Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные подходы к преподаванию физической культуры в соответствии с требованиями государственного стандарта
2.1. Физическая культура. Что это и что она изучает?
Проанализировав литературу по теории физической культуры, мы пришли к следующим положениям. В настоящее время выделяют следующие виды физической культуры: образовательная, спортивная, рекреационная, реабилитационная, адаптивная, профессионально-прикладная и др. [19]. То есть, нам нужно определить место школьной физической культуры во всей сфере физической культуры. Это однозначно - образовательная физическая культура. Далее необходимо определить цель, объект, предмет исследования данного вида физической культуры, а также предмет преподавания. Мы предлагаем рассматривать физическую культуру в системе образования (образовательная физическая культура) как теорию физкультурной деятельности, объектом которой является физкультурная деятельность как система последовательных и взаимосвязанных действий по созданию учеником физического упражнения; по его исполнению и рефлексии. Под системой последовательных действий имеется в виду системное владение предметными универсальными учебными действиями. Предмет исследования в науке – это нечто конкретное, изучаемое в объекте. Предметом исследования в физической культуре является процесс создания учеником физического упражнения, выполнение его и рефлексии учеником завершённой деятельности (по этапам или полностью). Упражнение подбирается учеником, исполняется, дозируется, контролируется, рефлексируется воздействие, которое упражнение оказывает на него. Или. Как научиться ставить цель, мотивировать себя на её достижение, подбирать средства (упражнения), действовать (правильно), получать результат, оценивать его. Физическая культура, как теория физкультурной деятельности, позволяет определить соотносимый с наукой предмет преподавания физической культуры как учебной дисциплины. Это в самом общем виде освоение основ физкультурной деятельности. На выпуске из школы мы имеем выпускника – субъекта физкультурной деятельности. Отталкиваясь от этих определений, были разработаны основные подходы к преподаванию физической культуры в системе образования. Ни спортивные нормативы (это прерогатива спорта), ни здоровье (это предмет валеологии) не могут являться основополагающими моментами физической культуры. Как применять физические упражнения для удовлетворения своих потребностей – вот задача физкультуры. А потребности могут быть самые разнообразные. Упражнения могут (и применяются) для формирования или коррекции фигуры, проведения досуга (досуговая физическая культура), получения острых ощущений, повышения самооценки, социального статуса (сильных, ловких, красивых уважают, а последних ещё и любят) и для здоровья в том числе. Но то, что касается здоровья, тут нужно понять, что понятие здоровья очень широкое и до конца ещё не определённое и оно зависит от многих факторов (наследственность, условия жизни, питание, экология), а занятия физическими упражнениями – только один из них, причём не самый главный. Но. Между развитием двигательных качеств и здоровьем имеется связь. Она не прямолинейная (чем выше уровень развития физических качеств – тем выше уровень здоровья), а параболическая [4]: недостаточное развитие двигательных качеств, так же как и чрезмерное их развитие, отрицательно сказываются на здоровье (ни для кого уже не секрет, что спорт мало имеет общего со здоровьем). Для здоровья полезно оптимальное развитие качественных особенностей движений. Научить человека воздействовать на свой организм средствами физических упражнений с пользой для здоровья (через оптимальное развитие двигательных качеств) – вот это посильная задача для школьной физкультуры. Значит, задачей физкультуры может быть развитие двигательных качеств до оптимального уровня, но никак не здоровья. Физические упражнения могут носить профилактический характер или здоровьеформирующий только при оптимальной их дозировке. И опять-таки, необходимо иметь в виду, что физические упражнения – это не панацея от всех бед, а только одно из средств его (здоровья) формирования. Таким образом, спорт не может быть основанием для содержания учебного предмета «физическая культура», т.к. не отвечает её задачам. Следовательно, не подходит для занятия физической культурой средство и основной способ, приемлемый спорту. Уроки по типу спортивных тренировок, с акцентированием на выполнение нормативов, не только не могут привести к достижению спортивных результатов, но и приводят к снижению мотивации к таким урокам. Выполнение задачи: «быть здоровым, красивым, умеющим выполнять физические действия в соответствии со своими потребностями» зависит в решающей степени от того, желает ли этого сам человек и способен ли он прилагать регулярные усилия для достижения цели. Другими словами, успех решения этих задач зависит от умения быть автором своего физического состояния. Помочь человеку стать автором своего физического состояния на основе культуры и есть цель физической культуры. Или другими словами, ближе к контексту Стандарта: целью физической культуры является освоение учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.). Реализация этой цели возможна, если предмет «физическая культура» поможет ученикам «открыть» способы определения состояния своего физического здоровья, красоты телосложения и способности выполнять физические действия, желанные для него; способы определения видов физических упражнений и нагрузок для сохранения и совершенствования своего здоровья, красоты телосложения, способности в физических действиях; способы контроля соответствия промежуточных и конечных результатов состояния здоровья, красоты и способности выполнять физические действия по выбранному плану. Освоение перечисленных способов требует, чтобы ученик находился в авторской позиции. Открыть (распредметить) способ невозможно, не конструируя его. Авторство физического движения предполагает формирование набора необходимых авторских умений: · оценивать собственное физическое состояние; · определять границу физических возможностей своего организма относительно нужных для него деятельностей; · планировать, конструировать комплексы движений для достижения определённого качественного физического состояния; · формулировать проблему и делать запрос специалисту, товарищу, литературе; · контролировать правильность выполнения тренировочных действий, направленных на выполнение замысла (определять, устанавливать критерии контроля и оценки собственной физической деятельности); · рефлексировать выполнение замысла. Это и есть физкультурные компетентности или предметные универсальные учебные действия. Отношения между учителем и учеником, естественно, должны быть как отношения субъекта к субъекту. Объектом для их совместной деятельности, таким образом, становится способ решения учебной задачи (УЗ). Учитель при этом организует ситуацию постановки УЗ на раскрытие способа её решения средствами физических упражнений, находится в позиции консультанта и методолога, а ученики выполняют квазиисследовательскую деятельность (переоткрывают уже открытое, но в технологии полноценной деятельности) по раскрытию способа решения учебной задачи. Исходным понятием, раскрывающим смысл физкультуры, является физическое упражнение, а основной учебной задачей курса физкультуры является задача конструирования физического упражнения. Раскрытие исходного понятия физкультуры осуществляется в процессе решения системы учебных задач (УЗ). Естественно, что физическая культура на разных возрастных этапах (младшая школа, основная школа, старшая школа) будет иметь свои особенности, свой фокус в решении поставленных задач, обусловленный возрастными особенностями. Так, в младшем школьном возрасте доминирующей задачей должна стать задача освоения основных видов двигательных действий, в средней школе – задача совершенствования физической красоты тела и движений, в старшей школе – задача совершенствования своих физических возможностей в соответствии со своими потребностями. Задача раскрытия понятия «физическая подготовленность» является сквозной для каждого возраста, поскольку показатель физической подготовленности является ключевым показателем культуры физической деятельности. Анализ возрастных психологических и физиологических особенностей школьников показал, что младший школьник к авторству физической активности готов, но авторскими умениями не обладает, физически двигается много и движение приносит ему радость, но делает он это непроизвольно, а к произвольным длительным физическим нагрузкам не готов, хотя способен к быстрому восстановлению. Отсюда можно сделать вывод, что занятия физической культурой с младшими школьниками должны иметь достаточно большой объём физической нагрузки, но при этом она должна быть разбита на множество краткосрочных нагрузок с небольшими перерывами, во время которых идёт обсуждение (также небольшое по времени) вопросов, связанных с решением учебных задач. На уроках должна быть организована ситуация исследования того или иного способа, но при этом важно, чтобы дети постоянно соединяли свои размышления с пробами в движении. Поскольку дети пока не владеют никакими авторскими умениями, а распредмечивать эти умения возможно только в полноценной авторской деятельности, то на первых уроках все функции (и учителя, и учащегося как автора учебной деятельности) берёт на себя учитель, но при этом всё время сопровождает свои действия словесными объяснениями с разных позиций. Задаёт ситуацию, обостряет проблему, формулирует её, даёт возможность высказать свои соображения, а при их отсутствии у учеников предлагает варианты различных точек зрения героев, предлагает выбрать одну из версий и объяснить, почему, и при молчании предлагает объяснения с различных точек зрения, сам задаёт образцы физических действий и др. Постепенно происходит перераспределение функций между учителем и учеником. Ученики овладевают достаточным количеством умений, необходимых для исследователя, и выполняют их сами. Пояснение. Распредмечивание. В философской концепции деятельности (Гегель, Маркс, Ильенков, Юдин и др.) рассматриваются две её стороны: «опредмечивание», «распредмечивание», выражающие собой противоположность, единство и взаимопроникновение разных сторон человеческой предметной деятельности. При опредмечивании человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём. Благодаря этому предмет становится социальным, культурным или человеческим, по К. Марксу. Опредмечиваясь, сущностные человеческие силы переходят в объекты, в явления культуры. Затем в последующей деятельности происходит их распредмечивание, т.е. раскрытие сущностных человеческих сил, вычерпывание их из предметов, из явлений, объектов, в данном случае – объектов самой деятельности. Так, в познавательной деятельности распредмечивание в основном предназначено для последующего опредмечивания. Трудовая производственная деятельность характеризуется преимущественно опредмечиванием (через предшествующее ему распредмечивание). Общественно-коммуникативная деятельность, определяемая совместной деятельностью как минимум двух человек, реализует внутреннее единство отношений опредмечивания и распредмечивания. Так, в вербальном общении, являющемся формой реализации общественно-коммуникативной деятельности, говорение реализует опредмечивание смысла для его распредмечивания слушателем, тогда как в процессе слушания осуществляется распредмечивание, раскрытие этого смысла, смыслового содержания текста для последующего его опредмечивания (И.А. Зимняя, С. 79-80). Суть. При опредмечивании человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём. Затем в последующей деятельности происходит раскрытие сущностных человеческих сил, вычерпывание их из предметов, из явлений, объектов. Распредметить упражнение – понять, зачем оно применяется, как им овладеть. Распредметить картину – понять, какой смысл вложил в неё автор. Распредметить стихотворение – понять смысл, какой техникой пользовался автор, чтобы это было именно стихотворение, а не проза (понять законы стихосложения). По-другому. Вычерпать способности, вложенные в предмет, овладеть ими, чтобы использовать для того, чтобы вложить в другой предмет (свой). Взять их из предмета и вложить в другой. Так?
|