Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция образования






В работе «Школа будущего» я постарался показать эволюцию в сфере обучения (образования). Если ясно представлены конкретные шаги эволюции, то можно увидеть, что будет требовать эволюция в дальнейшем развитии и в соответствии с этим сделать следующие шаги, и чтобы этот эволюционный шаг произошел, необходимы огромные усилия, и здесь никакая «саморганизующая природа», ни Создатель не поможет. Рассчитывать приходится только на свои силы. Народная мудрость не зря говорит: «На бога надейся, а сам не плошай». Это утвержденная временем истина.

Можно еще раз очень коротко, схематично рассмотреть, точнее, наверное, проследить основные шаги эволюции в образовании. В начале своего развития школа была однообразной – один преподаватель учил всех учеников сразу. Постепенно жизнь людей менялась, все больше накапливалось информации. Старая школа не справлялась с новыми задачами. Ход развития показывал – необходимо создавать новые формы обучения. Первый это увидел Коменский, разработал и начал внедрять в жизнь новую школу. Эволюция образования не шла сама собой, нужно было прилагать огромные усилия, чтобы новое пробивала себе дорогу. Самоорганизоваться новая школа не могла, необходимо было упорно преодолевать старые «оковы», ведь старое никогда само по себе не уходит, и тем более из себя не выстраивает нового качества. Старое будет противостоять пока хватит ей сил (в этом тоже имеется большой положительный момент – это стабильность, но и без нового жизнь не может существовать). Новое может появиться на новом месте, когда отвоюет себе пространство для собственного системного движения, развития (скорее всего новое постепенно заполняет свое пространство, набирает силу для своей самоорганизации – более расширенно будет сказано в дальнейшей работе «Философия диалектики»).

Сегодняшняя система обучения Коменского уже немало проработала – сотни лет. Она внесла огромный вклад в развитие общества, благосостояния людей. Новое образование дало импульс толчок другим сферам, которые начали убыстренно развиваться. Произошли большие изменения, которые в свою очередь вызывали следующие изменения. Все новое со временем стабилизируется, закрепляется и уже теряет способность к каким-либо изменениям – новое превращается в старое. В целом нет никакого постоянства, четкой очередности процессов. Если в одном месте что-то стабилизируется, то в другом месте происходит разрушение, появление нового. В неоднородности, в непостоянстве процессов – образуется изменчивость, происходит развитие и, возможно, что в этом есть суть самого движения, в ее непостоянстве.

Сегодняшняя школа явно уже устарела, форма обучения отжила. И всем очевидно – образование в глубочайшем кризисе: дети совсем не хотят учиться, учителя не могут с этим ничего поделать, т.е. изменить ситуацию так, чтобы у детей появился интерес к учебе. Старая школа уже не вписывается в современную жизнь, в далеко ушедшее развитие. Прежние стимулы не работают. Нужны такие перемены, чтобы у детей появился смысл учиться, а у учителей появилось желание их учить. Объект должен вовлечен в движение, в развитие, но для этого необходимы кардинальные перемены.

Какие же перемены нужны? Эволюция в этом может помочь, если она ясно и правильно понята. До Коменского была индивидуальная система обучения. Введение им классной формы работы с учащимся (полностью прежний метод не отбрасывался – индивидуальный подход старались иногда частично применять), перевернуло все обучение - основная работа шла уже с классом. На каждом этапе развития метод обучения был по-своему эффективным, и решал задачи своего времени. Сегодня, когда очень многое изменилось, классная система не может полностью удовлетворять потребности нового этапа развития. необходимо переходить на индивидуальный принцип образования, с применением современных технических средств. Это не повторение метода, что был в прошлом, хотя его основной подход остается. При этом полностью не отбрасывается классная система, но основой будет являться индивидуальный подход, т.е. вся система образования будет выстраиваться через этот индивидуальный принцип (и программы, и подбор в классы и т.д. – все об этом сказано в работе «Школа будущего»).

Сейчас как будто пытаются провести реформу образования. Проект назвали: «Наша новая школа». Но если классная форма остается, то навряд ли получится создать новую школу, так как все новшества, все изменения будут подчинены его основе – классного устройства. Только поменяв форму с классного подхода на индивидуальный, можно создать новую школу. Такой мы должны сделать шаг, так требует эволюция. Здесь нет полного отрицания старой школы, а есть сочетание двух основных подходов в обучении, но основой уже является индивидуальный принцип. В этом есть некое повторение прежнего, но они уже создают систему нового уровня. В этом случае развитие не прерывается и начинается новый следующий эволюционный этап.

Большевики, когда установили свою власть, решили построить свою новую школу, отвергнув прежнюю (они не только в образовании, но и в других сферах делали тоже самое, отвергали старое – об этом было сказано в работе «Исторический процесс…»). Опыт оказался очень плачевным. Непрерывность развития была нарушена, т.к. предыдущая основа была уничтожена, потому произошло падение до той основы, которая большевиками не была разрушена, т.е. начался обратный процесс. Эволюция может возвращаться назад. Но это никак не идет на пользу развитию. Большевикам пришлось приложить не мало усилий, чтобы восстановить ими же разрушенное (как они любили выражаться «разрушить до основания», но беда усугублялась тем, что они разрушили и само основание и, скорее всего и не одно, на которых базировались основные этапы эволюции – теперь их нужно было возвращать обратно).

Сегодня у нас совершенно противоположная картина – на самом деле никто не хочет создавать новую эволюционную школу. Более двух лет я предлагаю конкретные шаги по созданию такой школы, которые мог бы практически осуществить. Но мои предложения остаются без какого-либо внимания. А зря! Я уверен на все сто, что следующая школа в основе своей, будет такой, какой я указал в работе «Школа будущего». Такая уверенность исходит оттого, что другого эволюционного шага просто не может быть. Так говорит сама эволюция. Просто к ней нужно прислушаться. Уже давно понятно, что школа вступила в полосу кризиса (об этом я еще говорил почти 30 лет назад, указал как кризис будет проявляться, в чем будет его суть; я специально пошел работать в школу, чтобы все проблемы образования изучить изнутри и наработать некоторый опыт по их преодолению; немало идей было апрробировано, хотя это давалось очень сложно, т.к. старое не хочет появления нового). Все, что я говорил ранее, все подтвердилось – это только подтверждает мою правоту – изменению формы обучения. И чем быстрее она займет свое место в эволюционном развитии, тем лучше будет для всех. Но пока старое не пускает, а новое не может развиться. Создается разрушительная ситуация, когда все «разрушится до основания» и само основание не останется, после чего будет очень сложно что-то создавать. Разве нам это нужно?..


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал