Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для самостоятельного изучения темы 2.






При изучении данной темы важно определить понятия методологии и метода в социологии. Методология конкретной науки (в том числе и социологии) – не что иное, как совокупность используемых ею методов получения и подтверждения нового знания. Современная социология имеет в своем арсенале большое разнообразие методов сбора, обработки и анализа социальной информации. Для различных теоретических социологических традиций характерно преимущественное использование тех или иных конкретных методов. Так, например, для структурного функционализма – это опрос; для символического интеракционизма – включенное наблюдение, биографический метод; для теории " выученного поведения" – эксперимент. Это не случайно. Конструирование какой-либо методики для изучения отдельных сторон проблемы включает в обязательном порядке исходные посылки, касающиеся понимания природы объекта в целом, и на этой основе – подбор адекватных способов, с помощью которых можно извлечь необходимые сведения.

В социологии используются следующие методы сбора эмпирической информации: метод анализа документов, наблюдение, социальный эксперимент и опрос.

Метод анализа документов. Анализ документов – один из наиболее широко применяемых в социологическом исследовании методов сбора первичной информации. Это обусловлено тем, что документы с различной степенью полноты отражают все стороны жизни общества: передают факты, события социальной действительности, а также мнения людей, их оценки. Анализ документов – метод систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимой с точки зрения целей исследования. Его основное назначение – извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования.

В социологии документом называется специально созданный автором материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Всякий документ содержит в себе два рода информации. Во-первых, это информация о фактах, событиях, результатах деятельности индивидов, групп, общества в целом. Во-вторых, в документе, его содержании, структуре, стиле, средствах выражения представлена обычно авторская позиция. И то, и другое является предметом анализа. Все многообразие используемых социологами документов можно классифицировать по различным основаниям, что также важно изучить. В социологии применяют различные виды анализа документов, необходимо разобраться, в чем их специфика.

Наблюдение как метод сбора социологической информации представляет собой метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения цели исследования. Основное назначение метода – получить объективную информацию, доступную восприятию наблюдателя и регистрируемую в виде признаков (категорий наблюдения), определить их повторяемость, типичность. Различают разнообразные виды наблюдения, выбор которых зависит от цели исследования, самого объекта и возможностей исследователя. Выделяется ряд оснований классификации видов наблюдения, поэтому важно уяснить специфику разнообразных видов наблюдения.

Социальный эксперимент. Эксперимент в социологическом исследовании представляет собой метод получения информации об изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов. Основное назначение эксперимента в социологическом исследовании состоит в выявлении информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, а также в получении весьма уникальной информации, добыть которую иными методами не представляется возможным.

Объектом эксперимента выступают социальная группа, коллектив, личность. В эксперименте выделяют два вида объектов: контрольные и экспериментальные группы. Экспериментальной называется группа, на которую оказывается воздействие независимой переменной. Контрольной называется группа, аналогичная экспериментальной, но не испытывающая воздействия экспериментальным фактором. Предметом эксперимента являются отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системой факторов, определяющих его социальную деятельность и поведение.

Различают несколько десятков видов социальных экспериментов. Теория эксперимента насчитывает более десятка различных способов его проведения в зависимости от критерия дифференциации. Рекомендуется в рамках изучения темы в первую очередь выделить классификацию по способу введения независимой переменной. Здесь имеют место: а) искусственный эксперимент – независимая переменная вводится искусственно; б) естественный эксперимент – переменная появляется независимо от желания экспериментатора; в) экс-пост-факто эксперимент – действия экспериментатора отсутствуют, прослеживается лишь действие независимой переменной по прошлым этапам изменения объекта.А также необходимо изучить классификацию по характеру логической структуры доказательств. Выделяются: а)параллельный эксперимент – сравнивается состояние двух идентичных по разным характеристикам групп; б) последовательный (линейный) – сравниваются состояния одной группы до и после введения независимой переменной.

Опрос как метод сбора социологической информации представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения социолога (анкетера, интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования. Опрос является самым популярным методом социологии как среди специалистов (60-70% социологических исследований содержат данные, полученные методом опроса), так и среди населения (образ социологии как науки связан именно с проведением опросов). Основное назначение метода: получить социальную информацию о состоянии мнения (общественного, группового, индивидуального), а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью.

Объект опроса – социальная общность, группа, индивид. Предмет опроса – субъективная оценочная информация, выраженная в мнениях респондентов и характеризующая их социальное поведение, мотивы, ценностные ориентации, события и факты их жизни.

Разнообразные виды опроса полезно не только изучить теоретически, но и проанализировать опыт собственного участия в них, так как практически у каждого человека в современном обществе такой опыт имеется.

Всевозможные разновидности опроса есть не что иное, как модификации таких способов получения информации как анкетирование и интервью. Далее необходимо подробно охарактеризовать эти способы опороса, выявив специфику их видов.

Основным инструментом получения информации методом опроса является вопрос. Вопрос – письменное или устное обращение к респонденту с целью выявления его мнения – это результат эмпирической интерпретации задачи основных понятий исследования, его гипотез. При изучении классификаций видов вопросов, используемых в анкетах и интервью, особое внимание следует обратить на их конструктивные особенности и функциональное назначение.

При изучении каждого из методов сбора эмпирической информации особое внимание следует уделить областям применения, нормативным требованиям того или иного метода, преимуществам и ограничениям в их применении.

В социологии различают количественную и качественную стратегии исследования.

Многие годы в эмпирической социологии доминирующее положение занимали исследования, цель которых состояла в проверке заранее выдвинутых гипотез с помощью формализованных методов и измерительных процедур – количественного или числового отражения изучаемых социальных явлений. Начиная с 1960-х гг. Усилилась критика структурного функционализма и традиционной эмпирической социологии, которая стала определяться в научной литературе как количественная, позитивистская. Эта критика исходила от сторонников феноменологических, этнометодологических направлений и была нацелена в первую очередь на пересмотр базисных предположений теории о природе социальной реальности, лежащих в основании количественного подхода. В то же время серьезной критике были подвергнуты применяемые в количественной социологии процедуры формализации и квантификации.

Однако появление любой гипотезы, ее рождение – это всегда результат осмысления и понимания каких-то социальных процессов. Именно поэтому в последние десятилетия ХХ в. большой популярностью стали пользоваться методы социологического исследования, предполагающие определенное понимание изучаемых феноменов и не требующие измерения и количественной интерпретации. Эти методы получили название качественных методов. К ним относят биографический метод, включенное наблюдение, метод устных историй, дискурсный анализ, глубинные интервью, фокус-группы, метод исследования частного случая (кейс-стади) и другие. Необходимо подробно изучить специфику этих методов.

Важно уяснить, что методико-инструментальный подход к соотношению количественной и качественной стратегии связан с их характеристикой как “жестких” и “мягких методов”. При помощи качественных методов реализуется феноменологический подход к изучению социальных процессов и явлений, но для эмпирической социологии важна дальнейшая конкретизация на уровне методов и инструментов исследования. Методы получения информации в эмпирической социологии (интервью, наблюдение, анализ документов) располагают широким набором модификаций. В зависимости от степени формализации, метод может быть “жестким” (количественным) или “мягким” (качественным). Например, различные виды интервью располагаются в континууме от жестко формализованного (анкета) до нарративного – свободного изложения без вмешательства со стороны интервьюера. Наблюдение, помимо степени включенности, может быть в различной степени формализованным или свободным. Анализ документов в зависимости от задач исследования тоже может предполагать определенную степень формализации, например, контент-анализ текстов. Другое дело, что “мягкие” варианты сбора данных предполагают получение иного типа информации, что влечет за собой и иные методы ее анализа.

Любое эмпирическое исследование может включать различный набор методов; “жесткие” и “мягкие” методы дополняют друг друга. Например, на предварительном этапе опроса, для уточнения исходных гипотез, проводится серия глубинных интервью. Однако, ряд специалистов полагают, что качественный метод, или качественные методы социологического исследования (как обобщенный термин разных подвидов такого исследования), подразумевает нечто большее, чем просто использование “мягких” методов. Качественное исследование – это специфическая исследовательская стратегия со своей логикой и последовательностью действий на разных этапах эмпирического исследования: от исходных посылок до анализа и интерпретации данных. Качественное исследование предполагает разнообразные стратегии полевого социологического исследования и определенные способы анализа данных. В целом, качественный анализ данных определяется специалистами как состоящий из трех действующих совместно процедур: 1) уплотнения данных, 2) представления данных, 3) формулирования выводов и их верификации. Далее важно рассмотреть отличительные черты, определяющие сложность проведения качественного анализа данных.

В социологии измерение социальных объектов осуществляется с помощью шкал, поэтому важно понять суть процесса измерения в социологии и проанализировать основные виды шкал, используемых социологами, а также возможности применения разнообразных методов анализа данных, полученных с их помощью.

Проведение социологического исследования требует тщательной подготовки. На подготовительном этапе работы создаются программа и рабочий план исследования. В программе формулируются проблемы исследования, определяются его объект, предмет, цели, задачи, интерпретируются и операционализируются основные понятия, разрабатываются рабочие гипотезы, а также определяются методы сбора, обработки и анализа социологической информации. Исследователем фиксируется тип исследования, определяются генеральная и выборочная совокупности.

Рассматривая сущность выборочного метода в социологии и вопросы конструирования выборки, необходимо особое внимание обратить на важность достижения достаточно высокой степени репрезентативности в социологическом исследовании.

Социологическое исследование завершается обработкой первичной социологической информации, анализом полученных данных и формулированием выводов и рекомендаций. Существуют как количественные, так и качественные методы анализа и обобщения социологической информации. В ходе изучения темы необходимо уяснить суть таких статистических методов анализа информации как группировка, расчет средних величин, коэффициентов корреляции, дисперсионный, регрессионный и факторный анализ, а также рассмотреть способы графического представления данных.

Обязательная литература:

Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической информации: Метод. Пособие. М., 1985, Вып.1, П.

Белановский С.А. Метод фокус-групп: Учебное пособие. – М.: Никколо- Медиа, 2001. - 280 с.

Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. – М.: Никколо – Медиа, 2001. – 280 с.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 с.

Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. 3-е изд. М., 1999.

Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. – 292с.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. 2-е изд-е. М.: Наука, 1987.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998.

Дополнительная литература:

Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.

Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. М., 1987.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995.

Беляевский И.К. Маркетинговые исследования. М., 2001.

Биографический метод в социологии: История, методология, практика. / Редкол. В.В.Семенова, Е.Ю.Мещеркина. М.: ИС РАН, 1994.

Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.

Богомолова Н.Н. Фокус-группы как метод социально- психологического исследования. Учебное пособие. – М.: Магистр, 1997. – 80с.

Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.

Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 1998.

Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988.

Гурьев В.И. Основы социальной статистики: методы, система показателей, анализ. М., 1991.

Дегтярев Г.П. Факторный анализ в социологическом исследовании: вопросы интерпретации // Комплексный подход к анализу данных в социологии. М.: ИС АН СССР, 1989. С. 168-184.

Дмитриева Е.В. Метод фокус-групп: проблема подготовки, проведения, анализа. // СОЦИС. – 1999. № 8. С. 133-138.

Дюран Б., Одел П. Кластерный анализ. М.: Статистика, 1977.

Елисеева И.И., Рукавишников В.О. Группировка, корреляция, распознование образов. М.: Статистика, 1977.

Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4М. 1993-1994. № 3-4.

Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 176с.

Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. /Отв. Ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н.Толстова. М.: Наука, 1987.

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. – 384с.

Кокрен У. Методы выборочного исследования: Пер. с англ. М., 1976.

Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS [Текст]: учеб.пособие для вузов. – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2006. 281с.

Крюгер Ричард А. Фокус-группы: практическое рук. Пер. с англ. 3-е изд. – М.: Вильямс, 2003. – 251с.

Лагун А. Онлайн фокус-группы как новый метод исследований в сети Интернет // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. № 2.

Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. №6. С.119-129.

Социальная статистика: Учеб./ Под ред.чл.- кор. РАН И.И.Елисеевой. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2001.

Социологическая информация в ЭВМ: Сбор, хранение, контроль, редактирование. Л., 1983.

Справочник по прикладной статистике: В 2-х т./ Под ред. Э.Ллойда, У.Лидермана, Ю.Н.Тюрина. М.: Финансы и статистика, 1989, 1990.

Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. Отв. ред. Г.В. Осипов. М.: Наука, 1977.

Степанов А.С. Метод контент-анализ и производственные принципы в исследовании актуальных проблем современного общества. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995.

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. 2-е изд., испр. М.: NOTA BENE, 1999.

Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации. М., 2001.

Тюрин Ю., Макаров А. Статистический анализ данных на компьютере. М.: ИНФРА-М, 1998.

Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации. М., 1988.

Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.- 752 с.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Метод, методика, техника, процедура. Дайте определение и раскройте содержание этих понятий.

2. В комплексе методов сбора социологической информации наибольшей популярностью пользуется (выберите из предложенного списка); анализ документов, наблюдение, эксперимент, опрос, биографический метод, кейс-стади.

3.Что называется репрезентативностью социологического исследования?

4. Какую выборку называют вероятностной?

5. Назовите преимущества и недостатки метода анализа документов.

6. Какова область применения в социологических исследованиях метода наблюдения (включенного и невключенного)?

7. Назовите виды опроса как метода сбора информации.

8. Какие методы исследования называют «качественными» и почему?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал