Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для самостоятельного изучения темы 1.2.






В данном разделе мы рассмотрим вопросы, связанные со становлением социологии как науки.

Проблемы развития общественной жизни волновали человечество с давних пор. Их теоретическую разработку предпринимали ещё древнегреческие философы Платон и Аристотель.Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а так же «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

Первых социологов античности называют социальными философами. Они как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Поскольку в античности «общество» и «государство» не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов.

Возникновение социологии связывают с именем французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввёл в употребление сам термин «социология».

О.Конт, во всеобщей классификации наук, поставил социологию на самую вершину. Социология должна открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Свои открытия она совершает при помощи четырёх методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причём применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Суть основанного О.Контом позитивизма (положительный, научный) можно свести к следующему. Социологии не следует заниматься субъективными рассуждениями и абстрактным бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют объективные законы, подобные природным законам. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных» наук. Позитивисты выступали за объективное, беспристрастное объяснение социальных процессов. Такая «объясняющая социология» должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.

По мнению О.Конта наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов, к которым О.Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть (философские суждения, оторванные от жизни).

Учение О.Конта состояло из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.

Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. В обществе, как в живом организме, части гармонично согласованы между собой. Изучение социальной динамики важно потому, что она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур.

Центром социологической мысли XIX века была Западная Европа. Помимо О.Конта и М.Вебера наиболее значительный вклад в развития социологии в этот период внесли немецкий мыслитель – обществовед Карл Маркс (1818-1883), английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

Имя учёного Годы жизни Основные идеи
Огюст Конт 1798 -1857 Основатель социологии позитивизма; социология должна быть точной наукой;
Карл Маркс 1818 -1883 Задача учёных не только объяснять, но и изменить мир – путём революции;
Герберт Спенсер 1820 -1903 Путь развития общества – эволюция, т.е. постепенное и естественное движение;
Эмиль Дюркгейм 1858 -1917 Задача социологии – строгое и объективное изучение социальных фактов;
Макс Вебер 1864 -1920 Основатель «понимающей социологии»; сторонник идей всеобщей рационализации.

Карлу Марксу (1818-1883) принадлежит страстный призыв к учёным не только изучать мир, но и изменять его. Причём главным средством изменения может стать только революция – крутая ломка и всеохватывающий, принудительный переворот в жизни общества.

Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента анализа К.Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к разным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса.

К.Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы – это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций. Все изменения в обществе основаны на постоянной борьбе между классами.

К.Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развитие социального конфликта, обусловленного неравенством. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем эти противоречия накапливаются, через новые столкновения, ведущие к новым соглашениям. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетённых классов и осознание ими несправедливости своего положения. Всё это, в конечном счёте, становится причиной глобального классового конфликта и появления новой качественной определённости – бесклассового общества.

Таким образом, К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

Герберт Спенсер (1820-1903). Главной идеей изменения общества является эволюция – процесс постепенного, плавного и естественного развития человеческих обществ. На Г.Спенсера огромное влияние оказала теория эволюции Ч.Дарвина. Он пришёл к убеждению, что её можно было бы применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Он сравнил общество с биологическими организмами, а отдельные части общества – с частями организма, каждая из которых влияет на функционирование целого. Г.Спенсер считал, что подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Дольше выживают наиболее приспособленные. Таким образом, естественный отбор происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных. В тоже время процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению общественного устройства, т.к. его части становятся более специализированными (например, общества стали значительно сложнее в период промышленной революции в результате углубляющегося разделения труда и развития таких специализированных институтов как фабрики, банки, фондовые биржи).

В сложном обществе одну часть нельзя заменить другой. В результате части общества становятся взаимозависимыми. Все они должны функционировать на благо целого, в противном случае общество развалится. Такая взаимозависимость является основой социальной интеграции.

Г.Спенсер не был реформатором. Он полагал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора и правительство не должно вмешиваться в этот процесс (например, помогать бедным) – такая философия получила название «социальный дарвинизм». Г.Спенсер был убеждён, что на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто некое естественное и устойчивое равновесие интересов.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – классик французской социологии.Социологическое познание должно быть направлено не на сознание и поведение отдельных индивидов, а на изучение, так называемых социальных фактов, которые стоят над каждым из членов данного общества. Социальные факты – это особые общественные явления, порождённые объединёнными действиями людей и их коллективным сознанием. Это, в частности, действующие в обществе моральные и правовые нормы, определённые традиции и привычки, сложившееся отношение к религии, образованию, науке и т.п. Именно социальные факты отличают одно общество от другого. И они же определяют поведение индивидов среди других людей.

Считать социальные факты доступными объективному изучению, наряду с магнетизмом и гравитацией, было по тем временам революционным шагом. Но Э.Дюркгейм был уверен, что они существуют независимо от индивида наподобие природных фактов. например, он объяснил самоубийства уровнем интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы; чем выше уровень интеграции, тем ниже уровень самоубийств (объяснение социального социальным).

Главным в человеческом обществе, что цементирует и сплачивает его, Э.Дюркгейм считал социальную солидарность, а силой, создающей общественное целое, полагал разделение труда, т.е. специализацию и распределение по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупность общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Общество – это надындивидуальное бытиё, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые они называют «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определённую функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей может быть нарушено, и тогда эти части становятся искажённой, плохо функционирующей формой социальной организации. Введённый им в научный обиход термин «аномия» (различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества; состояние общества, в котором заметная его часть, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно) позволяет дать объяснение причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Макс Вебер (1864-1920) – немецкий экономист, историк и социолог.

Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества назвал культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно М.Веберу, только индивид, обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное понятие. «Класс», «государство», «общество» – собирательные понятия. Это абстракция, придуманная учёными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать «идеальными типами».

Говоря о методах исследования, М.Вебер подчёркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно, необходим поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Статистика и изучение мотивов –взаимодополнительные части социологического исследования. Но как выяснить мотивы? Учёному надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.

Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Социальное действие – общество – это действующие индивиды – каждый индивид хочет достичь свою цель – индивид понимает, что легче это сделать сообща – главный мотив поступков – целерациональность.

(При этом общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, т.к. их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и остаются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском.)

Так М.Вебер подошёл к теории социального действия, выделив четыре его типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное.

Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это прежде всего отношения власти. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию – искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий координирующий деятельность всех её работников.

Главная идея – это идея всеохватывающей рациональности, т.е. разумно организованной, целесообразной жизни. Это предполагает 1) рациональное, предельно эффективное хозяйствование; 2) рациональную бюрократию (форма власти, предполагающая господство чиновников в обществе; сами госчиновники, руководящий состав), т.е. хорошо отлаженное управление обществом; 3) рациональное право – чёткие и действенные нормы и правила, регулирующие отношения между людьми; 4) рациональную религию (протестантизм – возражающая), воспитывающую в людях трудолюбие, скромность, честность, аккуратность,

Обязательная литература

1. Бачинин В.А. История западной социологии. – СПб.: Лань, 2002.

2. Воронцов А.В. История социологии XIX-начало XX века. Ч.1. – Москва: ВЛАДОС, 2005.

3. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологию. – М.: Кн. дом " Университет", 2001.

4. Громов И.А. Западная социология. – СПб.: Изд-во ДНК, 2003.

5. Давыдов Ю.Н. Очерки по истории теоретической социологии 19 -начала 20 вв. – М.: Наука, 1994.

6. Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. – М.: Магистр, 1997.

7. Елсуков А.Н. История социологии. – Минск: Вышэйшая школа, 1997.

8. История социологии в Западной Европе и США / Отв. Ред. Г.В. Осипов.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001.

9. История социологии / под общ. ред. В. И. Добренькова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

10. История теоретической социологии. / Отв. ред. Ю.Н.Давыдов. –СПб.: Изд-во Рус. Христ. гуманит. ин-та, 2000.

11. Капитонов Э.А. История и теория социологии. Социология XIX века. – М.: Экспертное бюро: ПРИОР, 2000.

12. Кравченко А.И. История зарубежной социологии. – М.: Культура: Акад. проект, 2005.

13. Култыгин В.П. Ранняя немецкая классическая социология. – М.: Б.и., 1991.

14. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма = Sociologie d'Emile Durkheim. – СПб.: Алетейя, 2001.

15. Очерки по истории теоретической социологии 20 столетия: От М.Вебера к Ю.Хабермасу, от Г.Зиммеля к постмодернизму / Отв.ред. Давыдов Ю.Н. – М.: Наука, 1994

Дополнительная литература

Вебер М. Избранное.Образ общества: Пер.с нем. / М.Вебер.—М.: Юрист, 1994.—702с.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод социологии: [Пер. с фр.] / Эмиль Дюркгейм; Изд. подгот. А. Б. Гофман; [Примеч. В. В. Сапова].—М.: Наука, 1991.—572 с.

Контрольные вопросы для самопроверки

1.Каковы предпосылки для возникновения социологии как науки?

2.Дайте определение «позитивизма» в трактовке О.Конта?

3.Объясните понимание «социальной эволюции» Г.Спенсером?

4.Что является предметом социологии М.Вебера?

5.Как вы понимаете термин общественной солидарности в социологии Э.Дюркгейма?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал