Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Методы социологического исследования






Понятия методологии и метода в социологии, их взаимообусловленность. Виды исследовательских стратегий. Сравнительный анализ количественной (статистической) и качественной (гуманистической) стратегий исследования.

Специфика количественной стратегии: гипотетико-дедуктивный метод сбора и анализа данных, в фокусе анализа – социальные институты и процессы, индивиды как продукты социума, преобладание формализованных («жестких») методов сбора эмпирической информации: массовых опросов на основе репрезентативной выборки с помощью специально разработанного вопросника (анкеты). Методы анализа информации: сравнительная статистика (средняя величина, мода, дисперсия), методы статистического анализа взаимосвязи признаков (коэффициенты корреляции), графический анализ. Назначение статистики – выявление тенденций общественного развития.

Качественная стратегия исследования: микроанализ на основе понимающей социологии, индуктивный метод сбора и анализа данных, неформализованные («мягкие») методы сбора эмпирической информации (история жизни, глубинные интервью, включенное наблюдение). Методы анализа информации: основаны на понимании смысла действий индивидов как социальных агентов, причастных к со-творению социума.

Сущность выборочного метода в социологии, конструирование выборки.

Проблема автономности применения и сочетаемости качественного и количественного подходов в социологии.

Методы сбора информации: общая характеристика.

Понятие метода, методики, техники, процедуры социологического исследования. Соотношение теории и метода в конкретном социологическом исследовании. Зависимость выбора методов сбора информации от специфики исследуемого объекта, исследовательской задачи.

Различение методов по характеру доставляемой информации. Проблема достоверности данных, получаемых различными методами. Надежность, обоснованность и точность эмпирической информации как критерий хорошей методики. Приемы контроля данных на адекватность, устойчивость, надежность.

Количественные и качественные методы, специфика их использования.

Выборочный метод. Сплошное и несплошное исследование. Виды несплошного исследования Проблема выборки Сущность выборочного метода Математическо-статистическое обоснование выборочного метода. Понятие репрезентативности. Ошибка репрезентативности, ее оценка, способы уменьшения. Качественная и количественная репрезентация объекта исследования.

Объем выборки, его определение. Генеральная и выборочная совокупности. Понятие малой выборки. Способы формирования выборки. Типы выборки Проверка репрезентативности выборки.

Метод анализа документов. Документы как важнейший источник социальной информации. Классификация документов. Проблема надежности и достоверности документальной информации. Традиционный и формализованный (контент-анализ) методы анализа документов. Сфера применения метода.

Метод наблюдения. Специфика социологического наблюдения. Виды наблюдения в социологии. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Социальный эксперимент. Социальное экспериментирование, его сущность и специфика. Классификация эксперимента. Назначение метода, область применения. Основные нормативные требования по использованию эксперимента в социологии.

Методы опроса. Опрос как метод получения социальной информации. Достоинства и недостатки метода (сфера применения, ограничения в применении). Недопустимость отождествления опроса с социологическим исследованием. Анкетирование и интервьюирование как разновидности программного опроса. Проблема достоверности информации. Принципы составления опросного листа. Виды вопросов анкеты, интервью по содержанию, форме, функции. Нормативные требования по проведению анкетирования и интервью.

Социометрический опрос как метод изучения межличностных отношений в малой группе.

Тесты в социологическом исследовании: сфера применения, область ограничения

Метод кейс-стади (исследования случая). Назначение метода, сфера применения и ограничения в применении.

Биографический метод. Понятие, сфера применения, специфика, ограничения в применении, нормативные требования.

Включенное наблюдение как разновидность метода наблюдения. Типы включенного наблюдения. Специфика применения. Сфера применения. Ограничения в применении.

Этнографическое исследование как способ изучения каждодневной практики социальной общности.

Историческое исследование (устные истории) как источник субъективного опыта переживания определенных исторических событий.

Групповая дискуссия илиметод «фокус-группы» как способ выявить различие в понимании проблемы, события, явлений определенными группами людей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал