![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава
Все процессы производства, в том числе и транспортный, планируются, измеряются и оцениваются с помощью определенной системы показателей и измерителей. Характер работы автотранспортных предприятий (АТП), специфические особенности транспортного процесса, условия, в которых выполняются перевозки, потребовали создания системы показателей, отражающих как отдельные элементы, так и весь транспортный процесс в целом. Эти показатели устанавливают связь между элементами транспортного процесса и количественным изменением транспортной продукции. Система технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава (ТЭП) положена в основу организации и планирования деятельности АТП. В дальнейшем будем применять следующие обозначения: А сп – списочный парк, ед.; АД сп – списочный парк, автомобиле-дни (а-д); А т – численность технически исправного подвижного состава, ед.; АД т – численность технически исправного подвижного состава, а-д; А т, АД т – технически исправные автомобили, то же, что А гэ, АД гэ; А р – численность подвижного состава, находящегося в ремонте и на техническом обслуживании, ед.; АД р – численность подвижного состава, находящегося в ремонте и на техническом обслуживании, а-д; А п – численность подвижного состава, находящегося на простоепо организационным причинам, ед.; АД п – численность подвижного состава, находящегося на простое, а-д; А э – численность подвижного состава, находящегося в эксплуатации, ед.; АД э – численность подвижного состава, находящегося в эксплуатации, а-д; АД р. д – численность списочного парка за рабочие дни расчетного периода, а-д; a т – коэффициент технической готовности; a в – коэффициент выпуска; a и – коэффициент использования подвижного состава; q н – номинальная грузоподъемность автомобиля (прицепа, автопоезда), т; q ф – масса фактически перевозимого груза, т; g – статический коэффициент использования грузоподъемности; g д – динамический коэффициент использования грузоподъемности; Lоб, Lгр, Lx, – пробег автомобиля общий, с грузом, холостой, нулевой соответственно, км; l м, l ег, l x, l н – длина маршрута, пробег с грузом за ездку, холостой за ездку, нулевой, км; n e, n o – число ездок, оборотов; b, b е, β м, b рд – коэффициент использования пробега, коэффициент ис- пользования пробега за ездку, на маршруте, за рабочий день; Т н, Т м, Т дв – время работы водителя в наряде, на маршруте, в движении, ч; t e, t o, t н, t д, t п-р – время выполнения ездки, оборота, нулевого пробега, в движении, на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и простои по другим причинам, ч; Т с – время, затрачиваемое на перевозку груза (сообщения, доставки), ч; V т, V э, V c – скорость техническая, эксплуатационная, доставки груза (сообщения) соответственно, км / ч; U e, U ч, U р.д – производительность транспортного средства за ездку, часовая, за рабочий день соответственно, т за ездку, т / ч, т / р.д; W e, W ч, W р.д – производительность транспортного средства за ездку, часовая, за рабочий день, учитываемая в ткм за ездку, ткм / ч, ткм / р.д; Q – объем перевозок, т; Р – грузооборот, ткм;
Условно ТЭП можно классифицировать по группам: показатели состояния парка; показатели использования подвижного состава; показатели производительности. 1. Парком подвижного состава или списочным парком Аспназывают общее количество автомобилей, тягачей, прицепов, полуприцепов, находящихся в распоряжении предприятия и числящихся на его балансе. Списочный парк подвижного состава состоит из ходового парка Ах, то есть технически исправных единиц подвижного состава, готовых к выполнению перевозок, и единиц подвижного состава, находящихся в ремонте, техническом обслуживании и ожидании ремонта Ар:
Технически исправный парк подвижного состава может полностью находиться в эксплуатации (Аэ), либо часть его может простаивать по разным причинам (Ап): из-за отсутствия водителей, работы, при ограничениях движения и по другим обстоятельствам:
В связи с этим списочный парк рассматривают как сумму автомобилей, находящихся в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте и простаивающих по разным причинам:
Списочный парк подвижного состава автотранспортного предприятия не остается постоянным по количеству и составу в течение планируемого либо учетного периода (месяца, квартала, года) вследствие списания, пополнения, выхода в ремонт и по другим причинам. В связи с этим рассчитывают среднесписочный парк подвижного состава на основании данных об изменении парка за период (увеличение, сокращение с учетом сроков выбытия или поступления в АТП). Для этого определяют количество автомобиле-дней (прицепо-дней) нахождения на предприятии списочного парка с учетом прибывающего и выбывающего подвижного состава. Автомобиле-дни АД определяются произведением количества автомобилей на количество дней нахождения их на АТП. Среднесписочное число автомобилей определяют соотношением
где А с – количество автомобилей (тягачей, полуприцепов, прицепов и др.), числящихся на балансе предприятия на начало периода; Д к – календарное число дней в рассчитываемом периоде; .А п, А в – количество поступивших, выбывших за учетный период единиц подвижного состава; Д п – количество дней пребывания на предприятии вновь поступившего подвижного состава; Д в – количество дней пребывания на предприятии выбывающего (списанного, переданного) подвижного состава. В связи с тем, что структура парка неоднородна и состоит из автомобилей, прицепов и полуприцепов разной грузоподъемности, для оценки провозной способности парка пользуются показателями общей грузоподъемности парка и средней грузоподъемности единицы подвижного состава:
Техническая готовность парка подвижного состава к работе оценивается коэффициентом технической готовности, показывающим, какая часть подвижного состава из списочного количества находится в технически исправном состоянии и может быть использована в работе:
Коэффициент технической готовности парка во многом зависит от организации работы технической службы АТП, условий эксплуатации, технического состояния подвижного состава и мастерства водителей. Большое значение в повышении качества технического состояния парка имеют регулярно и качественно проводимые техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, что позволяет увеличить межремонтные пробеги и сократить время нахождения подвижного состава в ремонте. При определении коэффициента технической готовности простои подвижного состава по организационно-техническим причинам (отсутствие заказов на перевозки, недостаток водителей, отсутствие эксплуатационных материалов, климатические и дорожные условия и т. д.) не учитываются, так как в соответствии с формулой (3.2) ходовой парк включает подвижной состав, находящийся в эксплуатации, и подвижной состав, технически исправный, но простаивающий по организационно-техническим причинам. Исправный подвижной состав назначается на работу (в этом случае говорят, что автомобили находятся в наряде, в эксплуатации) либо может простаивать по каким-либо причинам. Выпуск подвижного состава на линию оценивается коэффициентом выпуска α в или коэффициентом использования подвижного состава α и:
2. Показатели использования грузоподъемности – соответственно коэффициенты использования грузоподъемности статический γ и динамический γ д:
3. За время наряда автомобиль совершает пробег к месту первой погрузки, выполняет несколько ездок (оборотов) по перевозке от грузоотправителей грузополучателям и возвращается в парк. Пробег автомобиля за время наряда (смену) L определяется из соотношения:
где lм – пробег автомобиля за время работы на маршруте, км; l н – нулевой пробег, км; l г, l х – пробег с грузом, пробег холостой за оборот, км.
4. Коэффициент использования пробега
β м – то же при работе на маршруте.
5. При совершении ездки автомобиль загружают, выполняют перевозку груза, выгружают груз и подают к месту очередной загрузки. Кроме того, автомобиль может простаивать в ожидании погрузки или выгрузки, при оформлении передачи груза и по другим причинам. Время ездки tе определяют соотношением
где t дв, t п, t р, t пр – время соответственно движения, простоя под погрузкой, разгрузкой, при оформлении передачи груза и по другим причинам, ч. Воспользовавшись коэффициентом использования пробега (13) и обозначив t п+ t р+ t пр, через t п-р получим время одной ездки автомобиля
где V т – техническая скорость движения при выполнении перевозок, км / ч.
6. Время простоя подвижного состава при его загрузке или разгрузке может быть определено по формуле
где t п(р) – время, затрачиваемое непосредственно на загрузку разгрузку) транспортного средства (время грузовой операции), ч; К н – коэффициент неравномерности подачи подвижного состава под погрузку (разгрузку);
7. Число ездок (оборотов) за рабочий день
8. Расчетные скорости движения:
техническая
эксплуатационная
сообщения
где Т с – время, затрачиваемое на доставку груза, ч.
Время сообщения определяется с учетом времени погрузки, непосредственно движения транспортного средства с грузом и разгрузки:
Скорость сообщения (доставки) определяется при необходимости сравнения этого показателя с аналогичным на других видах транспорта.
9. Объем транспортной работы:
объем перевозок
грузооборот
10. Производительность подвижного состава грузового автотранспорта чаще всего определяют в тоннах либо в тонна-километрах за час работы или за смену. Формулы для расчета производительности подвижного состава приведены в табл. 1. Критерии оценок: «отлично» - все задачи решены правильно, оформлены согласно требованиям «хорошо» - две задачи решены правильно, третья задача выполнена с ошибками «удовлетворительно» -одна задача решена правильно Самостоятельная работа №7
Студент должен: Знать: виды пробегов и его использование Уметь: решать задачи с измененными условиями
Критерии оценок: «отлично» - все задачи решены правильно, оформлены согласно требованиям «хорошо» - две задачи решены правильно, третья задача выполнена с ошибками «удовлетворительно» - одна задача решена правильно
Самостоятельная работа №8
Студент должен: Знать: Время в наряде, время на маршруте Уметь: решать задачи с измененными условиями
Критерии оценок: «отлично» - все задачи решены правильно, оформлены согласно требованиям «хорошо» - две задачи решены правильно, третья задача выполнена с ошибками « удовлетворительно» - одна задача решена правильно Самостоятельная работа №9
Студент должен: Знать: Виды скоростей Уметь: решать задачи с измененными условиями
Критерии оценок: «отлично» - все задачи решены правильно, оформлены согласно требованиям «хорошо» - две задачи решены правильно, третья задача выполнена с ошибками «удовлетворительно» - одна задача решена правильно
Самостоятельная работа №10
Критерии оценок: «отлично» - конспект, задачи и графики оформлены согласно требованиям, студент ориентируется в материале, свободно отвечает на вопросы преподавателя «хорошо» - конспект и графики оформлены согласно требованиям, студент слабо ориентируется в материале «удовлетворительно» - конспект и графики оформлены согласно требованиям, студент слабо ориентируется в материале, работа сдана с нарушением сроков.
Самостоятельная работа №11 Студент должен: Знать: Время в наряде, время на маршруте, понятие ездки Уметь: решать задачи с измененными условиями
Критерии оценок: «отлично» - все задачи решены правильно, оформлены согласно требованиям «хорошо» - две задачи решены правильно, третья задача выполнена с ошибками «удовлетворительно» - одна задача решена правильно
|