке проса», основателю дома Чжоу. Он научил людей «сеять хлеб и собирать урожай», пахать и сажать, дал им пять злаков (后 稷 教 民 稼). К трем мифическим императорам возводят начало цивилизации и культуры; «наборы» этих императоров могут меняться. Один из центральных героев – «Жёлтый предок» Хуан-ди. Философские школы возводили к мифическим императорам свои учения, использовали их в качестве патронов. Мифические пять императоров 五 帝 – Фу Си, Шэнь Нун, Хуан-ди, Яо и Шунь. Яо и Шунь (примерно 3-е тысячел.до н.э.) считались официальным образцом правителя в конфуцианстве. Они воспринимались как персонажи, одарившие человечество нравственностью. Власть от Яо к Шуню и затем к Юю передавалась не наследственноЮ а по достоинству (!). Главный подвиг Шуня – исключительная сыновняя почтительность (сяо); своей сыновней почтительностью он даже «перевоспитал» своих неблагодетельных отца и мачеху.

В первой половине 1-го тысячелетия наступает кризис мифологического сознания. Мифы рационалистически систематизируются, классифицируются, и это – завершающий этап мифологии. Начинает формироваться представление о главном божестве – верховном владыке, предке (шан-ди), это начало формирования единобожия, но данная тенденция не получила развития в Китае. Тем не менее, и понятие Неба, и понятие Шан-ди встречается в Шицзине. Верховный владыка обладает волей; Небо имеет желание, волю, выбирает правителя. Отсюда важнейшие понятия – «воля Неба», «Сын Неба». Шан-ди поднят на всей социальной и божественной иерархией. Но важно понять, что представление о божественном начале у китайцев носит абстрактный характер, и в этом же виде переходит в литературу и культуру Китая.

И последняя ступень древнекитайской мифологии – переход от мифического сказания к истории. Начальные мифологизированные этапы китайской историографии – Ся(от юя к Цзе), Шан-Инь (от Чэн-тана к Чжоу Синю) и Чжоу (основатель – У-ван, его отец – Просвещённый Вэнь-ван). Переход от одной династии к другой представляет собой стереотип: есть устоявшийся образ последнего правителя и смены его правления новой династией. Происходит диаметральное противопоставление одинаковых недостатков и достоинств последнего правителя старой и первого правителя новой династии соответственно. Начальная категория становится основой для новой мысли: от мифа – к философии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал