Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные модели исторического процесса в философии истории XIX вв. (Гегель, Маркс, Ницше, Марбургская школа)






 

Гегель: В отличие от мышления, природа не развивается. Поэтому античные мыслители были неправы, полагая, что история человечества — круговорот. Это история природы, а не история человечества, иначе мировой дух не сможет вернуться к себе, «познать себя через посредство исторически конкретного развертывания своих потенций». (Ср. натурфилософию Шеллинга). Развитие мышления: субъективный (личный) дух – объективный (социальный) дух – абсолютный дух (религия, наука > философия, через которую дух возвращается к себе). Это три проявления единого процесса движения духа к самому себе. Движение духа к себе — движение к свободе, а единство бытия означает единство исторического процесса. История человечества разумна и закономерна; в истории общества реализуется содержание мирового духа. Разумность бытия накапливается вместе со становлением мирового духа. Мировой дух проявляется на каждом конкретном этапе в духе «исторического» народа, т. е. народа, творящего в данный момент историю. Люди воспроизводящие («хитрость разума» делает из их корыстных поступков историю в рамках народного духа на тот или иной момент) vs. всемирно-исторические, которые чувствуют призывы мирового духа и воспринимают их как свои собственные, они могут подвигнуть воспроизводящих людей на ускоренное развитие.

Диалектика господина и раба («Феноменология духа»): самосознание возможно лишь постольку, поскольку оно существует для другого и признается им; распределение ролей господина (удовлетворяющего свое желание — его основание для сознания — и существующего для себя) и раба (служащего инструментом удовлетворения чужого желания и существующего для другого из отсроченного страха смерти) происходит на добровольной основе, что определяет их взаимозависимость. Это базовая форма сообщества и, соответственно, проявления мирового духа, но она не стабильна, поскольку распределение признания и признавания происходит неравномерно, нет свободы, и поэтому стороны все время меняются местами. Отрицая самосознание раба, господин таким образом отрицает свое собственное самосознание и не является в полной мере осознающим себя самого. Работая над материалом, предоставленным ему господином, раб познает самого себя и, таким образом, может подняться над господином; для этого, однако, рабу приходится изменить структуру окружающей его реальности, чтобы подняться над ней. История — постепенное развитие условий для взаимного признания. В

 

Диалектика раба и господина

First, the two abstract consciousnesses meet and are astounded at the realization of the self as a foreign object. Each can choose to ignore the other, in which case no self-consciousness forms and each views the other merely as an animated object rather than an equivalent subject. Or, they become mesmerized by the mirror-like other and attempt, as they previously had done in controlling their own body, to assert their will.

According to Hegel,

" On approaching the other it has lost its own self, since it finds itself as another being; secondly, it has thereby sublated that other, for this primitive consciousness does not regard the other as essentially real but sees its own self in the other." [1]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал