Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Системно-деятельностный подход вСтр 1 из 27Следующая ⇒
Системно-деятельностный подход в Преподавании Физической культуры
Пермь Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 Общие положения и понятия 6 1.1 Содержание образования 7 1.2 Компетенция и компетентность 8 1.3 Системно-деятельностный подход 9 1.4 Развивающее и личностно-ориентированное обучение 11 1.5 Личность 13 1.6 Учебная деятельность 14 1.7 Анархия и демократия 14 1.8 Учебный проект, исследовательский метод 15 1.9 Учебный предмет 16 Основные подходы к преподаванию физической культуры в соответствии с требованиями государственного стандарта 21 2.1 Физическая культура. Что это и что она изучает? 21 2.2 Преподавание физической культуры на этапах обучения 27 2.2.1 Начальная школ 27 2.2.2 Основная школа 35 2.2.3 Средняя школа 39 Примеры проведения уроков 45 3.1 Учебный проект 45 3.2 Эксперимент 47 3.3 Решение учебной задачи раздел «Легкая атлетика» 56 3.4 Решение учебной задачи раздел «Гимнастика» 68 3.5 Формирование умений самостоятельного применения упражнений в разминке 78 3.6 Формирование понятий на уроках физкультуры 81 3.7 Формирование коммуникативной компетентности на уроках физкультуры 85 3.8 Дисциплина на уроке 87 4. Диагностика сформированности универсальных учебных действий в начальной школе 92 Литература 104 Приложения 108 Введение
Прежде чем перейти к описанию методики преподавания физической культуры в соответствии со стандартом нового поколения, целесообразно предварительно определить некоторые исходные понятия, выступающие далее как основы учебной деятельности учащихся. Это следует сделать еще и потому, что в существующей литературе относительно этих понятий можно встретить различные подходы и противоречащие друг другу формулировки. А в литературе по физической культуре эти понятия встречаются (и в настоящее время, чем дальше, тем чаще), но без определения того, какой смысл авторы в них вкладывают. Иной раз складывается впечатление, что их упоминание – некая дань моде. Программы по физической культуре, вышедшие уже после введения Стандарта, являются подтверждением этому, так во главу угла ставятся знания, умения, навыки. Сберегая время читателя, ответы на поставленные вопросы будем формулировать кратко. Если у кого появится желание познакомиться с заинтересовавшими вопросами более углублённо, в конце пособия приведена литература, которая может удовлетворить возникший интерес. Методики, представленные в пособии проходили и проходят экспериментальную проверку с 2000 года в школах г. Перми и Пермского края. Результаты экспериментов прошли апробацию на международных, всероссийских, межвузовских конференциях. По данной теме опубликованы: две монографии, свыше ста статей, защищены две кандидатские диссертации и свыше 70 дипломных работ. Таким образом, в пособии представлены только сами методики уже без доказательств их эффективности. Основные позиции, на которые опирались авторы в данном пособии: 1. Физическая культура в образовательном учреждении – это учебный предмет и должен преподаваться именно как учебный предмет. 2. Учебный предмет должен преподаваться в соответствии с нормативными документами («Стратегия модернизации содержания общего образования[24]», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года[14]», Стандарты общего образования, программы по физической культуре для начальной, основной и средней школ). 3. Теоретическое мышление может формироваться в физкультурной деятельности в спортивном зале без потери двигательного компонента урока. Физическая нагрузка носит развивающий характер, моторная плотность урока при соответствующей подготовке учителя находится в пределах 70 %. 4. Учебный предмет предполагает выполнение домашних заданий. 5. Физическая культура такое же средство (равноправное) для развития личности учащихся, как и другие общеобразовательные предметы. 6. Преподавание физической культуры в соответствии с современными требованиями возможно только при поддержке органов управления: министерства образования края, администрации образовательных учреждений. 7. Мы будем пользоваться словом «физкультура», не имея в виду принижение значимости физической культуры, а потому, что это слово применяется повсеместно (напр., издательство «Физкультура и спорт»), вплоть до «Словаря современного русского литературного языка» (Т. 16, С.1363). 8. В развивающих образовательных технологиях в начальных классах переходят по всем предметам на безотметочное обучение. Поэтому ничего страшного не видим в письме федерального агентства по образованию N 13-51-237/13 от 03.10.2003 « О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке». Правда, обосновывается это тем, что «эти предметы требуют наличия природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся, отметка по данным предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры и искусства». Как видим, здесь подразумевается «нормативный» подход к оцениванию учебных достижений учащихся. Наш подход сводит к минимуму оценивание результатов, обусловленных природными задатками: акцент в оценивании ставится на уровень усвоения теоретических знаний, умений, способов действий. Так что при обучении вполне уместно и отметочное оценивание. 9. Тематическое планирование является примерным. Мы представляем только основные подходы к преподаванию дисциплины. Для того чтобы расписывать каждый урок, у нас нет ни времени, ни физического потенциала – это возможно только в совместной работе с учителями, чьи пробы и находки помогли бы привести отдельные методы обучения к созданию технологии. Мы выражаем сердечную благодарность студентам факультета физической культуры и учителям, работавшим и продолжающим работать в данном направлении. За помощь в организации и проведении экспериментальной работы мы глубоко признательны Ивану Ивановичу Ощепкову, учителю физической культуры Усть-Качкинской средней школы; Надежде Николаевне Копытовой, учителю физической культуры МОУ «Гимназия» г. Чернушки; Станиславу Юрьевичу Садовскому, учителю физической культуры МОУ Плехановская СОШ Кунгурского муниципального района; Юлии Борисовне Волковой, учителю МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Горнозаводска. Общие положения и понятия
С нашей точки зрения, деятельностный потенциал физической культуры огромен, но, к сожалению, не реализуется. В процессе преподавания дисциплины возможно не только биологическое, но и личностное, и социальное развитие индивида. Новый стандарт обязывает нам этим заняться. Схематично основные положения модернизации общего образования представим следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Основные положения модернизации школьного образования.
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования (Стандарт НОО. С. 5). Таким образом, ответ на первый вопрос: основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. В стандартах нового поколения ключевые компетентности получили название «универсальные учебные действия» (УУД). То есть в образовании акцент со знаний, умений, навыков (ЗУНы) переносится на компетентности, или знаниевый подход замещается на системно-деятельностный и компетентностный. (Чем отличается знающий врач от компетентного? Знающий врач знает, как лечить болезнь, а компетентный – не только знает, а к тому же ещё успешно её лечит. К кому пойдём лечиться?). Содержание образования
Необходимость в объяснении, что такое содержание образования возникла в связи с тем, что всё чаще и чаще в работах по физической культуре в разряд содержания стали включаться физические упражнения. На самом же деле имеются различные теории содержания образования (дидактический формализм, материализм и прагматизм), которые и определили различия отечественных концепций содержания образования: · педагогически адаптированные основы наук; · система знаний, умений и навыков; · педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре; · содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности; · образовательная среда. В связи с системно-деятельностным подходом содержанием образования является педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Такое содержание предполагает использование в учебном процессе продуктивных методов обучения (метод учебных задач, исследовательский, проектный, эвристический), что, в свою очередь и делает учебный процесс личностно ориентированным. Таким образом, содержанием образования в соответствии со Стандартом является опыт решения учебных задач, а физические упражнения – это средства, с помощью которых они решаются.
|