Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава






Все процессы производства, в том числе и транспортный, планируются, измеряются и оцениваются с помощью определенной системы показателей и измерителей. Характер работы автотранспортных предприятий (АТП), специфические особенности транспортного процесса, условия, в которых выполняются перевозки, потребовали создания системы показателей, отражающих как отдельные элементы, так и весь транспортный процесс в целом. Эти показатели устанавливают связь между элементами транспортного процесса и количественным изменением транспортной продукции. Система технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава (ТЭП) положена в основу организации и планирования деятельности АТП.

В дальнейшем будем применять следующие обозначения:

А сп – списочный парк, ед.;

АД сп – списочный парк, автомобиле-дни (а-д);

А т – численность технически исправного подвижного состава, ед.;

АД т – численность технически исправного подвижного состава, а-д;

А т, АД т – технически исправные автомобили, то же, что А гэ, АД гэ;

А р – численность подвижного состава, находящегося в ремонте и

на техническом обслуживании, ед.;

АД р – численность подвижного состава, находящегося в ремонте и на

техническом обслуживании, а-д;

А п – численность подвижного состава, находящегося на простоепо организационным причинам, ед.;

АД п – численность подвижного состава, находящегося на простое, а-д;

А э – численность подвижного состава, находящегося в эксплуатации, ед.;

АД э – численность подвижного состава, находящегося в эксплуатации,

а-д;

АД р. д – численность списочного парка за рабочие дни расчетного периода, а-д;

a т – коэффициент технической готовности;

a в – коэффициент выпуска;

a и – коэффициент использования подвижного состава;

q н – номинальная грузоподъемность автомобиля (прицепа, автопоезда), т;

q ф – масса фактически перевозимого груза, т;

g – статический коэффициент использования грузоподъемности;

g д – динамический коэффициент использования грузоподъемности;

Lоб, Lгр, Lx, – пробег автомобиля общий, с грузом, холостой, нулевой соответственно, км;

l м, l ег, l x, l н – длина маршрута, пробег с грузом за ездку, холостой за ездку, нулевой, км;

n e, n o – число ездок, оборотов;

b, b е, β м, b рд – коэффициент использования пробега, коэффициент ис-

пользования пробега за ездку, на маршруте, за рабочий день;

Т н, Т м, Т дв – время работы водителя в наряде, на маршруте, в движении, ч;

t e, t o, t н, t д, t п-р – время выполнения ездки, оборота, нулевого пробега, в

движении, на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и простои по другим причинам, ч;

Т с – время, затрачиваемое на перевозку груза (сообщения, доставки), ч;

V т, V э, V c – скорость техническая, эксплуатационная, доставки груза

(сообщения) соответственно, км / ч;

U e, U ч, U р.д – производительность транспортного средства за ездку, часовая, за рабочий день соответственно, т за ездку, т / ч, т / р.д;

W e, W ч, W р.д – производительность транспортного средства за ездку, часовая, за рабочий день, учитываемая в ткм за ездку, ткм / ч, ткм / р.д;

Q – объем перевозок, т;

Р – грузооборот, ткм;

 

Условно ТЭП можно классифицировать по группам:

показатели состояния парка;

показатели использования подвижного состава;

показатели производительности.

1. Парком подвижного состава или списочным парком Аспназывают общее количество автомобилей, тягачей, прицепов, полуприцепов, находящихся в распоряжении предприятия и числящихся на его балансе.

Списочный парк подвижного состава состоит из ходового парка Ах, то есть технически исправных единиц подвижного состава, готовых к выполнению перевозок, и единиц подвижного состава, находящихся в ремонте, техническом обслуживании и ожидании ремонта Ар:

. (1)

 

 

Технически исправный парк подвижного состава может полностью находиться в эксплуатации (Аэ), либо часть его может простаивать по разным причинам (Ап): из-за отсутствия водителей, работы, при ограничениях движения и по другим обстоятельствам:

. (2)

В связи с этим списочный парк рассматривают как сумму автомобилей, находящихся в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте и простаивающих по разным причинам:

. (3)

Списочный парк подвижного состава автотранспортного предприятия не остается постоянным по количеству и составу в течение планируемого либо учетного периода (месяца, квартала, года) вследствие списания, пополнения, выхода в ремонт и по другим причинам. В связи с этим рассчитывают среднесписочный парк подвижного состава на основании данных об изменении парка за период (увеличение, сокращение с учетом сроков выбытия или поступления в АТП). Для этого определяют количество автомобиле-дней (прицепо-дней) нахождения на предприятии списочного парка с учетом прибывающего и выбывающего подвижного состава.

Автомобиле-дни АД определяются произведением количества автомобилей на количество дней нахождения их на АТП.

Среднесписочное число автомобилей определяют соотношением

, (.4)

где А с – количество автомобилей (тягачей, полуприцепов, прицепов и др.), числящихся на балансе предприятия на начало периода;

Д к – календарное число дней в рассчитываемом периоде;

.А п, А в – количество поступивших, выбывших за учетный период единиц

подвижного состава;

Д п – количество дней пребывания на предприятии вновь поступившего подвижного состава;

Д в – количество дней пребывания на предприятии выбывающего (списанного, переданного) подвижного состава.

В связи с тем, что структура парка неоднородна и состоит из автомобилей, прицепов и полуприцепов разной грузоподъемности, для оценки провозной способности парка пользуются показателями общей грузоподъемности парка и средней грузоподъемности единицы подвижного состава:

, (5)

. (6)

Техническая готовность парка подвижного состава к работе оценивается коэффициентом технической готовности, показывающим, какая часть подвижного состава из списочного количества находится в технически исправном состоянии и может быть использована в работе:

; или . (7)

 

Коэффициент технической готовности парка во многом зависит от организации работы технической службы АТП, условий эксплуатации, технического состояния подвижного состава и мастерства водителей. Большое значение в повышении качества технического состояния парка имеют регулярно и качественно проводимые техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, что позволяет увеличить межремонтные пробеги и сократить время нахождения подвижного состава в ремонте.

При определении коэффициента технической готовности простои подвижного состава по организационно-техническим причинам (отсутствие заказов на перевозки, недостаток водителей, отсутствие эксплуатационных материалов, климатические и дорожные условия и т. д.) не учитываются, так как в соответствии с формулой (3.2) ходовой парк включает подвижной состав, находящийся в эксплуатации, и подвижной состав, технически исправный, но простаивающий по организационно-техническим причинам.

Исправный подвижной состав назначается на работу (в этом случае говорят, что автомобили находятся в наряде, в эксплуатации) либо может простаивать по каким-либо причинам. Выпуск подвижного состава на линию оценивается коэффициентом выпуска α в или коэффициентом использования подвижного состава α и:

или ; (8)

 

(9)

2. Показатели использования грузоподъемности – соответственно коэффициенты использования грузоподъемности статический γ и динамический γ д:

; (10)

(11)

 

3. За время наряда автомобиль совершает пробег к месту первой погрузки, выполняет несколько ездок (оборотов) по перевозке от грузоотправителей грузополучателям и возвращается в парк. Пробег автомобиля за время наряда (смену) L определяется из соотношения:

(12)

 

где lм – пробег автомобиля за время работы на маршруте, км;

l н – нулевой пробег, км;

l г, l х – пробег с грузом, пробег холостой за оборот, км.

 

4. Коэффициент использования пробега

, , (13)

 

где β – коэффициент использования пробега за смену;

β м – то же при работе на маршруте.

 

5. При совершении ездки автомобиль загружают, выполняют перевозку груза, выгружают груз и подают к месту очередной загрузки. Кроме того, автомобиль может простаивать в ожидании погрузки или выгрузки, при оформлении передачи груза и по другим причинам. Время ездки tе определяют соотношением

 

(14)

 

где t дв, t п, t р, t пр – время соответственно движения, простоя под погрузкой,

разгрузкой, при оформлении передачи груза и по другим причинам, ч.

Воспользовавшись коэффициентом использования пробега (13) и обозначив t п+ t р+ t пр, через t п-р получим время одной ездки автомобиля

, (15)

 

где V т – техническая скорость движения при выполнении перевозок, км / ч.

 

6. Время простоя подвижного состава при его загрузке или разгрузке может быть определено по формуле

, (16)

 

где t п(р) – время, затрачиваемое непосредственно на загрузку разгрузку) транспортного средства (время грузовой операции), ч;

К н – коэффициент неравномерности подачи подвижного состава под погрузку (разгрузку);

 

7. Число ездок (оборотов) за рабочий день

 

; . (17)

 

8. Расчетные скорости движения:

 

техническая

, (18)

эксплуатационная

, (19)

 

сообщения

, (20)

 

где Т с – время, затрачиваемое на доставку груза, ч.

 

Время сообщения определяется с учетом времени погрузки, непосредственно движения транспортного средства с грузом и разгрузки:

. (21)

 

Скорость сообщения (доставки) определяется при необходимости сравнения этого показателя с аналогичным на других видах транспорта.

 

9. Объем транспортной работы:

 

объем перевозок

(22)

 

грузооборот

(23)

 

10. Производительность подвижного состава грузового автотранспорта чаще всего определяют в тоннах либо в тонна-километрах за час работы или за смену. Формулы для расчета производительности подвижного состава приведены в табл. 1.

Критерии оценок:

«отлично» - все задачи решены правильно, оформлены согласно требованиям

«хорошо» - две задачи решены правильно, третья задача выполнена с ошибками

«удовлетворительно» -одна задача решена правильно

Самостоятельная работа №7

 

Студент должен:

Знать: виды пробегов и его использование

Уметь: решать задачи с измененными условиями

Задание.
Решить вариативные задачи по теме «Пробег подвижного состава и его использование»
Условие выполнения задания:
1.Задачи выполняются в тетради для самостоятельных работ, написанными от руки или на листах формата А4. Условие задачи записывается в словесном и буквенном обозначении. Решение вкладывается в портфолио студента по дисциплине. Задачи со знаком * являются дополнительными. Задачи выполняются в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению задач, приведенными в СРС № 6. Задача №1 Время нахождения автомобиля в наряде 7.95 час. Время движения - за ездку – 42 мин. Время под погрузкой – разгрузкой - 24 мин. Время нулевого пробега – 15 мин. Общий пробег автомобиля на маршруте - 224 км. Определить общий пробег автомобиля за ездку. Задача №2 Автомобиль выполнил за день 6 ездок. Средняя длина ездки с грузом 28 км. Коэффициент использования пробега на маршруте 0.7. Коэффициент использования пробега за сутки 0.6. Рассчитать суточный и нулевой пробеги автомобиля Задача №3 Чему равен дневной пробег автомобиля Зил – 130 на маршруте, если средняя длина ездки с грузом – 15 км. Коэффициент использования пробега за ездку – 0.6. Время ездки – 93 мин. Время на маршруте – 12.4 час Задача №4 * Время работы автомобиля на маршруте 9час. Время нахождения в движении за ездку 2 час.36 мин. Суммарое время простоя под погрузкой – разгрузкой за ездку 0.4 час. Длина груженного пробега за ездку - 18 км. Коэффициент использования пробега за ездку 0.75. Определить холостой пробег автомобиля на маршруте за день 2..Время на выполнение задания – 2 часа  

Критерии оценок:

«отлично» - все задачи решены правильно, оформлены согласно требованиям

«хорошо» - две задачи решены правильно, третья задача выполнена с ошибками

«удовлетворительно» - одна задача решена правильно

 

 

Самостоятельная работа №8

 

Студент должен:

Знать: Время в наряде, время на маршруте

Уметь: решать задачи с измененными условиями

Задание.
Решить вариативные задачи по теме «Показатели использования времени работы ПС»
Условие выполнения задания:
1.Задачи выполняются в тетради для самостоятельных работ, написанными от руки или на листах формата А4. Условие задачи записывается в словесном и буквенном обозначении. Решение вкладывается в портфолио студента по дисциплине. Задачи со знаком * являются дополнительными. Задачи выполняются в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению задач. Задача №1 Автомобиль выехал из гаража в 6час. З0 мин. И выполнил 5 ездок. Время одной ездки 1, 4 часа. Время на нулевой пробег за день - 1час. 43 мин. Определить время в наряде и возвращения автомобиля в гараж, если время перерыва - 45 мин. Задача №2 Определить время работы автомобиля на линии, если техническая скорость автомобиля – 38 км /час, эксплуатационная скорость – 29 км /час, а время движения автомобиля за день – 11 час. Задача №3 Определить время в наряде, если автомобиль выехал из гаража в 7час. 40мин, а вернулся в гараж – 19час. 15 мин. Время на обед составляет 1 час, Время пересмены - 10 мин. Задача №4 * Время выезда автомобиля из гаража 7час 15 мин, время возвращения в гараж – 16 час 30мин, продолжительность обеденного перерыв водителя – 1 час. Общий пробег автомобиля за день составил 300 км. Определить время движения автомобиля за день, если время простоя под погрузкой – разгрузкой за день – 2 час. 2..Время на выполнение задания – 2 часа

Критерии оценок:

«отлично» - все задачи решены правильно, оформлены согласно требованиям

«хорошо» - две задачи решены правильно, третья задача выполнена с ошибками

« удовлетворительно» - одна задача решена правильно

Самостоятельная работа №9

 

Студент должен:

Знать: Виды скоростей

Уметь: решать задачи с измененными условиями

Задание.
Решить вариативные задачи по теме «Скорости движения подвижного состава»
Условие выполнения задания:
1.Задачи выполняются в тетради для самостоятельных работ, написанными от руки. или на листах формата А4. Условие задачи записывается в словесном и буквенном обозначении. Решение вкладывается в портфолио студента по дисциплине. Задачи со знаком * являются дополнительными. Задачи выполняются в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению задач. Задача №1 Время в движении за ездку равно 2.6 час. Простой под погрузкой и разгрузкой за ездку – 0.4час. Расстояние перевозки груза – 54 км. Коэффициент использования пробега за ездку – 0.6. Определить техническую и эксплуатационную скорости Задача №2 Рассчитать время простоя автомобиля под погрузкой – разгрузкой за ездку, если за рабочий день были следующие показатели: груженный пробег за ездку - 9 км. Коэффициент использования пробега - 0.5. Техническая скорость – 30 км/час, время в наряде - 8 час. Число ездок - 5. Нулевой пробег – 17 км. Задача №3 Автомобиль грузоподъемностью 5 тонн за день перевез 18 тонн груза. Коэффициент статического использования грузоподъемности составил 0.9. определить количество ездок. Задача №4 * Время выезда автомобиля из гаража 6час 28 мин, время возвращения в гараж – 17 час 15мин, продолжительность обеденного перерыв водителя – 45 мин. Общий пробег автомобиля за день составил 250 км. Определить время движения автомобиля за день, если время простоя под погрузкой – разгрузкой за день –1.4 час. 2..Время на выполнение задания – 2 часа

 

Критерии оценок:

«отлично» - все задачи решены правильно, оформлены согласно требованиям

«хорошо» - две задачи решены правильно, третья задача выполнена с ошибками

«удовлетворительно» - одна задача решена правильно

 

Самостоятельная работа №10

Задание.
1.Составить конспект по теме «Влияние коэффициента использования грузоподъемности на производительность подвижного состава» 2. Построить график зависимости «Влияние отдельных показателей на производительность подвижного состава»
Условие выполнения задания:
1. Конспект составляется в тетради для самостоятельных работ, написанным от руки или на листах формата А4. Текст конспекта вкладывается в портфолио студента по дисциплине. 2. Конспект выполняется в соответствии с методическими указаниями приведенные в самостоятельной работе №2. 3. Построить график зависимости производительности ПС в тоннах и тонно – километрах в зависимости от: - коэффициента использования пробега, - технической скорости, - времени простоя ПС под погрузкой – разгрузкой, - времени в наряде,
- длины ездки с грузом.
4. Задачи выполняются в тетради для самостоятельных работ, написанными от руки. или на листах формата А4. Условие задачи записывается в словесном и буквенном обозначении. Решение вкладывается в портфолио студента по дисциплине. Задачи со знаком * являются дополнительными. Задачи выполняются в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению задач в СРС №6. Задача №1 Построить график зависимости суточной производительности автомобиля МАЗ – 500 А в тоннах т тонно – километрах от изменения времени простоя под – погрузкой – разгрузкой за ездку, если статический коэффициент использования грузоподъемности равен 1, средняя длина ездки с грузом – 18 км, коэффициент использования пробега за день - 0.65, среднетхническая скорость составляет 23 км/час, время нахождения автомобиля в наряде – 14 час, время простоя под погрузкой - разгрузкой за ездку 24 мин; 30 мин; 42 мин. Задача №2 Построить график зависимости суточной производительности автомобиля ЗИЛ - 130 в тоннах и тоннокилометрах от изменения величины средней длины ездки с грузом, если: статический коэффициент использования грузоподъемности равен 0, 8, коэффициент использования пробега за день - 0.49, среднетхническая скорость составляет 22 км/час, время нахождения автомобиля в наряде – 16 час, время простоя под – погрузкой – разгрузкой за ездку 24 мин, средняя длина ездки с грузом – 5 км; 12 км; 20 км. Задача №3 Построить график зависимости суточной производительности автомобиля ЗИЛ - 130 в тоннах и тоннокилометрах от изменения коэффициента использования грузоподъемности, если: коэффициент использования пробега за день - 0.7, среднетхническая скорость составляет 23 км/час, время нахождения автомобиля в наряде – 14 час, время простоя под – погрузкой – разгрузкой за ездку 30 мин, средняя длина ездки с грузом – 8 км, коэффициент использования грузоподъемности 0, 6; 0, 8; 1 Задача №4 * 1. Построить график зависимости суточной производительности автомобиля ГАЗ – 53 Б в тоннах и тоннокилометрах от изменения времени нахождения автомобиля в наряде, если: статический коэффициент использования грузоподъемности равен 1, коэффициент использования пробега за день – 0, 48, среднетхническая скорость составляет 21 км/час, средняя длина ездки с грузом –5 км, время простоя под – погрузкой – разгрузкой за ездку 12 мин, время нахождения автомобиля в наряде 10 час; 12 час; 14 час.  

5..Время на выполнение задания – 3 час

 

Критерии оценок:

«отлично» - конспект, задачи и графики оформлены согласно требованиям, студент ориентируется в материале, свободно отвечает на вопросы преподавателя

«хорошо» - конспект и графики оформлены согласно требованиям, студент слабо ориентируется в материале

«удовлетворительно» - конспект и графики оформлены согласно требованиям, студент слабо ориентируется в материале, работа сдана с нарушением сроков.

 

 

Самостоятельная работа №11

Студент должен:

Знать: Время в наряде, время на маршруте, понятие ездки

Уметь: решать задачи с измененными условиями

Задание.
Решить вариативные задачи по теме «Расчет числа ездок»
Условие выполнения задания:
1.Задачи выполняются в тетради для самостоятельных работ, написанными от руки или на листах формата А4. Условие задачи записывается в словесном и буквенном обозначении. Решение вкладывается в портфолио студента по дисциплине. Задачи со знаком * являются дополнительными. Задачи выполняются в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению задач. Задача №1 Автомобиль грузоподъемностью 10 т перевез за день 80 т груза. Коэффициент статического использования грузоподъемности - 0.8. Суточный пробег автомобиля - 200 км. Коэффициент использования пробега за день – 0, 5.Определить среднюю длину ездки с грузом за день. Задача №2 Определить число ездок, выполненных автомобилем, если автомобиль выехал из гаража в 7час 45 мин, вернулся в гараж в 18час. 55 мин, время перерыва водителя составляет 1 час, время нахождения автомобиля в движении за ездку – 35 мин, время простоя автомобиля под погрузкой – разгрузкой за ездку 24 мин, время на нулевые пробеги – 40 мин. Задача №3 Определить длину ездки автомобиля с грузом, если: груженный пробег автомобиля за сутки составляет 120 км, холостой пробег – 50 км, за день автомобиль выполняет 5 ездок. Задача №4 * Определить количество ездок автомобиля за день, если: время в наряде составляет 12 ч, коэффициент использования пробега за день 0, 7, техническая скорость - 24 км/ч, расстояние перевозки 8 км, время простоя автомобиля под погрузкой – разгрузкой за ездку составляет 40 мин. 2..Время на выполнение задания – 2 часа

 

Критерии оценок:

«отлично» - все задачи решены правильно, оформлены согласно требованиям

«хорошо» - две задачи решены правильно, третья задача выполнена с ошибками

«удовлетворительно» - одна задача решена правильно

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал